Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.




Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными и, по сути, воспроизводили на протяжении не одного тысячелетия существующие социальные отношения. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, ставших священными традициями. Отсюда особая ценность прошлой истории в жизни древних (особенно восточных) цивилизаций.

Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды эволюционного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение друг на друга различных временных событий: событий, характеризующих историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.

Социальная философия.

Социальную философию принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой раздел философии, в котором изучаются качественное своеобразие общества (отличие от природы; отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его цели (общественные идеалы), генезис и развитие (социальная история), судьбы и перспективы. В узком смысле - это раздел общей социологии, исследующий названные проблемы с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин - политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и др.

Социальная философия возникла и развивалась одновременно с философией. Как одно из направлений общей социологии социальная философия формировалась по мере становления пограничных с нею научных дисциплин. Основоположниками этого направления социальной философии можно считать, с одной стороны, А. Сен-Симона и О. Конта, а с другой - К. Маркса и Ф. Энгельса. Наибольшее развитие в западной философии и социологии это направление получило в XX в. в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий общественной науки с психологическим и философско-антропологическим подходами.

Исторический материализм

Исторический материализм, или материалистическое понимание истории, представляет собой марксистскую теорию развития общества и методологию его познания, изучающую общество как целостную и развивающуюся социальную систему, общие законы и движущие силы исторического процесса.

Важнейшими принципами исторического материализма являются признание первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию; выделение из совокупности общественных отношений производственных отношений как экономической структуры, определяющей другие отношения между людьми; идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории, понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-исторических формаций; первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации образуют прогрессивные ступени развития общества; движущей силой развития общества является классовая борьба, которая приводит к социальной революции, являющейся выражением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, закономерной формой перехода от одной формации к другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: