Анализ организации и нормирования труда на предприятии.




При анализе организации и нормировании труда следует исходить из целей предприятия как системы. Это означает, что анализ трудовых процессов и социальных трудовых отношений должен проводиться как часть комплекса мер по повышению эффективности производства.

Анализ организации и нормирования труда имеет следующие направления:

1. Структура персонала, ее соответствия целям предприятия.

2. Использование раб времени персонала и фонда времени работы оборудования.

3. Соответствие раб. мест и условий труда требованиям ТБ.

4. Система обслуживания раб. мест.

5. Характер взаимоотношений м/у сотрудниками и соц. группами предприятия.

6. Система норм и нормативных материалов.

7. Структура доходов сотрудников предприятия, формы и системы оплаты труда, структура з/п.

Уровень организации труда рассчитывается по коэф-там:

Уровень разделения трудар.т) по формуле:

Кр.т.=1-Σtп.р. / Тсм * n,

Где tн.р - суммарное время выполнения рабочим не предусмотренной заданием работы в течение смены, мин; Т см – продолжительность рабочей смены, мин; n – число рабочих.

Уровень организации рабочих местр.м) по формуле:

Кр.м.=nр.м.т. / nр.м., где nр.м.т – количество рабочих мест, организованных по типовым проектам; nр.м – общее количество рабочих мест.

Уровень оснащенности рабочих местосн.м) по формуле: Косн.м=Sф / Sn

Где S ф – число единиц оснастки, инструментов, фактически применяемых на рабочем месте; S n – число единиц оснастки и инструмента, предусмотренных технологией.

Уровень централизованного обслуживания рабочих местобс) по формуле: Кобс=nр.н.обс. / nр.м, где nр.м.обс – количество рабочих мест, которые обслуживаются централизованно; nр.м – общее количество мест.

Уровень условий трудау.т) по формуле:

Ку.т=n√ а1; а2, …, аn, где а1; а2, …, аn - индекс соответствия фактических условий труда нормативным, по факторам, их определяющим; n – количество факторов, характеризующих условия труда, по которым проводились замеры.

Анализ нормирования труда:

Анализ состояния нормирования труда в подразделениях предприятия проводят с целью оценки организации работы по нормированию труда и разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков. В зависимости от периодичности и методов проведения анализ может быть оперативным или целевым. Анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков. При оперативном анализе в разрезе структурных подразделений изучают численность рабочих-сдельщиков и ее распределение по проценту выполнения норм; средний процент выполнения норм. В процессе анализа указанные показатели сопоставляют по цехам, участкам, бригадам, а также со средним показателями по предприятию в целом. Анализ может проводиться поквартально или ежемесячно. В процессе анализа уровня выполнения норм целесообразно определить, в какой степени отклонения среднего процента выполнения норм по подразделениям от аналогичного показателя по предприятию в целом вызваны изменениями качества действующих норм. С этой целью по каждому подразделению необходимо определить максимально допустимые отклонения в уровне выполнения норм за счет различий в индивидуальной производительности труда рабочих:

Д=Пв.н. * М / √n * 100, где П ВН – средний процент выполнения норм по предприятию в целом; М – статистическое допустимое отклонение индивидуальной производительности труда отдельных рабочих от среднего уровня; n – численность, рабочих-сдельщиков в данном подразделении.

Если отклонение процента выполнения норм по данному подразделению от среднего процента по предприятию превышает указанную величину Д, то это свидетельствует о низком качестве действующих в данном подразделении норм, об их слабой напряженности.

Если отмечается рост численности рабочих, значительно перевыполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам. Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм, который может быть определен по формуле: Ун=Σtф * К/ΣНд, где Σtф – сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин; ΣНд – сумма действующих норм времени на эти операции, мин; К – коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ.

Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков производиться по следующим показателям:

- охват нормированием труда рабочих-повременщиков;

- удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других, более прогрессивных нормативов; - качество действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, и определяется по формуле: А=Чн/Чобщ, где Чн – численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.; Ч общ – общая численность рабочих-повременщиков,чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле: Кn=1,23*ОП+1,09*Том+ОТц / 100, где ОП, ТОМ, ТОЦ – удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих-повременщиков, труд которых нормируется

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле: Аск=А/Кn,

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях времени сокращают численность

- своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

- пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема производства; - разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм;

- улучшение организационно-технического уровня производство и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами.

- работающих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются 2 показателя:

- удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;

- уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле: Ас=Чn/Чоб,

Где Чн - численность специалистов и служащих, труд которых нормируется; Ч об – общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

а) охваченных нормативами численности: P1=ΣЧнi / ΣЧфi,

Где ЧHi, ЧФI - соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;

б) охваченных нормативами времени: Р2=ΣЧнр/ΣВЧнр,

Где В – уровень выполнения норм по подразделениям;

Чнр – численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;

n – количество подразделений на предприятии;

в) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

Р3= ΣЧnфi/ ΣЧnнi, где Чnфi, Чnнi – соответственно фактическая и нормативная численности подчиненных; m – количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширения сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:

- расширение сферы нормирования труда;

- и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;

7.7 Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.

Эф-ть управления должна, в конечном счете, определяться результатами произ-ва. Оценка эф-ти системы управления может производиться по критериям, носящим кач-ый и колич-ный хар-р.

К кач-ным показателям относятся:

-научно-технический уровень управления (применение научных методов, организационной и вычислительной техники);

-уровень квалификации работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и др.);

-обоснованность принимаемых решений работниками аппарата управления;

-достоверность и полнота информации, которой располагает управляющая система;

-уровень культуры управления (характеризуется практикуемым стилем руководства, количеством конфликтных ситуаций и т.д.);

-уровень культуры труда работников аппарата управления (использование рабочего времени, режим дня, условия труда).

Колич-ыми показателями оценки эф-ти системы управления являются:

– трудовые: соот-ие численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих; фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда на один рубль объема производства;

– финансовые: величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде зар.платы персонала.

Наибольшее распространение при оценке управленческого труда получили:

1. Метод определения эф-ти стр-ры рабочего дня.

2. Метод оценки использования рабочего времени.

3. Метод экспертного нормирования.

4. Метод экспертных оценок.

1. Так, например, эф-ть стр-ры рабочего дня можно определить по следующей формуле: Эс = n/О, где Эс — эффективность структуры рабочего дня; n — время на решение перспективных задач; О — время на оперативную деятельность.

2. Для оценки результативности использования рабочего времени может применяться коэф-т использования рабочего времени К, который рассчитывается по формуле: K = K э*K и, где K э — коэф-т экстенсивности использования рабочего времени; K и —коэф-т интенсивности использования рабочего времени;

Kэ = (Ф-П)/Ф, здесь Ф — общий фонд рабочего времени; П — потери рабочего времени.

Коэф-т интенсивности использования рабочего времени определяет рациональность структуры рабочего времени руководителя в сравнении с нормативной, полученной экспертным путем, и рассчитывается по формуле:

где j Ф и j Н — фактическая и нормативная доля каждого элемента в структуре баланса рабочего времени; n — количество видов затрат рабочего времени.

В оптимальном случае значение общего показателя использования рабочего времени должно быть близким к единице. Чем ниже значение показателя, тем, следовательно, хуже использовано рабочее время руководителя.

3. Метод экспертного нормирования заключается в том, что формирование нормативов осуществляется группой высококвалифицированных специалистов-экспертов на основе оценки потенциала работника, количества и качества труда, исходя из собственного опыта в выполнении данной работы или научного прогноза. Правомерность оценок экспертов проверяется методами ранговой корреляции.

Метод экспертного нормирования получил распространение в нашей стране еще в середине 70-х гг. в работах С.Д. Бешелева, А.А. Годунова, Ф.Г. Гурвича, А.А. Звягина и др. при прогнозировании развития общества, определении тенденций в развитии науки и техники, в социологических исследованиях, особенно по оценке деловых качеств и квалификации работников. Известны разработки по применению метода экспертных оценок для нормирования затрат труда линейных руководителей, инженерных работников, нормирования трудоемкости проектных работ.

Сущность метода экспертного нормирования управленческого труда заключается в исследовании, систематизации и оценке фактических затрат труда и сроков выполнения функциональных обязанностей, определяемых экспертно самим работником управления по базовым предприятиям, статистической оценке достоверных данных, корректировке данных с учетом квалификации кадров, объема информации и применяемых технических средств с помощью поправочных коэффициентов, определении средневзвешенных значений трудоемкости и сроков решения задач. Метод экспертного нормирования управленческого труда имеет ряд преимуществ.

Во-первых, затраты на разработку экспертных нормативов значительно ниже в расчете на одну задачу управления, чем затраты при использовании других методов. Некоторое снижение точности экспертных нормативов и возможный ущерб от их применения компенсируются значительно более низкими затратами на их

разработку.

Во-вторых, они могут быть использованы для единообразного нормирования труда руководителей и специалистов.

В-третьих, привлечение кадров управления в качестве экспертов для разработки нормативов по своей должности снижает психологический барьер к последующему применению нормативов.

Сбор данных о фактических затратах управленческого труда осуществляется на предприятиях путем анкетирования руководителей, которые экспертно определяют размеры затрат труда на решение конкретных задач с помощью специальной анкеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: