1. Написать одноголосный диктант (объем 8-10 тактов) в одной из употребительных тональностей, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы. Размеры - 24, 34, 44.
Например:
Для 7-го класса:
Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ: №№ 305, 322, 332, 339, 376, 390
Русяева И. Музыкальные диктанты: №№ 42, 97, 184, 190
Фридкин Г. Музыкальные диктанты: №№ 458, 462, 472, 491,496, 514, 534
Для 4-го класса: Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ: №№ 333, 360
Фридкин Г. Музыкальные диктанты: № 352
2. Проанализировать элементы музыкальной речи и строение мелодии в одной из пройденных тональностей; спеть ее с листа.
Например:
Для 7-го класса:
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 317, 325, 333, 337, 343
Драгомиров П. Учебник сольфеджио: №№ 238, 241
Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып. 2: №№ 246, 247, 251, 289
Для 4-го класса:
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 194, 201, 217
3. В тональности и от звука спеть, определить на слух отдельные элементы музыкальной речи: гаммы, тетрахорды, диатонические и хроматические ступени, интервалы, аккорды вверх и вниз с разрешениями. (Последовательности из 3-4 интервалов, аккордов - по усмотрению педагога).
4. Повторить голосом, с названием звуков или на инструменте небольшую мелодию (2-4 такта), включающую пройденные мелодические обороты и ритмические группы.
Например:
Для 7-го класса: Ладухин Н. 1000 музыкальных диктантов: №№ 202, 266, 286
Для 4-го класса: Далматов Н. Музыкальный диктант: №№ 198, 222, 223, 268, 279
5. Спеть выученную песню, романс с авторским или собственным аккомпанементом, подобранным по слуху.
Для учащихся 7-го класса: спеть (дуэтом) один из выученных двухголосных примеров.
Например:
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II: №№157,160, 161, 166, 181,185, 204
Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио
для учащихся II—VII классов ДМШ: №№ 266, 269, 279, 311
Примерные требования к экзамену в восьмом классе
По восьмилетнему сроку обучения и требования
К экзамену в пятом классе по пятилетнему сроку обучения
1. Написать одноголосный диктант (объем 8-10 тактов) в одной из употребительных тональностей (натуральном, гармоническом мажоре или одном из трех видов минора), включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы, элементы хроматизма, модуляцию в тональности диатонического родства. Размеры - 24, 34, 44, 38, 68.
Например:
Для 8-го класса:
Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ: №№ 326, 355, 364, 371, 374, 391
Русяева И. Музыкальные диктанты: №№ 87, 114, 140, 148, 197
Фридкин Г. Музыкальные диктанты: №№ 536, 542, 550
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта: №№ 99, 102, 142, 186
Для 5-го класса:
Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ: №№381
Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2: №№ 441, 546, 672
2. Проанализировать элементы музыкальной речи и строение мелодии в одной из пройденных тональностей; спеть ее с листа.
Например:
Для 8-го класса:
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 363, 371, 376, 377
Драгомиров П. Учебник сольфеджио: №№ 237, 243, 245, 281
Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып. II: №№ 152, 178, 204
Рубец А. Одноголосное сольфеджио: №№ 81, 90, 106, 109
Для 5-го класса:
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 294, 296, 306
3. Исполнить (дуэтом) один из выученных двухголосных примеров.
Например:
Для 8-го класса:
Калмыков В., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II: №№ 170, 180, 199, 201, 210, 215
Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио для учащихся II—VII классов ДМШ: № 313
Для 5-го класса:
Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио для учащихся II—VII классов ДМШ: №№ 204, 207,249
4. Спеть, определить на слух в любой из пройденных тональностей элементы музыкальной речи: гаммы, отдельные тетрахорды, диатонические и хроматические ступени, интервалы и аккорды с разрешениями, диатонические и модулирующие секвенции, последовательности из 8-10 интервалов, аккордов и др. (для учащихся 5 класса — из 4-6 интервалов, аккордов):
а) интервалы — диатонические, характерные: ув. 2, ув. 5, ум. 7, ум. 4, тритоны на IV, VII, II, VI ступенях в мажоре и миноре (натуральном и гармоническом);
б) аккорды: трезвучия главных ступеней и их обращения, увеличенное трезвучие на III и VI ступенях гармонического минора и мажора, уменьшенное трезвучие на VII и II ступенях мажора и минора, D7 с обращениями, септаккорды VII и II ступеней в мажоре и миноре (натуральном и гармоническом).
5. Спеть, сыграть от звука вверх или вниз отдельные интервалы, аккорды, разрешить их в разных тональностях.
6. Повторить голосом с названием звуков или на инструменте небольшую мелодию (2-4 такта), включающую пройденные мелодические обороты и ритмические группы, транспонировать ее (по усмотрению педагога).
7. Спеть выученную песню, романс с авторским аккомпанементом по нотам. Для учащихся 5 класса - с авторским или подобранным по слуху аккомпанементом.
Примерные требования к экзамену в девятом классе
По девятилетнему сроку обучения и требования