США. ПРЕЗИДЕНТ (исполнительная власть)




Идея очень новая. Дискуссия была:

· Может ли исполнительная власть принадлежать 1 человеку?

· Должна формироваться населением или нет?

Гамильтон: за сильную и эффективную ИВ, вплоть до стремления к монархии. Компромиссное решение: 1 лицо с широкими полномочиями, но избранное на определенный срок, тем более, что Вашингтон не обладал цезаристскими наклонностями.

Результат: § 5 раздел 1, ст.II. 35 лет, 14 –проживание, гражданство – «по рождению», что до сих пор не ясно. Должен впитать дух страны. 4 года. Грант (1869-1877) хотел 3, но ПП осудила (234 – 18).

2 этапа выборов: 1. борьба за статус официального кандидата партии. Праймериз. 2. собственно выборы (всеоб, тайное, равное, косвенное). Проблемы:

· Не были разведены выборы Президента и вице –президента

· Непрямые – граждане выбирали не П, а его выборщиков (свободные агенты). Исторически косвенные выборы проводятся в 2-х случаях: А) если технически невозможно прямые; Б) с целью достижения политически более умеренного состава выборных институтов. Выборщики – профессионалы + с тремление сгладить различия во влиянии больших и малых штатов (выборщики от штата = численности делегатов в К). Например, в ПП: Виргиния – 10 мест (наибольшее),

Род – Айленд – 1 (наименьшее).-------10×1

Но численность коллегии выборщиков зависит от кол-ва сенаторов --- 2 от каждого штата, получается:

Виргиния: 10+2= 12

Род-Айленд: 1+2= 3- ------- 4×1

В настоящее время общенациональная коллегия выборщиков – 538 человек: 435 представителей, 100 сенаторов,. 3 - от округа Колумбия. Вроде бы недемократично, но помогло установившееся К­­- соглашение о связанности выборщиков политической волей избирателей. Они голосуют не за выборщиков индивидуально, а за список выборщиков от конкретной политической партии. Победители – абсолютное большинство выборщиков. Традиционно. Если никто не получает абсолютного большинства, - выборы переносятся в ПП, которая избирала Президента из числа лиц, получивших наибольшее кол-во голосов. ------ ------- Избрание Президента палатой П было в 1-й период сущ-я США обычной практикой. Адамс (1797), Адамс –сын (1825).

Прекращению этого способствовала 2 -х партийность: кандидат ведущей партии всегда набирает большее кол-во голосов. Если бы партий было несколько – произошел бы раскол электората ----- и опять бы - -ПП. Мажоритарная система от этого тоже спасает, поощряет 2-х партийность. Каждый штат – единый избирательный округ, победитель получает все. Кандидат, получивший большинство, приобретает право на всех выборщиков от штата.

Случаи досрочного прекращения:

· Импичмент

· Смерть (чаще всего)

· Добровольная отставка (неспособность осуществлять)

Линкольн (1865), Гарфилд (1881), Мак-Кинли (1901), Кеннеди, Никсон – добровольная отставка под угрозой импичмента, 1974.

Импичмент – обвинение ПП, осуждение, приговор – СЕНАТ, 2/3 ГОЛОСОВ, ПОСЛЕДСТВИЯ – ЗАПРЕТ ЗАНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПОСТЫ. Условия размытые: ( нарочито?): «измена, взяточничество, другие тяжкие проступки». Впервые - Тайлер (1842), Джонсон (1868), Клинтон – суд в Сенате, не хватило 1 голоса.

«Неспособность» - еще сложнее. 1881 – Гарфилд умирал 2 месяца, а в конституции нет слов о возможности временного исполнения обязанностей вице – премьером. Часто президенты – смертельно больные люди. --- Ни одного случая.

25 поправка (1967) - в случае отстранения, смерти или отставки - -Президентом становится В-П.

Полномочия: А) исключительные (конституционные); Б) делегированные (Конгрессом); В) подразумеваемые (широкая трактовка конституции).

Делегированные: прямо не упоминаемые в К, но переданные Президенту Конгрессом, утверждены законодательно. Это бюджетные права (акт о бюджете – 1921). Составление проекта бюджета, потом отправляется на утверждение Конгресса, обрастает поправками ------ Реальная возможность исполнительной власти контролировать Бюджет МАЛА (англ традиция). Конгресс может разрешить президенту издавать исполнительные приказы, имеющие силу закона (о приведении в действие законов, М/Н соглашения, регулирование деятельность административных органов).

Подразумеваемые – опасность произвола. Широкая трактовка конституции, традиция. Это контролирует Конгресс и ВС:

Чрезвычайные: внутренние и М/Н кризисы (освобождение рабов, интегрирование японцев на территории США после Перл-Харбора, Трумэн - во время войны в Корее 1952 – гос контроль над сталелитейной промышленностью)

Неконституционные: он – глава партии, поддерживает избирательную кампанию, Нет понятия Глава гос-ва – противоречивый принцип разделения властей.

Иммунитет: право отказываться от явки в Конгесс. Суд, не предоставлять информацию. Но есть пределы. США против Никсона 1974, Уотергейт.

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ. Возможность быстрой замены в случае чего.

Единственная обязанность председательствовать в Сенате, голосовать имеет право только при разделении голосов поровну. Вначале США – 2 место, не соперник, а сотрудник. Справлялся о здоровье --- потом – сотрудничество невозможно - -12 поправка – о выборах ВП. Этот пост –хорошая стартовая позиция для дальнейшего президентства. (Трумэн, Джонсон, Форд –досрочно; Никсон, Буш – сами).

 

Президентские службы. Во время Нового курса. Старое структурное подразделение – КАБИНЕТ, руководит департаментами. При Вашингтоне – 4, сейчас – 14. В конституции не упоминается. Несамостоятельное политич учреждение. Собирается редко. Когда собирается – с министрами обороны, финансов, госсекретарями. ПРИЧИНА СЛАБОСТИ КАБ: лоббирование своих интересов, свои амбиции. Это не есть спаянная команда.-------- ------- --------

Рост значения През администрации:

· Повседневная жизнь Президента

· Консультации

· Координация деятельности департаментов

С 1939 – Исполнительное Управление (офис) президента, офис Белого Дома (Двор вне контроля конгресса), офис вице –премьера, административно-бюджетное управление (проект ГБ – в Конгресс), группа экономич советников (ежегодный доклад конгрессу); СНБ (П, В-П, ГОСС, МинО, Сов по НБ: Кисисинджер, Бжезинский).

 

Исполнительные департаменты (министерства). Старейшие органы исполнит власти. Подчинены непосредственно П, во главе – секретари:

· Государственный (1789). Деп Ин Дел- главная Ф + патентные службы, хранитель печати

· Обороны (военный) В современном виде - в 1949 в рез-те слияния деп армии, флота, авиации +

· Фин. 1789.

· Юстиции. 1870. Юридический советник – Ген атторней

· Внутр дел. 1849. Возник в рез-те передачи ему ФФ ценза. Феод соб-ти, отношений с индейцами, пенсии. Завхоз. Сейчас – преимущественно природные ресурсы (земли, парки, охрана животных)

· С/Х, Труда, Торговли, Транспорта, Э/эн.

 

Независимые агентства. Менее жесткая система подчинения Президенту, более узкая компетенция. Назначаются Президентом на срок больше его:

1. Комиссия по торговле между штатами

2. Фед рез система

3. Нац комитет по трудовым отношениям

4. НАСА (космос)

5. По безопасности продуктов

6. По равным трудовым возможностям. 1964

Совсем недавно – правительственные корпорации. Без частных капиталов, невысокая рентабельность, не платят налоги: Корпорация реки Теннеси (ГЭС и пр), почтовая служба, АМТРАК (повышение эффективности Ж/Д)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: