Барсов, Елпидифор Васильевич




Елпидифор Васильевич Барсов
Дата рождения: 13 (25) ноября 1836
Место рождения: село Логиново, Череповецкий уезд, Новгородская губерния
Дата смерти: 15 (28) апреля 1917 (80 лет)
Место смерти: Москва
Страна: Россия
Научная сфера: этнография, археология
Место работы: Румянцевский музей
Учёное звание: член-корреспондент СПбАН
Альма-матер: Санкт-Петербургская духовная академия

Елпидифо́р Васи́льевич Ба́рсов (1 [13] ноября 1836 — 2 [15] апреля 1917) — русский историк литературы, этнограф, фольклорист, собиратель и исследователь древнерусской письменности, археолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1873), действительный член Императорского Московского археологического общества (1874), действительный статский советник (1885)[1].

Биография

Родился 1 (13) ноября 1836 года[2] в с. Логиново, Череповецкого уезда Новгородской губернии, в семье сельского священника.

Окончил Устюженское духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию, откуда в 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию и окончил её в 1861 году.

В 1862—1870 годах — преподаватель логики и психологии в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. В марте 1867 года в Петрозаводске встретился с олонецкой «вопленницей» Ириной Андреевной Федосовой; в течение трёх лет Е. В. Барсов записывал причитания, составившие три тома его книги «Причитания Северного края» (М., 1872—1886), отмеченные золотой медалью Русского Географического общества и Уваровской премией.

В 1870 году был приглашён хранителем отдела рукописей Румянцевского музея А. Е. Викторовым в Москву и работал хранителем рукописей русского и славянского отделений, затем библиотекарем Чертковской библиотеки, потом хранителем, а впоследствии библиотекарем Дашковского этнографического музея.

С переездом в Москву, Барсов был принят в члены Общества истории и древностей российских. Его секретарём он состоял более четверти века — с 1881 по 1907 гг.; был редактором издаваемых обществом «Чтений». Научная деятельность Барсова имела своим предметом изучение древнерусской письменности и быта, по количеству своих трудов Барсов принадлежит к наиболее продуктивным исследователям древнерусской письменности своего времени.

Помимо отдельных сочинений, он сделал много разных сообщений, снабдил предисловиями много письменных памятников старины и народного творчества. Полный список написанного им приведён у Венгерова (т. II) и в брошюре Д. В. Цветаева «Записка о трудах Е. Барсова» (М., 1887).

Большое количество материалов, которыми Барсов обогатил науку, он черпал из своего собрания рукописей, на приобретение которых тратил все свои средства. Барсов сумел составить одну из наиболее значительных палеографических коллекций. Барсов собирал произведения старообрядческой литературы и рукописей по истории церковной реформы. Им сделано описание рукописного собрания Выголексинского Поморского монастыря Олонецкой губернии.

Им была собрана уникальная коллекция из 500 древнерусских рукописей, хранящаяся в ГИМ и РГБ. Д. В. Цветаев указывал:

Существенным подспорьем для ученой производительности г. Барсова служит собранная им богатая рукописная библиотека. Первоначально собиратель интересовался лишь теми рукописями и актами, которые имели отношение к прямой его задаче, к истории Олонецкого края; все же прочие он принес в дар Киевской Духовной академии, которые и описаны в «Трудах» ея. На рукописях вообще историко-литературных он сосредоточил своё внимание только после ближайшего знакомства с П. Н. Рыбниковым. Главным же образом его собрание составилось в Москве, благодаря московскому антикварному рынку. Только здесь единственно могла быть собрана систематическая библиотека старообрядческих писателей"

Мемориальная табличка на стенах Детского музея Череповца

В 1870-х по инициативе Барсова и городского головы Череповца Милютина И. А. был открыт музей в Череповце. Барсов пожертвовал часть своей коллекции для организации музея и разработал его устав[3]. Также в музей древностей Московского археологического общества он передал старинные головные украшения и принадлежности русского костюма.

Собрание Барсова по систематичности не уступало коллекции В. М. Ундольского, а по количеству приближалось к погодинскому Древлехранилищу. Это была одна из лучших по тому времени палеографических коллекций, включавшая около пятисот рукописей по истории раскола и около тысячи старообрядческих рукописей. В коллекции было большое собрание портретов раскольников.

Коллекция литературы и рукописей Е. В. Барсова, была удостоена Уваровской премии. В 1914 году своё рукописное собрание (2728 рукописей XV—XIX вв.) и старопечатные книги за пятьдесят пять тысяч рублей Барсов отдал Историческому музею.

Первоначально Барсов снимал квартиру на Патриарших прудах, которую посещал близко знакомый с ним писатель и журналист В. А. Гиляровский; затем Барсов поселился в собственном доме на Шаболовке (д. 9), который был подарен ему А. М. Пазухиным.

Умер 2 апреля 1917 года в Москве.

Библиография

«Причитания Северного Края» (2 т. М., 1872-82; продолжение в «Чтениях» 1885 г., кн. 3 и 4), которые ввели в круг историко-литературных исследований почти новую область народного творчества (см. Ч.1 и Ч.2);

  • «Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае» (М.,1868);
  • «Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему Пустынями, царскими и иераршими грамотами» (М., 1871);
  • «Петр Великий в народных преданиях Северного края» (М., 1872 — оттиск из «Беседы», 1872 г., № 5);
  • «Описание рукописей и книг Выголексинской библиотеки» (Спб., 1874);
  • «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси» (М., 1883 — оттиск из «Чтений»);
  • «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси" (3 т., М., 1887-90); Том 1; Том 2; Том 3
  • «О самосожжениях раскольников в Олонецкой губ.» (в «Памятной книжке Олонецкой губ.» 1868-69 гг.);
  • «Северные предания о древнерусских князьях и царях» («Древняя и новая Россия», 1877 г., № 9);
  • «Хроника русского театра Носова с предисловием и новыми изысканиями Е. В. Барсова» (М., 1883).
  • Письмо профессору Е. Е. Голубинскому, с возражениями на его книгу: История русской церкви. Т. 1, период до-монгольский. Москва, 1880 г. Москва, 1883
  • Об историческом значении путешествия по Востоку и Азии его императорского высочества государя наследника цесаревича Николая Александровича Москва: тип. «Моск. листка», Н. И. Пастухова, 1892

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: