ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)




Основной этап выполнения дипломной работы (проекта) состоит из изучения состояния проблемы выбранной темы исследования и составления плана дипломной работы (проекта). Дипломная работа (проект) выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, лекционных курсов, журналов, в том числе на иностранных языках, нормативной литературы и др.).

Разработка замысла предполагаемого исследования, которая находит свое выражение в теме и рабочем плане, дает возможность осуществить целенаправленный поиск источников информации. Каждая дипломная работа (проект) должна иметь в соответствии с заданием разработку отдельных перспективных теоретических или практических вопросов.


 

 

Рисунок 2. Основной этап работы над дипломным проектом

Изучение состояния проблемы и работа с литературными источниками.

Материал, с которым студент имеет дело в ходе дипломного исследования по педагогике, психологии и методикам препедования, это тексты различного направления – педагогические, философские, художественные, естественнонаучные, социологические, и т.д. Работа с такого рода литературой составляет основную часть работы над текстом диплома. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, другие курсовые и дипломные работы, диссертации, депонированные рукописи и т.д. Также должны быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в журналах и газетах.

Студент должен опираться и на свой личный опыт, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы при прохождении педагогических практик.

При работе с литературными источниками целесообразно составить библиографический список литературных источников по теме и краткий обзор их содержания. Необходимо выяснить, какие источники доступны в оригинале, какие – в переводе, какие – в хрестоматийных отрывках. Если необходимые источники недоступны, нужно найти рефераты и учебники, в которых они максимально представлены. Библиографические описания книг и статей по теме можно делать на карточках или с использованием компьютерных таблиц, с помощью которых можно редактировать и сортировать библиографические описания, делать необходимые выборки. По готовому библиографическому списку руководитель может дать рекомендации о том, какие какие книги и статьи следует прочитать в первую очередь, какие – оставить на поздний срок.

После этого можно начинать работу с текстами, которая, в свою очередь, будет влиять на корректировку рабочего плана. Здесь можно уже наметить предварительный черновой вариант структуры работы, начать уточнять проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования, намечать собственную позицию, методы, способы аргументации. На этой же стадии можно выдвинуть гипотезы и примерно определить, к каким результатам может привести исследование. При этом полезно кратко сформулировать основные идеи и выписать предполагаемые названия глав, разделов и пунктов, в которых эти идеи будут обосновываться. Эта предварительная работа составит подробный содержательный план дальнейшего исследования.

В работе с текстами можно выделить два основных аспекта:

обработка информационного источника, которая не сводится к механическому конспектированию и реферативному изложению идей их авторов, но предполагает вычленение нужного для решения проблемы исследования;

оформление собственных мыслей, которые появляются в ходе чтения и конспектирования.

Конспектировать нужно большинство источников, отобранных для работы. Исключение могут составить личные книги, журналы или ксерокопии, текст которых можно размечать, а поля использовать для заметок.

Электронные тексты также можно размечать и комментировать прямо в ходе их чтения на компьютере. Достоинство такого способа работы в том, что экономится время. Недостаток – разметка и комментарий оказывается привязанным к бумажным или электронным страницам, что при большом количестве материала затрудняет дальнейшую работу, а, во–вторых, понадобится дополнительное время для обработки источника, когда придется использовать его непосредственно в тексте дипломной работы.

Важно помнить, что выписки не должны быть бессистемными. Наиболее удобный способ обработки информации может заключаться в создании конспектов на отдельных страницах (карточках) или в отдельных файлах (ячейках электронной таблицы). Также как и в работе с библиографией важно иметь возможность оперативно редактировать, сортировать и копировать результаты работы с источниками. Поэтому рекомендуется использовать тетради и блокноты, в которых можно добавлять и переставлять страницы.

Конспект источника должен состоять из таких частей, как:

• выходные данные и сведения об авторе;

• пересказ основных и наиболее интересных мыслей автора для предстоящего исследования (краткое реферативное изложение идей текста);

• цитаты с указанием источника;

• собственные мысли студента, возникшие в ходе работы с текстом.

Целесообразно также делать пометки в каких главах, пунктах дипломной работы (проекта) может быть использован материал.

Цель реферативного изложения – научиться излагать мысли автора своими собственными словами. Реферативный пересказ, цитаты и собственные мысли четко отделять друг от друга (графически, пространственно). Можно использовать разные цвета, специфические скобки, либо размещать эти части конспекта в различных ячейках электронной таблицы. Рекомендуется использовать отдельные карточки для цитат. Но еще более важно записывать на отдельные карточки (в ячейки и файлы) различные возникшие идеи, самостоятельную мысль. Первоначально они могут выглядеть сырыми, позже их можно будет сформулировать более точно, емко, обосновать или отвергнуть, сравнить с теми, что высказаны в текстах.

При изложении мысли автора своими словами – происходит сокращение текста. В таком сокращении есть и своя опасность, оно может упрощать, искажать мысль автора. Цитата, взятая из контекста может продемонстрировать недопонимание мысли автора, предубеждение того, кто ее использует. Поэтому выбор цитат и конспектирование – это лишь предварительная стадия работы над текстом дипломной работы.

При работе с текстом необходимо «дистанцироваться», т.е. взглянуть на первоистоочник и сделанный вами пересказ. Это позволит проанализировать контекст, выработать собственный взгляд и позицию.

Интересным может оказаться сравнительный анализ нескольких текстов и идей нескольких авторов, а также сравнительный анализ аналогичных идей в разное время и в разных культурах.

Формирование собственной точки зрения – это результат исследования точек зрения возможных оппонентов, их доводов. Продуктивность работы во многом зависит от способности выявить слабые и противоречивые стороны чужой позиции, выяснить причины и наметить возможные варианты решения возникающей здесь проблемы.

Карточки или файлы с рефератами, цитатами и собственными идеями могут стать реальной основой, черновиком будущего текста студенческой работы. Когда они готовы, необходимо логически, грамматически и стилистически выстроить текст, а затем правильно оформить работу.

Составление плана дипломной работы

План квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе. Правильно составленный план служит основой в подготовке дипломной работы (проекта) студентом, помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения. Предварительный план дипломной работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре дипломная работа (проект) должна состоять из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть 2-3 параграфа. Студент может по рекомендации кафедры представить оглавление и дополнительное краткое содержание дипломной работы (проекта) на иностранном языке, которые оглашаются на защите и могут сопровождаться вопросами к студенту на этом же иностранном языке. План дипломной работы (проекта) имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана дипломной работы (проекта) утверждается научным руководителем.

Студенту, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теорети­ческие и практически значимые выводы.

При выполнении дипломной работы студенту рекомендуется использовать ряд нормативных документов:

• международные акты и соглашения;

• законы, программы и концепции Республики Казахстан;

• указы Президента РК и постановления Правительства РК;

• государственные общеобязательные стандарты образования;

• инструктивные письма и т.д.

В процессе отбора материала у студента постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему специалисту научно-исследовательский подход к практике. В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Анализ—логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез—объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

Основной текст дипломной работы (проекта) должен раскрывать творческий замысел, обоснование используемых методов исследования, принятые методы расчета и сами расчеты.

При обработке практических материалов, результатов опытно-экспериментальной работы следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и др.) с целью выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: