Философия Возрождения: пентеизм и диалектика.




Возрождение (14в-16в). Раньше всего начинается в Италии, позднее в Германии.
В зависимости от личных философских позиций эта эпоха характеризуется по-разному. Чаще всего ее называют величайшим прогрессивным переворотом во всех областях культуры.
Возрждение-возращение былого знания культуры.Люди были энциклопедической образованности.
Характерные черты:1) Разрыв с традицией средневековья и переход к новому времени.
2)Пробуждение философского самосознания, которое уже не совпадает с теологическим мировоззрением.
3)Намечается союз философии и естествознания. Интерес к природе, к наукам, которые рассматривают науку без религиозных предпосылок.
4)Колоссальный рост значения гуманитарных знаний, знаний о человеке.
Появляется светская интеллигенция.
5) Индивидуализм получает новые можные импульсы развития.
Индивидуализм- человек живет собой «себеслужение».
«Тот, кто работает для себя, работает на саморазочеровние».
Эгоизм- крайняя степень индивидуума.
Поднимается значение личного интереса, так что даже эгоизм рассматривается как свойство самой человеческой природы, что нельзя искоренить. Мы с этим рождаемся.
Алчность- приобретение материальных благ любыми средствами.
Если рассматривать эпоху с точки зрения эгоизма, то не процесс, а некоторый регресс.
Главные черты философского мировоззрения:
1)Возрождение ценностей Античной культуры получили распространение такие течение философской мысли: платонизм(Н.Кузанский, Марсилио Фитинс), аристотемизм(Петро Помпонауци), атомизм (Дж.Бруно, Галилео Галилей),этический гедонизм(счастье=наслождению),эпикуризм(Эразм Роттердамский, Ларенцо Валлео, Казима Раймунд), скептицизм(Мишель Монтель).
2)Переходный характер философии, геоцентризм сменяется антропоцентризмом. Теология вытесняет натуральную философию.
3)Главная тенденция является- пантеизм. Во все, что существует есть Бог. Бог сближается с природой => природа обожествляется. Суть пантеизма- эта попытка по-новому осознать отношения человека и Бога.

Что такое Бог? Совпадает ли он с природой?
Все философисты сходились на том, что Бог не только сотворил мир, но и присутствует в нем.
3 формы пантеизма:1.натуралистический пантеизм(Дж.Бруно). природа и Бог совпадают полностью.;2.Умеренный пантеизм. Бог и природа совпадают, но не целиком. Все самое совершенное от Бога.;3.Местический пантеизм. Бог есть в природе, но он выше природы, но не смешан с ней, а нечто сверхъестественное(Яков Бёмс);4.Диалектические идеи. Ядро диалектики- учение о противоречии как движущемся источники развития. Диалектика-учение о развитии ядра, учение о противоречии,как источник и движ-ся сила.
Основные диалектические идеи:
1)Идея тождества противоположны в едином(т.е. в Боге). Бог-единое,единственное начало сущего. Природа заключена в Боге; 2)Идея развертывания единого в бесконечном многообразии конечных форм вещей.; 3) идея о том, что Вселенная заключена в человеке, т.е. в человеке содержится все то, что есть в большом; 4)Идея познания как бесконечного процесса и совершенной истины, как совпадение противоположностей; 5)Антропоцентризм и связан с этим гуманизм.
В философии возрождения мы находим критику аскетизма и обоснование нового гуманистического идеала.

21. Особенности материализма 17-18 веков: учение о материи и движении.

Антологические построения философов материалистов нового времени исходили из предпосылок неизменности сущностной основы мира. Господствовало метафизическое представление - сущность всех вещей вечна и неизменна. Это метафизический взгляд.
Существует вечное первоначало. А все остальное может изменяться. Согласно диалектике утверждается прямо противоположное. Общая характеристика материализма состоит в утверждении, что этот материализм был метафизическим. Эти неизменные материалы сочетаются и образуют движение, и это сочетание мыслится как механическое движение. Этот материализм был механистический, потому что законы материального миро представлялись как законы механики. Человек - совершенная машина. Мышление человека - машина, и его можно сложить с помощью формул. Это своеобразие материализма особенно выступают в рассмотрении проблемы движения и материи.

Проблема материи в рамках материализма.
В философии нового времени мы встречаем старое субстратное понимание материи, и этот материализм продолжает развивать его.
Субстрат - основа, сущность, опора. Материя понимается как всеобщий субстрат, как то, из чего все вещи состоят, материя есть всеобщий субстрат.
Представление о материи связано с представлении о дифференцированном субстрате. Такими элементарными составляющие вещества или материи - атомы (неделимые корпускулы).
Корпускула заключает основные вещественные свойства - Протяженность, плотность - бывает абсолютной и относительной, весомость(тяжесть), форма, движение. Движение рассматривается как свойство материи. Помимо этих свойств некоторые философы наделяли материю способностью к ощущению, утверждали, что обладает делимостью, но не до бесконечности.
Совокупность всех вещественных свойств и есть материя. Этим и отличается материя от не материи. Если душа обладает весомостью, то она материальна.

Помимо этой субстратной концепции развивается субстанциальная концепция материи.
Основная идея субстанции выражается - то, что существует независимо ни от чего. У самого декарта этих субстанций 2 - протяженная и мысленная.
В природе человека сочетается и телесное и духовное. И возникает вопрос как возникает передача от духовного к вещественному в человеке. За это декарта критикуют.
Философия спинозы. Субстанция - причина самой себя. Если декарт прав, что субстанция ни от чего не зависит, следовательно у нее нет внешних причин.
С этого момента мы можем говорить что понятие субстанции должно было использовано материалистами. Для них субстанция - материя. С этого момента мы можем видеть тенденцию попыток определить материю через субстанцию.
На ряду с субстратом есть и субстанционнная теория.

Спиноза доводит определение субстанции практически до совершенного. У спинозы существует одна субстанция, но она обладает двумя атрибутами - протяженность и мышление.
Атрибут - всеобщее необходимое присущее свойство.
Недостатком учения спинозы о субстанции - противоречие между определением субстанции и тем что движение всего лишь модус протяженности, движение не рассматривается как атрибут субстанции. Само определение субстанции подчеркивает, что движение уже полагается самим определением субстанции. Недействующих причин не бывает. Причина всегда действующая.

Учения о движении.
Решение проблемы движения определялось уровнем достижений естественных наук. Наиболее развитой наукой была физика. Основной раздел - механика. Механические представления о движении возобладали у философов.
Согласно закону инерции утверждается, что для приведения покоящегося тела в движение необходимо приложить внешнюю силу, то есть дать начальный импульс движению. То есть причиной движения материального тела является нечто внешнее. Ничто неподвижное не может само себя привести в движение. То есть самодвижение не присуще материальным телам. Материя не может сама себя двигать. Было известно, что для того чтобы остановить приведенное в движение тело, нужно поставить внешнюю преграду. А это означает, что нечто движущееся не может само прекратить своего движения.
Активность не присуща материальным телам.
И поэтому в начальной философии религия была необходима. Бог нужен для импульса движения.
Деизм - бог есть, дал законы, толкнул веши и больше не вмешивается в свои творения.
Но в дальнейшем своем развитии материализм развивается в атеистическом направлении.
Марксизм - способ существования материи. Материализм 18 столетия стоят на атеизме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: