Философия древнего Китая: основные философские идеи и школы.




Философское мировоззрение древнего Китая как и Др. Индии было ориентировано на решение нравственных проблем.Постановка общих теор. Вопросов имеет смысл лишь в решении нравственных проблем (с совершенствованием человека).

Источника знаний в Др. Китае – книги (шудды и нидзы) – книга истории и книга перемен 8 век. До н. э.

Наиболее значительные идеи:

1) Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал ИНЬ и ЯНЬ.

Инь (темное начало, пассивное женское, символ – земля) Янь(начало светлое, активное,верхнее, легкое, символ - небо)

2) Идея Дао небо, поднебесная (иерархии) Улао Цзы: “Человек подчиняется земли, земля следует законам неба, небо следует законом Дао, а Дао следует самому себе “

Дао не зависит ни от чего.

3) Идея небесной природы человека и его пути совершенствования.

 

Школа Даосизма. Конфуцианство.

Основоположник даосизма – Лао Цзы. (6 век до н. э)

Трактат “ Дао Де цзын “ (О пути Дао Цзы)

В современном виде трактат можно выделить три мировоззрения

1)Дао

2)Да

3)у – вэй

 

1)Естественный путь и закон изменения всего вещественного.

2)Количество достоинства, Количество от Дао, связано с моралью

3)Этическое учение, согласно которому необходимо научиться следовать Дао.

 

Дао – закон изменения всех веществ.

Характеристика Дао

1) первое и глубочайшее, врата рождения

2)безымленное начало неба и земли. Мать всех вещей.

3)Неисчерпаемое

4)невидимое

5)безвкусное

6)неизменное (постоянное)

7) то что, абсолютно. – свободно.

 

Этика “ недеяния ” – образ совершенного действия. Только тогда человек научиться следовать Дао.

Действие естественности по средствам, действие не насильстевенное, действие без борьбы, необусловленное страстями

Принципы “ недеяния”

1) Осуществляя учения не прибегать к словам

2) Вызывать изменение вещей, самому их не осуществлять

3) Не обладать созданным

4) Приводить в движение, не прилагая усилия

5) Не гордиться.

 

1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.

 

1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• быть благородным;

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: