Прочитайте текст и выполните задания 20-24.




(1)Бывает почти у каждого человека особый год, а может, сезон, когда почки

потенциальных возможностей лопаются, происходят судьбоносные встречи,

пересекаются связи, меняются русла, уровни, жизнь из низины поднимается на

высокогорье.

(2)В начале четвёртого курса Миха не то что изменил своей вере в русскую

литературу, но стал бегать чуть ли не каждый день на сторону, на факультет

дефектологии, и слушать курс сурдопедагогики, который читая великий

специалист Яков Петрович Ринк, представитель целой династии педагогов,

почти сто лет разрабатывающих методы развития речи у глухих, глухонемых и

слабослышащих.

(3)Бывают у людей таланты простые, как яблоко, очевидные, как яйцо, — к

математике, к музыке, к рисованию, даже к собиранию грибов или к игре в

пинг-понг. (4)С Михой было сложнее. (5)Талантов на первый взгляд не было, но

были хорошие способности: к поэзии, к музыке, к рисованию.

(6)Настоящий его талант, полученный им от рождения, невооружённым глазом

был не виден. (7)Он был одарён такой душевной отзывчивостью, такой

безразмерной, совершенно эластичной способностью к состраданию, что все

прочие его качества оказывались в подчинении этой «всемирной жалости».

(8)Он учился на филологическом с лёгкостью и удовольствием, но его интерес

к дефектологии шёл из самой глубины личности, от его дара эмпатии. (9)Он

был настроен с самого начала на преподавание литературы, он жаждал

продолжения традиции, он уже видел себя входящим в класс и читающим, как

это делал когда-то Юлич, лучшие русские стихи... в пространство, в воздух, в

космос. (10)А сидящие рядами мальчики и девочки — некоторые! некоторые!

ловят эти звуки, зёрна смысла.

(11)Перед распределением Миха пошёл на приём к Ринку, чтобы тот помог

получить направление в школу для глухих. (12)Потому что — кто же донесёт до

них драгоценности поэзии и прозы?

(13)Была ранняя весна, шёл лёгкий дождь, через который лес светился бледной

зеленью. (14)Дождь тихо шуршал о прошлогоднюю траву, и свежая трава уже

поднималась из палой листвы, и казалось, что она издавала тонкий звук

прорастания. (15)Какая-то птица нервно вскрикивала с равными

промежутками. (16)А может, не птица — зверь. (17)Михе пришло в голову, что

здешние обитатели не слышат этих живых звуков. (18)С другой стороны,

городские жители тоже этого не слышат, потому что шум города всё заглушает.

(19)Миха теперь учил русскому языку и литературе глухонемых и глухих детей.

(20)Работал в паре с логопедом, и сразу же всё пошло очень хорошо. (21)Миха

придумал нечто такое, что даже сподобился похвалы самого Якова Петровича.

(22)Он вводил в обучение ритмику, отхлопывал руками разные стихотворные

размеры, и его дети промыкивали ямбы и хореи. (23)Как они были счастливы

похвалами учителя и как щедро Миха их отпускал!

(24)Это было уникальное по бедности и по роскоши детское учреждение. (25)

Бюджетные деньги были мизерные, зарплаты сотрудникам — со специальной

надбавкой — тоже были несоразмерны ни их квалификации, ни времени,

которое они проводили с детьми, снабжение совершенно недостаточное, но

всё это искупалось полнейшим бескорыстием педагогов, преданностью

профессии и гордостью результатами работы, которые были так заметны. (26)И

атмосферой творчества и любви.

(По Л. Улицкой *)

* Людмила Евгеньевна Улицкая (род. в 1943 г.) — советская и российская

писательница, сценарист. Первая женщина-лауреат премии «Русский Букер»

(2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007). Произведения Людмилы

Улицкой переведены не менее чем на 25 языков. Общественный деятель,

учредитель «Лиги избирателей».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1. Михе тяжело было учиться на филологическом факультете, поэтому он предпочёл факультет дефектологии.

2. С детства Миха был одарён душевной отзывчивостью, способностью к состраданию.

3. Яков Петрович Ринк помог Михе получить направление в школу для глухих.

4. Миха успешно вводил в обучение глухих детей элементы ритмики.

5. Школа, в которой работа Миха, славилась своей роскошной обстановкой.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1. Предложения 5-7 поясняют содержание предложения 4.

2. В предложениях 13—15 представлено описание.

3. В предложениях 19—22 представлено повествование.

4. Предложение 12 содержит вывод, следствие из предложения 11.

5. Содержание предложений 9 и 10 противопоставлено.

22. Из предложений 15—18 выпишите синонимы.

23. Среди предложений 19—22 найдите такое, которое связано с предыдущим при

помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с

приведёнными в бланке образцами.

«Индивидуальный стиль Людмилы Улицкой создают яркие (А) ____ (например,

«почки... возможностей лопаются» в предложении 1). Придают выразительность тексту и разнообразные синтаксические средства, такие как (Б) _____ («в пространство, в воздух, в космос» в предложении 9), (В) _____ («как яблоко», «как яйцо» в предложении 3) и (Г) _____(предложения 25—26)».

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) антонимы

3) синонимы

4) метафоры

5) синтаксический параллелизм

6) фразеологизмы

7) градация

8) парцелляция

9) разговорная лексика

Вариант 4

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: