ВВЕДЕНИЕ
Настоящий электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) предназначен для овладения студентами теоретическими, и практическими знаниями и умениями и навыками в области проблем организации труда на предприятии. При этом материал данного электронного учебно-методического комплекса связан с материалами других ЭУМК, в частности, по дисциплинам «Организация производства», «Экономика организации отрасли (предприятия)», «Микроэкономика».
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) разработан в соответствии с образовательным стандартом и отвечает требованиям «Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования» Республики Беларусь от 26.07.2011г. №167.
Основная цель учебно-методического комплекса – объединить структурные элементы научно-методического обеспечения изучения дисциплины «Организация труда», последовательно изложить учебный материал, реализовать международные связи, организовать методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Задачи учебно-методического комплекса – дать студенту современные знания в области организации труда и управления; - познакомить студента с современными технологиями организации труда; развить способности и навыки по решению реальных практических задач, не прибегая к администрированию; обратить внимание студента на значимость и необходимость повышения производительности труда в Республике Беларусь; - научить студента методам организации труда на предприятии; - закрепить теоретический материал и привить навыки работы по самостоятельному формированию у студента комплекса знаний, основанных на результатах современных достижений науки, производства и связанных с управленческими процессами в сфере экономики, производства и менеджмента.
Особенности структурирования и подачи учебного материала:
В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента ЭУМК выступает в качестве ориентира в добывании и усвоении знаний, новой информации и приобретении умений в решении практических задач и проблем организации труда на предприятии.
В структурном отношении электронный учебно-методический комплекс состоит из:
- введения;
- теоретического раздела, включающего электронный вариант базового учебника (конспект лекций по дисциплине);
- практического раздела, включающего тематику проведения семинарских, практических занятий с перечнем вопросов и заданий по соответствующим темам учебной дисциплины, а также тематику докладов, рефератов;
- раздела контроля знаний, содержащего перечень вопросов для самопроверки знаний. Итоговые тесты, перечень вопросов к зачету и критерии оценки результатов учебной деятельности студентов;
- вспомогательного раздела, включающего учебные программы по учебной дисциплине для студентов очной и заочной форм получения высшего образования, дополнительную литературу, глоссарий и др. материалов.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) разработан в соответствии с новой типовой программой и предназначен для проведения семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы получения высшего образования по специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование».
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Института парламентаризма и предпринимательства
__________________А.В. Горелик
29.06. 2012г.
Регистрационный № УД- 145-э/баз
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Учебная программа для специальности
1–26 02 01 Бизнес-администрирование
(Типовая)
Минск, 2012
Составители: Л.М. Синица, доцент кафедры экономики и управления ЧУО «Институт парламентаризма и предпринимательства», к.э.н., доцент;
З.М. Мадаев, доцент кафедры экономики и управления ЧУО «Институт парламентаризма и предпринимательства», к.э.н.
Рецензенты:
Самара Н.А., доцент кафедры экономики труда УО «Белорусский государственный экономический университет», к.э.н., доцент
Шабаль Ю.А., заведующий кафедрой финансов и кредита Института парламентаризма и предпринимательства, к.э.н., доцент.
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой экономики и управления
Протокол № 11 от "28" июня 2012г.
Научно-методическим советом Института парламентаризма и предпринимательства
Протокол № 5 от "29" июня 2012г.
Ответственный за редакцию: Л.М. Синица
З.М. Мадаев
Ответственный за выпуск: Л.М. Синица
З.М. Мадаев
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины «Организация труда» – дать студентам представление о процессах, происходящих в социально–трудовой сфере, современных подходах к управлению человеческими ресурсами, содержании и элементах организации труда и его оплаты, оценки их эффективности; повысить на этой основе адаптированность студентов к рынку труда; помочь им эффективно включиться в систему новых социально–трудовых отношений.
Задачи изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
· основы теории науки организации труда, ее элементов и их характеристик;
· методику исследования трудовых процессов и рабочего времени;
· методику анализа организации труда на рабочем месте и на предприятии;
· методику разработки нормативов по труду;
· сущность производительности труда, ее экономическое содержание, роль значение как показателя использования трудового потенциала;
· методы измерения производительности труда, сферу их применения;
· факторы роста производительности труда, их содержание и классификацию;
· технологию формирования показателей по труду как метода управления кадровым потенциалом;
· организацию оплаты труда, ее тенденции в условиях рыночных отношений;
· организацию труда как функцию управления, ее сущность, задачи, содержание и принципы;
· методы изучения рабочего времени, их классификацию, сферу применения;
· сущность норм труда, их экономическое содержание, тенденции на современном этапе.
Уметь:
· проводить фотографии рабочего времени и хронометраж;
· анализировать и проектировать трудовые процессы;
· определять экономическую эффективность внедрения мероприятий по НОТ;
· рассчитывать нормы труда и определять уровень их выполнения.
Иметь навыки:
· оценивать уровень организации труда на рабочем месте;
· проведения наблюдений;
· выявления недостатков в организации рабочих мест;
· установления различных норм на трудовые процессы;
· проводить аттестацию рабочих мест;
· определять качество норм труда.
Формы обучения: массовая, групповая и индивидуальная (при преобладании первых), соответствующие лекционно-семинарской системе обучения в высших учебных заведениях.
Методы обучения: пассивный, активный и интерактивный.
Оценка качества самостоятельной работы студентов обеспечивается механизмами разделения работы на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа состоит в подготовке студента к аудиторным занятиям. Степень реализации этой части самостоятельной работы выражается в активности студента на занятиях, в качестве итоговых работ, обсуждение которых выносится на семинары (индивидуальные доклады, их презентации, выполнение индивидуальных и групповых ситуационных задач). Результаты подготовки студента к аудиторным занятиям оцениваются преподавателем, набранные баллы формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблемам организации труда и практического осуществления организации труда на предприятии. Контролируемая самостоятельная работа включает выполнение и презентацию индивидуальных и групповых заданий по организации труда. Подведение итогов и оценка результатов этой формы самостоятельной работы осуществляется преподавателем отдельно, в специально отведенные, предусмотренные графиком учебного процесса часы. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по контролируемым самостоятельным работам студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.