Вклад П.Ф. Лесгафта в теорию и практику физического образования детей.




Семинарское задание.

Большой вклад П. Ф. Лесгафт внёс в область педагогики: он творчески обогатил и двинул вперед русскую и мировую педагогическую науку двумя своими капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (в трех частях) и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию, какое дал он в своем замечательном труде.

 

В работе «Семейное воспитание…» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.

 

2.1 Личность и идеи

 

В лице П. Ф. Лесгафта мы имеем не только выдающегося ученого-педагога; он является, вместе с тем, глубоко убежденным гуманистом, демократом, противником царского самодержавия и неутомимым борцом за женское образование в России.

 

Он был великим правдолюбцем в науке и в жизни, боролся против произвола и насилия над личностью человека, против невежества, предрассудков, мракобесия, расовых лжеучений и низкопоклонства. Ученый страстно хотел, чтобы общество, в котором он жил, состояло из свободных и равноправных, всесторонне развитых и нравственно чистых людей, - и за все это царские власти и сам царь боялись его не меньше, чем революционера. П. Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной из революционных партий того времени. Однако он глубоко сочувствовал революционному движению и всячески помогал революционерам.

 

Его лекции запрещались, его идеалы считались крамольными.

 

Его изгоняли из учебных заведений и лишали права преподавательской деятельности.

 

Созданные им школы неоднократно закрывались.

 

Его высылали за границу.

 

Ему не давали работать.

 

Почти всю свою жизнь он находился под негласным надзором царской жандармерии, и каждый его шаг был предметом пристального изучения и обсуждения охранки.

 

Под стать ему были и его многочисленные ученики и ученицы.

 

Их называли бомбистами. Среди них было много пламенных революционеров и настоящих марксистов-ленинцев.

 

Развитие личности П. Ф. Лесгафта, как ученого-новатора, педагога-общественника, посвятившего себя служению простому народу, его просвещению и оздоровлению, протекало под сильным влиянием общественно-педагогического движения в России 60-х годов XIX столетия.

 

Прогрессивные демократические идеи 60-х годов были и его идеями: свобода от крепостного рабства, ненависть к самодержавно-помещичьему произволу; независимость науки и научного творчества от реакционных сил; проведение в жизнь научных достижений в пользу народа; новая школа, дающая подрастающим поколениям научное и связанное с жизнью полноценное, общее образование; отрицательное отношение к ранней профессионализации; выдвижение на первый план воспитательных задач; активизация методов обучения; осмысленное обучение вместо механической зубрежки и слепого подражания; уважение к личности ребенка; охрана материнства и младенчества; равноправие женщин с мужчинами и равноценное мужскому женское образование; связь физического воспитания с умственным, нравственным эстетическим и трудовым воспитанием; вера в силу науки и просвещения -- вот главные идеи и проблемы, которым П. Ф. Лесгафт оставался верен всю свою жизнь и за реализацию которых он неотступно боролся в жестких условиях царского самодержавия и, полицейского произвола.

 

Таков в общих чертах незабвенный образ Петра Францевича Лесгафта.

 

2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта

 

Педагогическая система П. Ф. Лесгафта в связи с его естественноисторическими воззрениями зиждется:

 

а) на материалистически-монистическом решении психо-физической проблемы;

 

б) на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;

 

в) на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений;

 

г) на признании в качестве главнейшей цели воспитания подрастающего поколения всестороннего гармонического воспитания человека при ведущей роли нравственного воспитания.

 

Здоровый педагогический оптимизм и построение всей системы воспитания на анатомо-физиологических и психологических основах - отличительная черта педагогической системы П.Ф.Лесгафта.

 

В физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт придавал решающее значение не наследственности, а среде, воздействию на ребенка окружающих людей -- воспитанию. «Как бы ни были способны родители,-- говорил он,-- дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет» П.Лесгафт, Наследственность. См. журнал «Русское богатство» за 1889 г., №11, стр.102-106..

 

Главная задача воспитания -- это развитие духовности или, как говорил сам П.Ф. Лесгафт, «идейной жизни» и «умственного совершенства». Он считал, что очень важно помочь ребенку сделать из себя неустанного и стойкого борца за свои идеи, за истину и правду; научить ребенка владеть и управлять собою.

 

Ребенок рождается ни добрым, ни злым; ни лживым, ни правдивым; ни лицемерным, ни честолюбивым; ни поэтом, ни музыкантом и т. д., а становится тем или другим лишь благодаря воспитанию.. «Большинство воспитателей,-- замечает Лесгафт,-- в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», «а «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

 

И верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность» Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.ч.1 стр.1-2.

 

Происхождение индивидуальных различий П. Ф. Лесгафт объяснял, прежде всего, условиями воспитания.

 

Остановимся кратко на главных вопросах педагогической системы П. Ф. Лесгафта, пользуясь при этом большей частью формулировками, взятыми из различных его трудов.

Вклад А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской, А.В. Кене-Ман, Д.В. Хухлаевой в разработку вопросов теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста.

Особое место среди специалистов в области физического вос питания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагогА.В.Кенеман (1896—1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В.Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей до школьного возраста».
Рассматривая физическую культуру как одно из достижений человечества, А. В.Кенеман убедительно раскрывает важность фор мирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружаю щей среде.
Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на раз работанныйП.Ф.Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая за кономерности, методы и приемы успешного обучения, А.В.Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика использования сюжетно го рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Данная методика широко используется в работе с детьми до на стоящего времени. Ценность ее в том, что, воздействуя на фанта зию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ.

А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольных учреждениях, НА. Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные спортивные праздники. Им
написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В. Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. В 60е годы им написан учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». С 1924 г. Н.А. Метлов преподавал предмет «Гимнастика и подвижные игры» в МГПИ им. В.И.Ленина (ныне МГПУ). Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.

Первыми научными исследованиями по проблеме развития движений
детей (Е.Г.Леви-Гориневская, А.И.Быкова) показано развивающее значение
этого вида работы, разработаны нормативы физической подготовленности для
детей 4-7 лет. Авторы утверждали, что развитие произвольных движений у
дошкольников
должно иметь преимущественно воспитательную направленность, дети быстрее и лучше овладевают двигательным умением, если воспитать в нихволю,устойчивоевнимание,уверенностьв своих силах. Известными учеными А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаевой, раскрыты закономерности
формирования двигательных навыков у детей: роль сознания, эмоций, постановки задач, мотивов деятельности, психологической установки, создания условий для эмоционально-положительного состояния психики. Под руководством А.В.Кенеман в 1968 г. был создан учебный курс
«Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: