ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С НИМИ
Знание возрастных особенностей поможет вожатому найти общий язык с детьми, правильно выстроить свою работу с детским коллективом, подобрать игры и дела, которые ребятам будут интересны и увлекательны.
Дети младшего возраста (5-8 лет)
Рост и развитие | Характерные особенности | Советы вожатому |
> Общее управление телом хорошее | > Высокий уровень активности > Кризис 7 лет - «кризис непосредственности» > Любознательны > Мышление конкретное > Подвижны > Не умеют концентрировать внимание на чем-то одном > Высокий авторитет взрослого > Желание научиться различать - что такое хорошо и что такое плохо > Лучшая награда — похвала > Считают друзьями тех, кого видят чаще других | > Организуй подвижные |
игры при ограничении | ||
Координация глаз и рук улучшается к 7 | прыжков и бега | |
> Используй ритмические | ||
годам > Быстрая утомляемость, особенно при однообразных движениях > Слабая мускулатура спины и брюшного пресса, нарушение осанки > Руки и ноги растут быстрее тела | виды деятельности, пение, | |
театральные постановки | ||
> Обучай трудовым | ||
навыкам | ||
> Развивай умения лазать и | ||
пользоваться качелями | ||
> Предоставляй детям | ||
свободу действий, | ||
развивай способности | ||
Проблемы детей младшего возраста
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Тоска по дому | Отвлечь интересными делами, переключить внимание |
Задают множество вопросов | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
Быстро утомляются | Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, в труде |
Не имеют навыков самообслуживания (не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.) | Терпеливо приучать к порядку |
Неуверенны в себе | Дать нагрузку с учетом из возможности и состояния здоровья, не акцентируя на этом внимание |
Готовы пробовать все на вкус | Рассказать о ядовитых ягодах и растениях |
Потеряли интерес к занятиям, Рассеянное внимание | Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени |
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых | Не подавать дурного примера |
Впечатлительны | Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки» |
Постоянно рискуют, склонны к травматизму | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности |
Дети среднего возраста (9-11 лет)
Рост и развитие | Характерные особенности | Советывожатому |
> Рост девочек опережает рост мальчиков > Начинается процесс полового созревания > Учащается сердцебиение | > Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек > Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны > Часты беспокойные состояния > Шумны, спорят, влюбчивы > Боятся поражения, чувствительны к критике | > Поощряй детей > Организуй коллективные спортивные игры и соревнования, занятия по интересам > Организуй |
> Чаще появляется головная боль > Ускоряется развитие скелета, рук, ног > Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью | > Интересы постоянно меняются > Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых > Укрепляется волевая сфера > Бурно проявляются эмоции > Повышенное стремление к спорам, неуступчивость > Стремятся испытать себя в активной практической деятельности > Поручения выполняют легко и охотно > Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу | разумное руководство, пробуди в ребятах интерес к окружающему миру > Используй виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной активности |
Проблемы детей среднего возраста
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Обидчивость, повышенная чувствительность с несправедливости | Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей |
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов, использование косметики и украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия | Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению режима дня. |
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков | Стремится переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры | Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними |
Появление тайн, озорство, шалости | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организуйте игры с элементами романтики |
Рост и развитие | Характерные особенности | Советы вожатому | ||||
> Девочки выше мальчиков > Половое созревание > Быстрый рост Мускулатуры, | > Испытывают внутреннее беспокойство > Антагонизм между мальчиками и цевочками, дразнят друг друга > Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых | > проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек) > отдавай предпочтение спортивным | ||||
различий между детьми, некоторые уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть | > Стремление утвердить свою самостоятельность > Острая потребность в активности > Способны противостоять влиянию окружающих > Горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие > Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди взрослых и сверстников | выполнение порученных заданий > воздействуй опосредованно - через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов | ||||