Тема 7. Стратегическое управление организацией (Мадина)




  1. Предпосылки возникновения стратегического управления.
  2. Понятие стратегического управления.
  3. Стратегический менеджмент в финансовых институтах

 

1. Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960—70-х гг. для того, чтобы внести различие между те­кущим управлением на уровне производства и управлением, осу­ществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управ­ления развитием организации в меняющейся среде.

Выделяют четыре фактора-условия, определяющих актуаль­ность стратегического управления:

1. Во второй половине XX в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению исходя из опыта, полученного в первой половине XX в.

2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.

4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.

Исключительно важным стало использование гибкого управ­ления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к бы­стро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагиро­вание на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.

2. Стратегическое управление — процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных пред­принимательских, организационных и трудовых стратегий. Стра­тегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

С учетом отмеченных особенностей стратегическое управле­ние — это управление организацией, которое опирается на че­ловеческий потенциал как основу организации, ориентирует про­изводственную деятельность на запросы потребителей, осуще­ствляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и по­зволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конеч­ном счете позволяет организации выживать в долгосрочной пер­спективе, достигая при этом своих целей.

3. Стратегический менеджмент — это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на рынке товаров и услуг.

Стратегический менеджмент в финансовых институтах — это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой — управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, стратегический менеджмент в финансовых институтах в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и так далее и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и т. д. Главным объектом управления выступает собственник, который он в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам. Финансовый менеджмент находится под воздействием общих принципов организации управления, включая планирование, регулирование, стимулирование, согласованность отдельных элементов, вариативность, целевую ориентацию и т. д.

Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью организации.

Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента, к числу которых относятся:

  • воспроизводственная функция — заключается в обеспечении сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала, в процессе простого и расширенного воспроизводства организации;
  • распределительная функция — тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Она заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры капитала организации;
  • контрольная функция — проявляется в том, что финансовый менеджер выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению производства и продаж.

К задачам финансового менеджмента относятся следующие:

  • оптимизация затрат, например разработка рекомендаций по их снижению;
  • оптимизация доходов, т. е. соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и т. д.;
  • реструктуризация активов организации, что предполагает выбор и обеспечение разумного соотношения текущих активов;
  • реструктуризация пассивов организации (урегулирование кредитной задолженности);
  • обеспечение дополнительных доходов организации от непрофильной, реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса до «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений и других;
  • совершенствование расчетов с контрагентами и повышение денежной составляющей в объеме продаж;
  • совершенствование финансовых взаимоотношений с дочерними образованиями.

Рассмотрение финансового менеджмента требует выделения его цели, состоящей в улучшении финансовых результатов деятельности организации. Однако, несмотря на очевидность этой цели, у многих отечественных организаций производственные ориентиры обычно превалируют над финансовыми, коммерческими и практически отсутствует финансовая стратегия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: