"Черный ящик" Луки Пачоли. "Черный ящик"




"Черный ящик" Луки Пачоли

Автор: Ваннах Михаил Опубликовано 02 февраля 2006 года

Один "черный ящик" знают все. Его часто ищут среди обломков аэропланов. И хоть это вовсе не ящик, а шар, и не черный, а оранжевый, он таит в себе информацию о том, что на самом деле происходило с погибшей машиной. Кое-кто может помнить и о другом "черном ящике". Абстрактном объекте, иллюстрирующем некоторые положения кибернетики, который представляет собой закрытую систему, изучаемую только по состоянию ее входов и выходов. А вот работы Луки Пачоли объединяют в себе оба понятия "черного ящика". И оба лежат в основе нашей индустриальной цивилизации, хотя жил талантливый итальянец задолго и до кибернетики, и до аэропланов.

Лука Пачоли (Pacioli) родился в 1445 году во флорентийском Городе Святого гроба на правом берегу Тибра. В детстве помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи; слушал рассказы дяди - армейского капитана Бенедетто. На учение попал к Пьеро делла Франческо (1416-92), прославленному художнику и математику. Из двух сторон дарования своего наставника юноша безоговорочно отдал сердце науке.

В девятнадцать лет Лука устраивается учителем в дом венецианского купца Антонио ди Ромпиази. Воспитывая трех его сыновей, учится сам, особенно охотно - у знаментиого математика Доменико Брагадино. И там же, в Венеции, путешествуя на кораблях, перевозящих товары, помогая отцу учеников вести конторские книги, он делает первые шаги к тому, что стало основой нашей цивилизации. В 1470 году Пачоли пишет первую, рассчитанную на воспитанников, книгу - учебник коммерческой математики. Тогда же он оставляет работу учителя и переселяется в Рим. По просьбе делла Франческо Луку радушно принимает великий Леон Батиста Альберти (1404–72), архитектор, ученый, писатель, музыкант. "Красота, - учил Альберти, - есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, - отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало природы". Слова эти запали в душу Луки Пачоли.

В доме Альберти Лука знакомится с семьей Ровере. Ее глава Франческо из генералов ордена францисканцев становится в 1471 году Папой Сикстом IV. Пачоли, друживший с племянниками Папы, тоже выбирает духовную стезю. В 1475 году орден францисканцев пополняет фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро. Но славу ему принесет не теология, но математика.

Профессор математики в университете Перуджи с 1477 года. После трех лет преподавания - перерыв. Восемь лет в Заре. Исполнение орденских обязанностей, штудии теологии. С 1486 года Лука именуется магистром священной теологии. В 1487 году он опять в Перудже. Опять профессура. И здесь Пачоли вступает в спор флорентийцев с Микеланджело. Горожане считали, что живут в "...гиблое время, когда человеческий разум исчерпал свои возможности. Все, что можно узнать, - узнано; все достижимое - достигнуто; изобретаемое - создано". Микеланджело же считал, "что человечество придумает машины, предложит идеи, которые пока непостижимы для нас". Пачоли был на стороне горожан, и, пытаясь свести всю сумму математики воедино, он начал работу над книгой, которой было суждено обрести всемирную славу. Рим, родной городок, Венеция - именно там 10 ноября 1494 года из типографии "мудрого Паганино ди Паганини" выходит в свет "Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita" - "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях".

Это был шаг к созданию теории математики, а XI трактат IX отдела книги, посвященного применению математики в коммерческом деле, обрел отдельную жизнь. Трактат назывался "Trattato dei Computi e delle Scritture" [Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. М., 1983]. Революционным шагом было двойное внесение всех операций купца в Quaderno, Главную книгу. Дебет и Кредит. Модель причинно-следственных связей в строгих бумагах бухгалтеров. Повышение точности и надежности учета. Повышение качества управления материальными ресурсами. Основа грядущей рационализации и индустриализации.

Член нищенствующего ордена - и основа капитализма. Сумма знаний - и фундамент революции.

Вернер Зомбарт, один из исследователей генезиса нашей цивилизации, говорил об итальянской бухгалтерии поэтически. "Просто невозможно, - писал он, - представить капитализм без двойной бухгалтерии; они соотносятся друг с другом как форма и содержание... Двойная бухгалтерия родилась из того же духа, что и системы Галилея и Ньютона, учения современной физики и химии... В двойной бухгалтерии можно усмотреть идеи всемирного тяготения, кровообращения, сохранения энергии"[Sombart W. Der moderne Kapitalismus. B., 1928, II, S. 129]. (К этому списку можно по праву добавить и будущую кибернетику.) И другой философ истории, Освальд Шпенглер, в "Закате Европы" ставил Пачоли рядом с Колумбом и Коперником.

Фра Лука преподавал в Милане (одновременно с да Винчи), Флоренции, Болонье, Риме. Умер в 1515 году на родине. Возможно, Леонардо да Винчи, рисуя эскиз счетной машины, думал о своем друге математике Луке Пачоли. Но уж использование для учета компьютеров, которые и считают, и пишут в память, однозначно связано с мыслями францисканца, давно оторвавшимися от его "Трактата…" и пустившимися в свободное плавание.

- Из журнала "Компьютерра"

"Черный ящик"

Черный ящик. Его еще называют "ящик Пандоры". Однако это не обозначение реально существующего предмета, а философско-научный термин. В теории управления, теории вероятности, кибернетике, психологии и ряде других отраслей науки этот термин применяется по отношению к объекту, внутренняя суть которого нам неизвестна и недоступна, и о сути объекта мы можем только догадываться, предполагать по его внешним проявлениям. Например, из коробки раздается мяуканье. Можно сделать вывод, что в коробке кошка, но на самом деле мы не знаем этого и знать не можем. Ведь там может оказаться и магнитофон, проигрывающий запись мяуканья. Вот эта коробка в данном случае является примером черного ящика. Однако то, что в средствах массовой пропаганды называют "черный ящик", рассказывая об авиакатастрофах, по своей сути есть вещь прямо противоположная.

Большие любители звонких фраз, красиво-таинственных слов журналисты назвали черным ящиком то, что на языке авиаторов называется "система аварийной регистрации параметров полета", сокращенно - САРПП. Впрочем, если быть точным, то САРПП это целая разветвленная система сбора, обработки и регистрации многих полетных данных. В эту систему входит большое количество датчиков, блоков обработки сигналов, накопителей. То, что журналисты называют черным ящиком правильно называется ЗБН (защищенный бортовой накопитель). На современных самолетах обычно ставится два ЗБН. Один из них регистрирует полетные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. ЗБН может быть только один, или же их может быть несколько. На некоторых самолетах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой.

Дабы не раскрывать военных секретов рассмотрим систему регистрации полетных параметров самолета ТУ-154. Военные самолеты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются еще параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т.п.), по навигационной аппаратуре и прочее.

Самолет ТУ-154 оснащается бортовым магнитным регистратором МСРП-64 в состав которого входят значительное количество датчиков, блок сбора и преобразования информации (БСПИ), кассетный бортовой накопитель (КБН), защищенный бортовой накопитель (ЗБН) и звуковой регистратор (Марс-БН).

Датчики регистрируют и посылают в БСПИ сведения о следующих параметрах:
1. Высота барометрическая (т.е. высота над уровнем моря)
2. Высота истинная (расстояние от самолета до поверхности по вертикали (земля, кроны деревьев, крыши зданий и т.п.)
3.Скорость полета (показание указателя скорости в кабине пилотов)
4. Угол атаки (под каким углом к плоскости крыла набегает на него поток воздуха)
5. Боковая перегрузка.
6. Вертикальная перегрузка.
7. Угол отклонения правого руля высоты от нейтрали.
8. Угол отклонения левого руля высоты от нейтрали.
9. Угол крена машины.
10. Курс полета по гирокомпасу.
11. Тангаж (угол наклона носа самолета вверх или вниз).
12. Положение рукоятки управления двигателя № 1.
13. Мгновенный расход топлива двигателя № 1.
14. Число оборотов двигателя № 1.
15. Положение рукоятки управления двигателя № 2.
16. Мгновенный расход топлива двигателя № 2.
17. Число оборотов двигателя № 2.
18. Положение рукоятки управления двигателя № 3.
19. Мгновенный расход топлива двигателя № 3.
20. Число оборотов двигателя № 3.
21. Угловая скорость тангажа (как быстро самолет опускает (поднимает) нос.
22. Ход штурвала.
23. Отклонение педалей.
24. Отклонение колонки штурвала.
25. Отклонение правого элерона.
26. Отклонение левого элерона.
27. Отклонение руля направления.
28.Отклолнение стабилизатора.
29. Отклонение закрылков.
30. Ход траверсы управления по крену.
31. Ход траверсы управления по курсу.
32. Ход траверсы управления по тангажу.
33. Давление воздуха в кабине.
34. Ход штока триммера.
35. Отклонение левого элерон-интерцептора.
36. Отклонение правого элерон-интерцептора.
37. Напряжение бортовой сети.
38. Суммарный остаток топлива.

Блок сбора и преобразования информации (БСПИ) полученные данные преобразует в вид, удобный для записи, и направляет их в кассетный бортовой накопитель (КБН), и в защищенный бортовой накопитель (ЗБН).

КБН находится в пилотской кабине и используется в повседневной работе. Катушки с магнитной лентой, на которой записываются параметры полета доступны и эти записи используют для анализа полетов, разбора действий экипажа, анализа отказов техники и всех других случаях, когда необходимо отследить поведение машины. Пилоты нередко называют КБН "ябедником".

ЗБН находится в хвостовой части машины и экипажу недоступен. ЗБН представляет собой сферу оранжевого цвета, изготовленную из высокопрочных материалов. Она выдерживает перегрузку в 1000g, и 50 минутный нагрев до 1000 градусов.

Емкость магнитной ленты и КБН и ЗБН позволяет записывать параметры полета за последние 17-20 часов. МСРП-64 включается автоматически с момента подачи напряжения на электросеть машины (неважно, от внутренних источников (генераторы, аккумуляторы) или внешних (стационарная сеть аэродрома, машины запуска двигателей и т.п.)) и выключается при выключении бортового электропитания. Т.е. на ленте остаются параметры не только последнего полета, но и нескольких предыдущих.

При катастрофе самолета КБН чаще всего разрушается, а ЗБН, расположенный в той части самолета, которая обычно страдает меньше всего, сохраняется, хотя и не всегда в самом лучшем виде.

Запись магнитной ленты требует расшифровки на компьютере, после чего можно получить обычные графики на бумаге или смоделировать поведение самолета на экране монитора. Можно также эти данные использовать на тренажере и получить едва ли не полную картину,происходившего в кабине самолета во время полета (показания приборов на каждый момент, положение органов управления). На рисунке графическая запись параметров, полученная с магнитной ленты без расшифровки. На рисунке ниже дана расшифровка четырех параметров полета.

На графике указаны номер машины, номер рейса, дата полета. Хорошо видны временные отметки. Здесь мы видим завершающий участок полета с 11час.17мин.10 сек до 12 час.13 мин. Хорошо видно, что примерно в 11.53 пилот начал снижение. На графике скорости видно как по мере захода на посадку падала скорость и пилот менял обороты двигателя. На графике курса видно как пилот менял направление полета машины, выходя на посадочную полосу. Сиреневой линией автор показал момент касания самолетом земли и в промежутке между сиреневой и зеленой линией видно, как с момента касания резко падала скорость(пилот торомозил машину). По графику курса видно, что после торможения самолет зарулил на стоянку. Зеленая линия проведена на момент остановки двигателя.

Кроме ЗБН в хвостовой части самолета устанавливается звуковой регистратор Марс-БН. Внешне он выглядит также как и ЗБН, но предназначен для записи на магнитную ленту всех переговоров экипажа в последние 30 минут. Впрочем, если быть точным, то Марс-БН записывает речь и звуки с каждой розетки подключения гарнитуры (наушники и микрофон). Естественно, что если, например, с гарнитуры второго пилота говорит не он, а скажем террорист, то будет записана речь террориста. Причем, каждая розетка пишется на отдельную дорожку. Так, что при одновременной речи с нескольких розеток, каждая из них будет записана чисто и без помех.

Обычно на показания "черного ящика" уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовет причину катастрофы. Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удается извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксируется САРППом. Здесь немало технических трудностей. Например - электропитание. Знаю случай, когда в полете вышли из строя генераторы и последние полтора часа полета не были записаны совсем. В-третьих, регистрируются параметры, а не причины. Например, случай, когда совершенно исправный египетский пассажирский самолет Боинг -737 внезапно упал в море. ЗБН сохранился. Расшифровка показала, что полет проходил нормально, но затем внезапно рули были отклонены вниз, и самолет спикировал в воду. Что произошло в кабине и почему, осталось неизвестным.

В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолета. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены. Пока это очень дорого и даже США не могут себе этого позволить. Однако технически все это вполне реализуемо и очевидно со временем будет внедрено.

Системы САРПП стремительно развились в последние десятилетия. Вспомним, что еще в 1968 году на самолете Ю.Гагарина не было вообще никаких систем регистрации полетных параметров. Их пришлось после катастрофы собирать на срезанных самолетом березках (так определили угол, под каким падал самолет), на остатках приборов (сорвавшиеся с крепления стрелки отпечатались на циферблатах), расчетными и эмпирическими данными. Если бы САРПП на том самолете была, сколько бы домыслов, беспочвенных обвинений, фантазий было бы отметено сразу.

От автора. Впрочем едва-ли. Обычно папарацам не нужна правда. Не требуется истина. Им нужна сенсация, им нужны неразрешимые загадки. И чем более загадка неразрешима, тем дольше можно писать о катастрофе, а значит, снимать сладкие денежные пенки. Уж более чем ясны причины катастрофы самолета ЯК-40 с А.Боровиком на борту - закрылки отклонены не на положенные 20 градусов, а на 11, из-за чего в данных метеоусловиях самолету просто не хватило подъемной силы. Однако каких только версий не выдвигают борзописцы - от козней неубиенной КГБ, до вмешательства внеземных сил. На все попытки специалистов с фактами и расчетами, графиками и таблицами убедить в реальных причинах падения машины следует гордое и "граждански смелое" заявление:"Нэ вэру!".

Источники

1.Журнал "Наука и жизнь" № 1-1993г.
2. Учебник.Системы аварийной регистрации параметров полета летательных аппаратов. Просвещение. Москва. 1990г.

Черный ящик

Автор: Владимир Ляпоров. Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №11 от 7 июня 2005 года.

Со стороны, для клиентов, рекламное агентство выглядит неким «черным ящиком», куда приходят с задачей и через оговоренный на первой встрече срок получают результат в виде ролика, постера или рекламного сценария. На самом же деле эффективная работа с агентством подразумевает не только постоянный контакт с ним, но и понимание принципов его работы.

Создание рекламы — это, в первую очередь, взаимодействие предпринимателя с рекламным агентством. Именно в процессе общения появляются идеи, решения, а нередко даже — удовлетворительные результаты. В учебниках рекламную индустрию расписывают по функциям и отдельным направлениям, выделяя процессы, этапы и стадии. Но ведь в жизни мы работаем с людьми! Кого, например, звать на первую, установочную встречу? Как спланировать работу с креативной группой? И как прикажете реагировать на заявления рекламных агентств о том, что «профессионализм и опыт» позволяют им без ущерба сопровождать конкурирующие брэнды? Понимание клиентом этой кухни становится критически важным. Что ж, посмотрим, с кем представителям компаний-заказчиков приходится иметь дело.

Креативный директор (Creative Director, CD). Ироничен, самовлюблен, эрудирован и импозантен. Умница и циник, он — главный персонаж рекламного агентства. Вообще говоря, креативные директора бывают двух типов: творцы и управленцы. Они даже выглядят по-разному, и это логично. В сущности же, главная задача креативного директора состоит не в том, чтобы придумывать рекламные кампании самому, а в том, чтобы правильно руководить творческой группой, активизируя таланты других. Если оперировать опытом кинематографа, то креативный директор — в куда большей степени продюсер, нежели режиссер. Его задача, с точки зрения агентства, — продать клиенту идею, а с точки зрения клиента — правильно построить работу команды и добиться лучших результатов.
Опыт работы креативного директора обычно составляет не менее пяти лет, а получают такие специалисты в Москве от 3 000 долларов в месяц.

Арт-директор (Art Director, AD) — фигура не менее интересная. В вестибюле одного уважаемого рекламного агентства висит объявление: «В майках и шлепанцах ходить запрещено всем, кроме арт-директоров и моделей». Так-то! Арт-директор, скорее всего, предстанет перед вами в небрежном костюме и модных кроссовках. Возможно даже — весьма взъерошенным. А все потому, что вы сами ждете чего-то именно в этом роде. Задача арт-директора — придумать визуальный образ, который покорит потребителя с первого взгляда. Этот человек, как правило, умеет хорошо рисовать от руки.

Считается, что опыт работы арт-директора должен быть никак не меньше трех лет, а платят им 1 500 долларов и больше.

Копирайтер (Copywriter) — персонаж, уже отметившийся даже в «модной» российской литературе. «Реклама — это бизнес слов», — говаривал известный рекламист Дэвид Огилви. Так вот, копирайтер как раз и придумывает слоганы, пишет сценарии роликов и текстовку для закадрового голоса, а также рождает в муках идеи для рекламных кампаний. Если еще точнее, то копирайтер не только пишет тексты, но, прежде всего, генерирует идеи и концепции, которые затем ложатся в основу рекламы. Вот почему во Франции, к примеру, копирайтеры именуются «текстовиками-концептуалистами». Зачастую в российских агентствах копирайтерами ошибочно называют этаких литературных чернорабочих, которые пишут «рыбы» рекламных статей и тексты пресс-релизов. В европейских агентствах креативными директорами чаще всего становятся наиболее удачливые арт-директора, а во многих американских творческое руководство поручается именно мастеру слова. Вместе же копирайтер и арт-директор образуют главную творческую пару, которая и выдает «на гора» готовые рекламные идеи, проекты и разработки.

Опыт работы копирайтера может не превышать и года, а зарплата составляет 1 000 долларов и выше.

Медиа-планнер (Media planner). Это в полном смысле мозг агентства, который может переложить любые идеи в математически выверенный финансовый план, где будут фигурировать такие страшные слова, как «стоимость рекламного контакта», «эффективная частота», «охват» и даже «таргетинг». Все эти маркетинговые термины он знает в подробностях, а также может выразить их в деньгах — в простой экселевской таблице. Задача медиа-планнера состоит в том, чтобы в начале помочь креативной группе выбрать самые эффективные по соотношению «цена — отдача» инструменты, а в конце — наиболее подходящие площадки и написать самую главную часть проекта под названием «бюджет». В крупных агентствах в помощь медиа-планнеру порой нанимают медиа-стратега (media strategist) или консультанта по стратегии (media consulant).

Стаж работы опытного медиа-планнера — не менее двух лет. Зарплата — от 1 000 долларов.

PR-менеджер (PR-manager). Длинноногие. Стройные. Немного наивные. Блондинки, брюнетки, рыжие и шатенки. Белокожие и смуглые. Черноокие и голубоглазые. Все это армия красавиц по связям с общественностью. Когда слышишь «пиар-менеджер», представляешь девушку в изящных очках, рассылающую пресс-релизы и обзванивающую журналистов в надежде договориться о «размещении публикации». А фактически пиар-менеджер должен минимум времени проводить перед монитором своего компьютера и максимум — общаться с журналистами, телевизионщиками и полезными знакомыми, которых должно быть много. Очень много. И совершенно неправильно, если заурядного райтера (наемного сотрудника, пишущего более или менее грамотные тексты) вам подают как пиар-менеджера. Впрочем, не лучше, если пиарщика, который по сути своей является коммуникатором, координатором мероприятий, заставляют садиться за написание концепций и текстов. Пиарщик вообще не обязан уметь писать. Это не его работа! Привычный портрет настоящего пиарщика: стильно одетый субъект любого пола, у которого постоянно звонит мобильный телефон и с лица не сходит улыбка. А вообще, если пиар-менеджер агентства — неприятный человек, то, скорее всего, никакого PR не получится. Ведь связи с общественностью — это не тиражируемый бизнес-процесс, а умение использовать личные контакты! Начинающие получают долларов 500. Ну, а «зубры» именуются пиар-директорами и зарабатывают не меньше креативных директоров.

Опыт работы в самом простом случае — от одного года, зарплата — от 500 долларов.

Аккаунт-менеджер (Account Manager). Это лицо агентства — клиентский менеджер, отвечающий за ваш проект. Именно с этим менеджером вам в первую очередь и предстоит общаться, решая текущие вопросы. Главное (с клиентской точки зрения) — понимать, что задача аккаунта — это не только способность с улыбкой фиксировать пожелания клиента и передавать готовые работы, но и умение наладить конструктивную коммуникацию между вами и творческой группой в агентстве. Он должен выступать в качестве рефери в спорных моментах, уметь «разруливать» сложные ситуации, которые неизбежно возникают в ходе любого проекта. Хороший аккаунт-менеджер — большой дефицит! Ведь он должен уметь возражать КЛИЕНТУ, доказывая, к примеру, что дизайнеры не будут по десять раз на дню переделывать креатив. Или — информируя, что за три дня срочную пресс-конференцию собрать просто невозможно. Но главное, вместе с клиентом и творческой группой аккаунт-менеджер ищет пути решения любой возникающей проблемы. Он, конечно, представляет именно ваши интересы в агентстве и за это получает деньги от боссов. Но если на встречах клиентский менеджер соглашается со всеми вашими требованиями, обещает удовлетворить любое пожелание и переделать все быстро и вовремя — это повод насторожиться. В крупных агентствах аккаунтов — как минимум, несколько человек, а над ними стоит аккаунт-директор. В очень крупных агентствах есть еще и подотчетный клиентскому директору промежуточный руководитель группы контрактов — group account manager, в подчинении у которого есть несколько рядовых. В общем, все, как в армии.

Необходимый опыт работы клиентского менеджера — от одного года, зарплата — от 500 долларов.

* * *

Теперь вы знаете всех, кто будет принимать участие в работе над вашим заказом. Возможно, с «черным ящиком» работать проще. Но мы с вами трудимся в России. А здесь дополнительная информация никогда не бывает лишней!

В порядке поступления

Зная, кто чем занят в рекламном производстве, легко понять, кто и за что здесь отвечает. А правильно организованная (и в правильном составе!) встреча с творческой группой — гарантия того, что креативный процесс пойдет в верном направлении. В то же время плохо организованные встречи могут вызвать взаимное недовольство, за чем последует каскадное отключение творческих сил у всех участников процесса. Итак, по порядку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: