Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений




Общественное сознание

Общественное бытие

Общественная психология

Общественная идеология

Не относится к важнейшим измерениям духовности

Эстетизм

Теоретизм

Плюрализм

Этизм

Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

Потребность в материальных благах

Потребность в духовных ценностях и информации

Неосознаваемое желание, стремление

Интерес к живописи является конкретизацией

Эстетической потребности

Нравственной потребности

Религиозной потребности

Познавательной потребности

Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

техника

цивилизация

практика

культура

К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Функцию преемственности

Адаптивную (защитную) функцию

Воспитательную функцию

Деструктивную функцию

Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема движущих сил общественного развития

Проблема типологизации обществ

Проблема возникновения общества

Проблема устройства (структуры) общества

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения

Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»

Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

П. Сорокин

В.И. Ленин

О. Шпенглер

Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

формационному подходу

цивилизационному подходу

культурологическому подходу

марксистскому подходу

Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Цивилизационному

Формационному

Культурологическому

Марксистскому

Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

Завершающая стадия в развитии культуры

Эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры

Период возникновения, зарождения культуры

Синоним духовной культуры

Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Локальных

Национальных

Глобальных

Народных

Глобальные проблемы – это

Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Экологические проблемы

Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

Проблема контроля за рождаемостью

Проблема сохранения окружающей среды

Проблема утилизации ядерных отходов

Растущая взаимозависимость различных регионов мира

Технологизация

Глобализация

Институциализация

Дивергенция

В современной России

Рождаемость незначительно превышает смертность

Рождаемость и смертность примерно равны

Смертность значительно превышает рождаемость

Рождаемость значительно превышает смертность


 

1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения - 28

2. Философия Древнего Востока. - 10

3. Античная философия. - 33

4. Философия Средневековья – 20

5. Философия эпохи Возрождения. - 12

6. Философия Нового Времени и Просвещения. - 30

7. Немецкая классическая философия. - 18

8. Современная западная философия. - 16

9. Этапы развития и характерные особенности русской философии. - 78

10. Философское понимание мира. Онтология. - 25

11. Философия сознания (психоанализ). - 15

12. Познание как предмет философского анализа. - 17

13. Диалектика.- 22

14. Наука, методы и формы научного познания. - 30

15. Философия о сущности и предназначении человека. Антропология. - 28

16. Социальная философия - 47

 

Всего вопросов: 429 вопросов.

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

*а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

 

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем;

б) Декартом;

*в) Кантом;

г) Ницше;

д) Бэконом.


3. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

*д) абсолютно непознаваемое.

 

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

*в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

 

5. Помимо явлений Кант выделяет:

*а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

г) мир идей в себе;

д) бога в себе.

 

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

*б) феномен;

в) ноумен;

г) иллюзия;

д) интуитивное схватывание.

 

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

*а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

 

8. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

*б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

д) первичны по отношению к материи.

 

9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

*в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

 

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

*д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

 

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

*а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

 

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

*г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

 

14. Философия Гегеля — это:

а) реализм;

*б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

 

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

*а) спекулятивно-идеалистическая;

б) экзистенциальная;

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

 

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

а) материя;

б) сознание;

*в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

 

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

*а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

 

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

*г) все, что разумно — действительно.

 

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

*в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

 

20. Философия Л. Фейербаха — это:

*а) материализм;

б) идеализм;

в) рационализм;

г) натурализм;

д) эмпиризм.

 

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

*д) антропологический материализм.

 

22. Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу;

б) бога;

*в) человека;

г) познание;

д) общество.

 

23. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

*в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализацией свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

 

24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) абсолюта;

*г) любви;

д) бога.

 

25. Установите соответствие философа философскому учению:

б1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;

г2. антропологический материализм; б) Кант;

а3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;

в4. философия тождества; г) Фейербах.

 


26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

б1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

г2. «О сущности христианства»; б) Кант;

а3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

в4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.

 

 

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

 

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

*г) сенсуализма;

д) гедонизма.

 

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

*б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

 

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

*б) категория;

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

 

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

 

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

 

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

 

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

*б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

 

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

*в) скептицизм;

*г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

 

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

*б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

 

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

*г) антропоцентризм.

 

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

*а) эмпирический;

б) религиозный;

*в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

 

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

*в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

 

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

*в) идея;

г) ощущение.

 

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

*б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

*д) восприятие.

 

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

*в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

 

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

 

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

*б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

 

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

*б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

 

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

*а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

 

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

*а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

 

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

*г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

 

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

*а) проблема;

б) боль;

в) вера;

*г) гипотеза;

*д) теория.

 

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

*а) конвенционализм;

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

 

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

*в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

 

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

*г) антиномий;

д) законов.

 

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

 

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

*б) наблюдение;

*в) эксперимент;

*г) измерение;

д) моделирование.

 

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

*а) анализ;

б) наблюдение;

*в) идеализация;

г) измерение;

*д) моделирование.

 

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

*в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

 

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*а) точностью;

*б) обоснованностью;

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

 

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

*в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

 

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

*а) мировоззренческая;

*б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

*д) предсказательная.

 

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

*б) обыденно-практическое;

*в) игровое;

г) философское;

*д) мифологическое.

 

39. К основным концепциям истины относят:

*а) конвенциональную;

*б) прагматическую;

в) системную;

*г) соответствия;

д) аналитическую.

 

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

*в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

 

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

 

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.

 

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

вселенной;

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

системе);

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

проверку.

 

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

 

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

 

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

 

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

 

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

 

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез;

*б) социал-дарвинизм;

в) космогенез;

г) историософия.

 

2. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род;

б) класс;

*в) каста;

г) сословие;

д) страта.

 

3. Понятие класса является ключевым в философии:

а) Сен-Симона;

б) Гоббса;

*в) Маркса;

г) Гегеля.

 

4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

*б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.

 

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

*г) Моисеевым.

 

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики;

*б) конец истории;

в) конец экономики;

г) конец государства;

д) конец человека.

 

7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

*б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.

 

8. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика;

б) евгеника;

в) синергетика;

г) космология;

*д) футурология.

 

9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера;

б) семиосфера;

*в) ноосфера;

г) стратосфера;

д) биосфера.

 

10. В современности господствующим типом культуры является:

*а) поп-культура;

б) элитарная культура;

в) контркультура;

г) антикультура;

д) маргинальная культура.

 

11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

*б) социальная философия;

в) гносеология;

г) политология;

д) экономика.

 

12. Философским учением о сущности и развитии человеческого общества является:

а) онтология;

б) метафизика;

*в) социальная философия;

г) антропология;

д) история.

 

13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях;

б) логических принципах;

в) творческой деятельности;

*г) системе традиций;

д) экономических отношениях.

 

14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

*б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

а) семья;

б) государство;

*в) собственность;

г) власть;

д) закон.

 

16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

*г) науке;

д) религии.

 

17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

*а) Тойнби;

*б) Шпенглер;

в) Маркс;

г) Конт.

 

18. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) теократическое государственное образование;

*б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.

 

19. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

*а) конфликту;

б) миру;

в) самоизоляции цивилизаций;

г) единой цивилизации;

д) бесклассовому обществу.

 

20. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

*а) монархическая;

*б) республиканская;

в) судебная;

г) исполнительная;

д) религиозная.

 

21. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

а) государство есть божественное образование;

б) государство основывается героической личностью;

в) государство существовало всегда;

*г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

 

22. Гражданское общество – это:

а) ветвь государственной власти;

*б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

г) партийная политическая система;

д) конституционная форма правления.

 

23. «Формация» является ключевой категорией в учении:

*а) Маркса;

б) Платона;

в) Канта;

г) Ницше.

 

24. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

а) Античность 3 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором;

б) Средние века 4 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется

выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);

в) Новое время 1 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.

г) XX в. 2 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному».

 

25. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

а) формационный подход; 2,4 1) Шпенглер;

б) цивилизационный подход; 1,3 2) Маркс;

3) Тойнби;

4) Конт.

 

Западноевропейская философия XIX-XX вв.


1. Философия К. Маркса носит название:

*а) диалектический материализм;

б) феноменология;

в) историософия;

г) критический реализм;

д) эмпиризм.

 

2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

*б) производительных сил;

в) мирового духа;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

 

3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие;

*б) бытие определяет сознание;

в) общественное бытие определяет сознание;

г) общественное сознание определяет бытие;

д) бытие есть сознание.

 

4. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

*г) эмпириокритицизм;

д) экзистенциализм.

 

5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

а) Р. Авенариус;

*б) О. Конт;

*в) Г. Спенсер;

г) А. Бергсон;

д) К. Маркс.

 

6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» словом:

а) что;

б) зачем;

в) сколько;

*г) как.

 

7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

*б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

 

8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:

а) менеджментом;

б) синергетикой;

*в) социологией;

г) эпистемологией.

 

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:

а) Воля;

б) Материя;

*в) Сила;

г) Душа.

 

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:

*а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

 

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

*в) равновесия;

г) преобразования.

 

12. Известное утверждение прагматизма:

а) истина — то, что доказано;

*б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.

 

13. Представителем «философии жизни» является:

*а) Ницше;

б) Кант;

в) Шеллинг;

г) Гегель;

д) Фихте.

 

14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

а) разум;

б) мышление;

в) сознание;

г) бог;

*д) воля.

 

15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, которые ассоциируются более всего с понятием:

а) вещь в себе;

б) эйдос;

*в) майя;

г) монада;

д) логос.

 

16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) бога;

*в) воли;

г) разума.

 

17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):

а) разумная и целенаправленная;

*б) бессознательная, слепая и дикая;

в) светлая и божественная;

г) ограниченная и слабая;

*д) единственная и безосновная.

 

18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

а) счастье;

б) наслаждение;

*в) страдание;

г) служение Богу;

д) любовь.

 

19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

а) вести разумную, умеренную жизнь;

б) молиться;

в) служить обществу;

*г) победить желание, страсть;

д) стремиться к наслаждению.

 

20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

*в) бессмысленное сплетение событий;

г) торжество свободы.

 

21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):

*а) учение Канта;

б) учение Гегеля;

в) учение Шеллинга;

*г) учение Будды;

д) учение Руссо.

 

22. Философия Шопенгауэра является:

а) оптимистическим учением;

*б) пессимистическим учением;

в) гедонистическим учением;

г) рационалистическим учением;

д) эвдемонистическим учением.

 

23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

а) любовь;

*б) страх;

в) зависть;

г) радость.

 

24. Центральная идея философии С. Къеркегора:

а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;

*в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.

 

25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существования человеческого духа:

а) гносеологическая — этическая — эстетическая;

б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;

*в) эстетическая — этическая — религиозная;

г) эстетическая — этическая — гносеологическая.

 

26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни;

*б) воля к власти;

в) воля к богатству;

г) воля к богу;

д) воля к человечности.

 

27. Ф. Ницше обосновал идею:

а) экономического прогресса человечества;

б) нравственного прогресса человечества;

*в) вечного возвращения;

г) неизбежности победы социализма;

д) научно-технического прогресса.

 

28. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

*г) полезное заблуждение.

 

29. Идеальный человек будущего, по Ницше, - это:

а) человек-коллективист;

б) человек-масса;

в) маргинальный человек;

г) человек-машина;

*д) сверхчеловек.

 

30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

*а) изменчивый, творческий поток сознания;

б) процесс рационального, логического познания;

в) система ощущений и чувств;

г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: