Основные особенности средневековой философии.





Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

 

Философия

Крескас, Хасдай

Хасдай бен Иегуда Крескас
ивр. ‏חסדאי קרשקש‏‎‎‎, исп. Hasdai Crescas, кат.Hasdai Cresques
Дата рождения: 1340 (?)
Место рождения: Барселона
Дата смерти: 1410 (1411?)
Место смерти: Сарагоса
Страна: Испания
Направление: Западная философия, еврейская философия
Период: Философия средневековья
Основные интересы: Догматика, физика,метафизика
Значительные идеи: утверждение актуальной бесконечности, существование пустого пространства, бесконечность пространства, инерция
Оказавшие влияние: Аристотель, Маймонид,Николай Орезмский, Дунс Скот, Ниссим бен Реувен Геронди (РАН)
Испытавшие влияние: Йосеф Альбо, Ицхак бен Шешет (РИВАШ) Перфет (англ.)русск.

Хасда́й бен Иегуда́ Кре́скас (лат. Crescas, кат. Cresques, ивр. ‏חסדאי קרשקש‎‏‎‎‎; 1340,Барселона — 1410 (1411?), Сарагоса) — философ, теолог, государственный деятель и глава испанского еврейства в XIV веке Раввин Сарагосы, он был широко известен также среди христианских европейских философов. Выступал в защиту чистого иудаизма, независимого от Аристотеля и основанного в большей степени на духовной и эмоциональной стороне человека. Биографами оценивается как один из самых самобытных еврейских и вообще средневековых философов. Новаторские взгляды Крескаса о бесконечности и природе, пространстве и времени способствовали антиаристотелевскому перевороту в натурфилософии, благодаря которому появилась возможность создания новой физики — классической механики.

 

Сочинения

Свет Господа

Главный труд Хасдая Крескаса ивр. ‏«'אור ה»‏‎‎‎ («Or Adonai» [,» Свет Господа»), начатый не позднее 1405 и завершённый в последний год жизни автора зимой 1410 — 1411 годов представляет собой систематизированное изложение еврейской догматики, содержащее, возможно, больше оригинальных и глубоких, чисто философских открытий и аргументов, чем любой другой еврейский трактат Средневековья. Эта работа направлена против основ аристотелевской философии не только с религиозных, но и с философских позиций; как сформулировал сам автор в предисловии:

Причина ошибок и растерянности — в опоре на слова грека [Аристотеля] и его доказательства, и я нашёл правильным указать на ложность этих доказательств… также и там, где на них опирался наш учитель [Маймонид]… и показать всем народам, что путаницу в вопросах веры устраняет только Тора .

Излагая свои идеи в стиле, лишённом риторики и характеризующемся чёткостью и лаконичностью, несмотря на неразработанность философской терминологии в средневековом иврите, он пытается подорвать позиции Аристотеля, пользуясь его же оружием — логическим анализом и доказательствами. Критика Крескасом аристотелизма имела историческое значение; отстаивая свободу в истолковании Торы, он выступал также за освобождение философии и науки от догматически воспринятого учения Аристотеля.

Трактат «Свет Господа» подразделяется на четыре книги, в которых анализируются:

· предпосылки, или корни (ивр. ‏שורשים (shorashim))‏‎‎‎, Торы;

· основы (ивр. ‏(פינות) pinnot‏‎‎‎) Торы (атрибуты Бога и его отношение с миром);

· другие обязательные верования, предписываемые Торой;

· некоторые необязательные идеи или спекуляции.

Первая книга представляет с философской точки зрения наибольший интерес. Следуя Маймониду, Крескас включает в список корней Торы существование Бога, единство и бестелесность. В трёх частях этой первой книги Крескас опровергает аристотелевское учение и учение самого Маймонида и намечает пути развития собственной философии.

В книге второй закладываются основы понимания Торы, говорится о сущности Бога, его атрибутах и его связи с нашим материальным миром. Книга третья посвящена толкованию истин, благодаря которым Тора становится прежде всего наставлением, поскольку содержит в себе учения, достойные того, чтобы в них верить. Книга четвёртая включает в себя некоторые утверждения, которые предоставляют читателю пищу для размышлений и которые он может принимать или отвергать.

Крескас задумал также продолжение — «Светильник Господень», но его написанию помешала внезапная смерть . Одно из предисловий к «Свету Господа» было задумано как предисловие к «Светильнику Господню», там Крескас намечает критику Маймонида в плане галахи. Наряду с обычным упрёком, что Маймонид не привёл источники, Крескас упрекает его также в том, что тот задумал описать весь закон, в то время как он ещё будет меняться в будущее ,и не дал оснований и общих законов заповедей .

В средневековой еврейской литературе Крескаса цитировали Йосеф Альбо, Абрабанель и другие . Известный исследовательГарри Вольфсон (англ.)русск. считал Крескаса родоначальником критической философии. Известный философ Уоррен Харви характеризует Маймонида как самого важного еврейского средневекового философа, а Крескаса как его самого важного критика



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: