Азия, Африка, Океания и Америка в Средние века




Азиатские государства Индия и Китай очень активно стали развиваться благодаря торговле. Стал очень активно использоватьсяВеликий шёлковый путь, лежавший через страны Южной Европы, Центральной и Средней Азии. Шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.).

Выдающиеся представители культуры средневековья: Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Андрей Рублев, Джефри Чосер, Фома Аквинский (философ), Джованни Боккаччо, Данте Алигьери и другие.

Потеряно много достижений античности. Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.

В феодальной среде возникает рыцарская культура. Рыцарский кодекс отражен в жанрах литературы, возникающие в средние века. Эти жанры создают культ Прекрасной Дамы, высоких чувств, благородства, воинской доблести. Это рыцарские или «куртуазные» романы, лирическая поэзия трубадуров, которая исполнялась странствующими певцами и простым, народным языком. Популярные сюжеты поэзии трубадуров - о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола», рыцаре Ланселота, Тристане и Изольде.

В рамках развития национальных культур были составлены бесценные образцы героического эпоса европейских народов: «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Песнь о моем Сиде».

- Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. Церкви же приписывается роль единственного посредника между людьми и Богом.

- Духовное, божественное противопоставляется телесному, «низкому», бренному. Античная культура не знала этого раскола. Средневековая же культура в этом расколе однозначно выбирает духовное.

 

Культура Византии

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

 

В 330 г. император КонстантинКонстантин основал новую столицу Римской империи и назвал ее в свою честь Константинополем. Место для нее он выбрал на Востоке, там, где находился греческий город Византии. В 395 г. в результате окончательного разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя стала самостоятельным государственным образованием. Люди, населявшие это государство, называли его Римской империей, а себя - римлянами, «ромеями». Привычное нам наименование «Византия» относится к более позднему времени. Впервые оно появилось в XIV в., а укрепилось в западноевропейской литературе в XVI-XVII вв.

 

В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Восточная набирала силу. Ряд обстоятельств этому благоприятствовал.

 

В первую очередь следует назвать удачное расположение. Византия занимала обширные территории: Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, часть грузинских земель и южное побережье Крыма. Таким образом, в состав Восточной римской империи вошли более плодородные земли, находящиеся в более благоприятной по сравнению с Западной Римской империей климатической зоне. На территории Византии было больше полезных ископаемых, находились месторождения нефти и, что очень важно, здесь проходили разнообразные торговые пути. Благодаря своему расположению Византия стала областью интенсивных культурных контактов и культурного обмена, что всегда ведет к быстрому культурному движению.

 

Существенными следует считать и социально-экономические факторы, приведшие к укреплению государственности, к созданию более эффективной, чем в Западной Римской империи, экономической системы. Во-первых, труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, византийские города в отличие от западноевропейских были крупными экономическими и культурными центрами на протяжении практически всего периода средних веков. Во-вторых, на начальных этапах существования византийского государства большую роль играло общинное крестьянство, что делало сельское хозяйство Византии более эффективным по сравнению с западными землями.

 

Немаловажен и тот факт, что Константинополь создавался как христианский центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Христианская церковь и светская власть укрепляли и поддерживали друг друга. Это определило силу верховной власти на протяжении большей части истории Византии.

 

Историки, культурологи и искусствоведы выделяют различные периоды в истории культуры и искусства Византии. Наиболее распространенная классификация выглядит следующим образом.

 

Время с IV по VII в. определяют как ранний период, иногда внутри этого периода ГV и V вв. называют временем формирования византийской культуры, а VI и VII вв. - первым ее расцветом. Отмечают также, что до VI в. в общественной и политической жизни преобладали позднеантичные формы, а с конца VI в. формируются собственно средневековые.

 

Второй этап существования культуры Византии принято называть средним, он продолжался со второй половины VII в. до XII в. Внутри этого этапа тоже можно выделить несколько более мелких периодов. В первую очередь это период иконоборчества - VII в. - первая половина IX в. IХ-Х вв. иногда предлагают называть по правящей Македонской династии, аХI-ХII вв. - по Комнинской династии.

 

Последний - поздний - этап в истории культуры Византии продолжался с XII по XV вв. Начался он с разрушительного нашествия крестоносцев, а завершился падением Константинополя. На этом история Византийского государства закончилась, хотя импульсы, которые дала Византия культурам других народов, предоставили возможность византийской культуре, так сказать, пережить византийскую государственность.

 

Культура Восточной Римской империи сформировалась как сплав различных древних культур: греко-римской, эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминирующей в этом культурном сплаве можно считать культуру греческую, которая гак или иначе оказала существенное влияние практически на все культуры Средиземноморья.

 

Основой, на которую опирался этот сложный культурный сплав, выступила христианская религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры Византии.

 

Средневековая культура вообще, и византийская культура в частности, не порывала с традиционализмом, присущим древнему миру. По-прежнему верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, по-прежнему традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой. Существенную разницу можно увидеть только в самих религиозных системах. На смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система, в основе которой лежали этические представления, которая объединила людей вне зависимости от их этнической и культурной принадлежности.

 

IV и V вв. можно считать своеобразным мостиком от античности к средним векам, временем, когда формировались основы новой культуры. Она была проникнута христианским миросозерцанием, которое определило все стороны культуры. Тем не менее дохристианская традиция, точнее - языческая эллинистическая традиция в Византии, не прекратила свое существование. Она стала, так сказать, опорой и формой существования новой христианской культуры.

 

Христианское богословие, в рамках которого существовала и философская мысль, многое заимствовало из религиозных и философских идей древности.

 

В образовании сохранялись античные формы: организация обучения в школах, состав дисциплин воспроизводил основные принципы античного образования. На практике учебные предметы в разных школах были различны, но за образец бралась школа античности, имевшая два уровня образования. Первая ступень заключалась в изучении «тривиума» - грамматики, риторики и диалектики. Вторая ступень предполагала постижение арифметики, геометрии, музыки и астрономии - так называемого «квадриума». Продолжали существовать крупнейшие центры образования - в Александрии, Афинах, Антиохии.

 

Античная традиция преобладала и в искусстве раннего периода византийской культуры, христианство еще только начинало вырабатывать свою символику и иконографию, формировать собственно христианские каноны.

 

Римская базилика стала архитектурной формой храмового строительства в Византии. Живопись ранней Византии основывалась на античной изобразительности, христианские идеи были воплощены в прежних, дохристианских формах. Христианские сюжеты поэтому подчас можно было принять за сюжеты античные.

 

Уже в самый ранний период в Византийском искусстве устанавливается преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. И тем не менее античное скульптурное искусство продолжало жить - улицы Константинополя украсили многочисленные античные статуи, вывезенные из разных частей древнего мира.

 

На протяжении первых двух столетий существования Византии античная традиция преобладала и в словесном творчестве. Наряду с собственно христианской литературой многие жанры продолжали развивать те принципы, которые сложились в античной литературе. Это касается в первую очередь исторических хроник, это справедливо и в отношении лирики, эпистолографии, эпиграмм. Продолжали существовать и развиваться традиции античного ораторского искусства. Кроме того, сохранялось идущее из античности представление о том, что литературным языком следует считать аттический диалект: его должно использовать в сочинениях и речах образованных людей.

 

С VI в. начался постепенный отход от позднеантичных форм в искусстве и общественной жизни, возникала культура собственно средневековая, которая, хотя и опиралась на переработанное наследие древнего мира, исходила из принципиально новой картины мира.

 

Формирование самобытной, вобравшей в себя многое, но ни на что не похожей, византийской культуры пришлось на VI - начало VII вв. Расцвет византийской культуры, наступивший в VI в. - иногда его называют первым расцветом - во многом связан с политическим и экономическим подъемом и культурным взлетом, который произошел в годы правления императора ЮстинианЮстиниана.

 

Государственная деятельность этого правителя была неоднозначна. С одной стороны, при нем Византийская империя достигла небывалой мощи. В результате успешных военных действий к ней были присоединены многие земли. Было централизовано административное управление государством, проведены аграрные реформы, давшие импульс развитию земледельческого хозяйства. Была систематизирована и законодательная основа. С другой стороны, решительность во внешнеполитических действиях и непоследовательность в политике внутренней уже в конце правления Юстиниана привели к усложнению внутренней и внешней ситуации Византийского государства.

 

Тем не менее формирование важнейших основ средневековой культуры Византии обычно связывают именно с этим правителем.

 

Решающим фактором стала окончательная христианизация культуры, произошедшая в это время. Юстиниан закрыл прославленную Афинскую школу, подведя тем самым черту под многовековой традицией античного образования, хотя неоплатонизм к тому времени успел повлиять на христианскую догматику и богословие.

 

Важнейшие особенности размышлений о человеке и мире вокруг него связаны с оживленными богословскими дискуссиями, расцветом словесного творчества. Особенно популярны были жанры историографии и эпиграммографии. В это время возникают и новые темы, сюжеты и жанры - формируется христианская литература. Возникает новый жанр поэзии - гимнический. Известный гимнограф Сладкопевцев Р.Роман Сладкопевцев создает знаменитый Акафист - 24 гимна в честь Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осадившего его вражеского флота.

 

Византия этого периода интенсивно застраивается. Появляются новые храмы, дворцы, оборонительные сооружения, интенсивная торговля потребовала строительства портов и укрепления прибрежных дамб.

 

Возникают новые архитектурные идеи в храмовом строительстве. Прежде всего это соединение базилики - прямоугольного в плане здания - с центрической постройкой. Синтез этих двух архитектурных типов дал прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом. Первая постройка такого типа - церковь святой Ирины. Но более известен построенный несколько позднее величественный собор святой Софии - самый значительный памятник архитектуры не только времени правления Юстиниана, но, пожалуй, и всего периода существования Византии.

 

Параллельно развивается и идея многоглавия. Первый пятикупольный византийский храм - это не сохранившаяся до наших дней церковь святых Апостолов,

 

Большого размаха достигает дворцовое строительство. Юстиниан продолжил строительство дворцов, начавшееся еще при Константине. Они представляли собой целые комплексы, занимавшие огромные площади, и состояли из множества разнообразных помещений и сооружений. Здесь были комнаты для семьи императора и приближенных, для людей, обслуживающих дворец, помещения для ремесленных работ, подсобные помещения, залы для приемов, церкви, внутренние дворы, сады, лестницы и даже улицы между различными частями комплекса.

 

Искусство изобразительное было представлено тремя его видами - Мозаикамозаикой, Фрескафреской и Иконаиконой. В искусстве мозаики византийские мастера достигли поразительного мастерства. За счет умелого соединения кусочков натурального камня со смальтой - окрашенным стеклом - они добились удивительных художественных эффектов: особой выразительности, объемности, динамики.

 

Константинополь этого периода был еще и центром декоративно-прикладного искусства. Расцвета достигло текстильное производство, качество византийских тканей было довольно высоким, некоторые образцы константинопольских тканей VI в. хранятся в музеях мира и в наше дни.

 

Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. Связан он с периодом иконоборчества.

 

В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность. С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. Именно поэтому христианство широко использовало символы и аллегории, что особенно ярко проявилось в искусстве раннего христианства. С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным. Используя язык античной изобразительности, христианское искусство постепенно вырабатывало свою иконографию, свои принципы построения композиции, а в целом - свой язык.

 

В противостоянии иконопочитателей и иконоборцев решающую роль сыграла императорская власть. Она поддержала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, которые становились все более шаткими в сравнении с крепнущими позициями церкви. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента.

 

Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат - основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, укреплявшей значение императора как противника икон. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший иконы.

 

В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству - подавляющее большинство произведений было уничтожено.

 

Коснулись эти события и традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри - духовные центры византийской культуры - определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности.

 

В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Упрочились позиции церкви, была восстановлена тесная взаимосвязь власти светской и религиозной. Византийская культура продолжила свое развитие в опоре на многовековое культурное наследие.

 

Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть IХ-Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии.

 

Возрастает значение международных контактов, усиливается влияние византийской культуры на культуру других народов. Трудно переоценить роль Византии в становлении древнерусской культуры. Выбор в качестве государственной религии византийского христианства определил последующий путь древнерусской культуры.

 

В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово-купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию.

 

Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали. Она была известна в Византии еще с VI в., но именно в X в. исполнение изделий в этой технике отличается необыкновенным мастерством.

 

Византию периода правления Комнинской династии - Х-ХI вв. - характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории.

 

Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. Различия этих двух ветвей христианской веры начали формироваться еще с IV в., со времени разделения Римской империи на западную и восточную части. К XI в. окончательно оформились противоречия этих двух направлений по всем важнейшим аспектам религиозной системы - догматические разногласия, различные особенности обрядности, разные принципы построения института церкви и его взаимоотношений с миром.

 

С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах.

 

К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры.

 

В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения - трапезная, библиотека и т.д.

 

Храмовая архитектура ХI-ХII вв. развивала возникшие прежде принципы организации внутреннего пространства храма. Все большее символическое и обрядовое значение приобретала центральная часть храма, увенчанная куполом на высоком барабане. В связи с этим несколько изменяются и пропорции храмов - они становятся в большей степени вытянуты вверх, чем раскинуты по земле, усиливается акцент на вертикальную ось храма.

 

В изобразительном искусстве окончательно складываются иконографические каноны - сюжетные и изобразительные. Формируется тесная связь изобразительного искусства и архитектуры. Каждая часть храма предполагала особые, определенные сюжеты и образы, а сам храм становился моделью универсума, символом неба и земли в их единении.

 

Среди прикладных искусств этого периода следует особо отметить искусство рукописной книги. К XI в. определились все основные особенности ее оформления. Они исходили из идеи о том, что рукопись - это единый организм, все части которого взаимосвязаны.

 

Достаточно часто IХ-ХII вв. называют классической эпохой или вторым, наиболее ярким, расцветом византийской культуры. В это время все важнейшие особенности этой культуры сформировались в законченном виде. Влияние культуры Византии в этот период вышло далеко за ее пределы. Причем ценность византийской культуры определялась не столько тем фактом, что она была преемницей культуры античной, сколько ее собственным авторитетом.

 

Год 1204 был ознаменован трагическими для Византийского государства событиями - Константинополь был захвачен участниками IV крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 г.

 

Грабежи и пожары привели к разорению и опустошению некогда блестящей столицы. Пришли в упадок ремесла, а некоторые из них даже прекратили свое существование. Были осквернены могилы и разрушены православные храмы, вывезены или уничтожены произведения искусства. Тем не менее византийская культура не умерла, традиции продолжали сохраняться в провинциальных центрах культуры.

 

В 1261 г. византийские правители вернулись в Константинополь. Началось восстановление столицы.

 

Последний период существования Византийского государства и византийской культуры - с 1261 по 1453 г. - часто называют по имени правящей династии Палеологов. Иногда, характеризуя этот период, употребляют слово «возрождение», прежде всего имея в виду некоторые аналогии с итальянским Возрождением, но, кроме того, можно подразумевать и собственное, византийское, возрождение.

 

Византия этого времени уже не походила на прежнюю великую державу: многие земли были потеряны, осложнены отношения с католическим Западом, нависла угроза нового крестового похода. Но несмотря на сложное внешнеполитическое и внутреннее социально-экономическое положения, можно говорить о новом подъеме византийской культуры.

 

Возрождается интерес к античному наследию. В искусстве усиливается личностное начало. В отличие от прежней, традиционной для средневековья, анонимности появляется авторство - многие художники начинают подписывать свои работы. В художественном творчестве постепенно появляется индивидуальный стиль.

 

Оживляются философско-богословские споры, существенные для всего восточного христианства. Как это часто бывает в кризисные, переломные времена, все более популярными в Византии этого времени становились идеи судьбы, божественного промысла, усиливались мистические настроения. В этой атмосфере возрождается исихазм, оказавший огромное влияние на византийскую духовную культуру этого периода и оставивший свой след в культуре художественной.

 

Исихазм возник в Византии еще в IV-VП вв. как мистическое течение, основывающееся на учении об исихии, т.е. покое, безмолствии. Исихазм видел путь человека к богу через очищение сердца слезами и самососредоточении сознания. Для этой цели в рамках исихазма появилась система психофизического контроля, который имеет некоторое внешнее сходство с методами йоги.

 

В XIV в. исихазм по существу воссоздал и развил византийский богослов и церковный деятель Григорий Палама. Его учение в середине XIV в. было признано официальной доктриной византийской церкви.

 

Несмотря на то что победа сторонников исихазма над приверженцами логического, рационального познания может показаться торжеством реакции, в целом исихазм имел важное значение для культуры Византии. Была провозглашена исключительная ценность духовной жизни. Возрастает значение индивидуального и даже эмоционального начал в духовной и художественной культуре.

 

И все же, несмотря на интенсивную духовную жизнь, несмотря на то, что многие деятели византийской культуры несут философские, богословские и художественные идеи в другие страны, Византия так и не оправилась от тех потрясений, которые ей пришлось пережить.

 

Государственная казна была пуста. Византийские историки отмечали скромность быта дворцовой жизни Палеологов, когда во время даже самых значительных торжеств во дворце ели на глиняной и кожаной посуде. Чрезвычайно мало было в этот период произведений декоративно-прикладного искусства, особенно с использованием драгоценных металлов, украшений из эмалей и камней. Секреты многих техник были утрачены. Пожалуй, лишь расшитые ткани, множество которых хранится до сих пор в музеях разных стран, можно считать наиболее яркой страницей художественного ремесла поздней Византии.

 

В 1453 г. турки разгромили Константинополь, а затем и вся империя была покорена захватчиками. Византийское государство перестало существовать, но не умерла культура Византии. Повлияв на культуры других народов, она одухотворила их, дала им художественные идеи и формы и таким образом продолжала свою жизнь,

 

 

6.3.Культура средневековой Европы

В то время, как культура Восточной Римской империи вступила в период своего первого расцвета, Западная Римская империя оказались в полосе культурного затишья. Этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками. Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.

 

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

 

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.

 

Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

 

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

 

Формирование воинского сословия происходило постепенно и неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической системы вассально-сеньориальных связей и закрепления за светскими феодалами монополии на военное дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

 

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

 

Культура рыцарства опиралась на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей стало представление о Куртуазностькуртуазности (от фр. «courteis» - учтивый, рыцарский) как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

 

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

 

Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим хозяйством и общими культурными задачами. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

 

Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.

 

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

 

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

 

Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а риторика помогала красиво и убедительно излагать свои мысли. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.

 

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение. Все, что не касалось религиозных вопросов, в частности - сведения математические и естественно-научные, изучалось бессистемно и непоследовательно. Кроме того, внерелигиозное знание не только было представлено в малом объеме, но достаточно часто оно было очень далеко от реальности и представляло собой заблуждения или основывалось на них.

 

Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карл ВеликийКарла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: