Методическое обеспечение учебного процесса




Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму обще­ния с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. Следует сразу отметить, что в первом классе педагогу не надо бояться собственного монолога на уроке. В этот период обучения как раз уместно разъяснять, рассказывать детям все, что поможет им оживить в своем восприятии звучащий мате­риал: для них все ново, все интересно! Одновременно, в не­посредственном общении с детьми необходимо стимулировать их активную практическую и игровую деятельность (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движения­ми рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воз­духе рисунок мелодии, пропеть ее). Этот живой тон общения и лежит в основе учебных пособий «Уроки госпожи Мелодии».

Сразу отметим, что «уроки», «беседы», «рассказы» и реаль­ные уроки не всегда совпадают по объему: это видно по их количеству в пособиях и тематических планах.

Пособия предназначены в основном для чтения дома (самостоя­тельно или с родителями). Именно поэтому форма изложения очень тщательно прорабатывалась, а отбор материала был достаточно жестким. Конечно, язык общения с ребенком в пособии и на уроке будет различным. Например, образ гос­пожи Мелодии, который создается творческой фантазией детей, на уроках не используется, (он может быть использо­ван только в нескольких, подходящих для этого, случаях). Хотя, нередко текст занятия точно повторяется в «уроках» госпожи Мелодии: обороты речи, постановка воп­росов, сравнения, описания — это всё напоминает сам «урок».

Может возникнуть вопрос: почему «госпожа» названа именно Мелодией — ведь ей приходится действовать в раз­ных ситуациях (например, она описывает свое настроение, хотя формально речь идет о фактуре); не будет ли искажать­ся само музыкальное понятие мелодии?

Как показывает практика, дети отлично понимают и при­нимают условия игры: госпожа Мелодия (а также Контра­пункт и Фермата) — это одно, а сам термин мелодия — другое, и «обращаться» с ним нужно иначе. Что касается таблицы № 1, данной в пособии для первого класса (она рисует раз­ные облики госпожи Мелодии), то это тоже условный при­ем: речь не идет о музыкальных понятиях. Здесь следовало лишь объяснить появление ряда рубрик, которые помогли бы структурировать текст, облегчив его восприятие. Поэто­му все эпитеты, стоящие перед названием рубрики, раскры­вают настроение (желание) нашего условного персонажа, а текст рубрики—установку на определенное действие. При­чем эти слова-сигналы могут повторяться не точно («Послу­шайте» или «Слушаем»): важно правильно настроить детей на дальнейшее разворачивание событий. Эти слова-сигна­лы не всегда стоит понимать буквально, например: «Послу­шайте» должно обозначать не само действие: встать, вклю­чить кассету с записью (хотя это не исключается), а скорее подразумевает внутреннюю сосредоточенность, обращен­ность в себя, к своим впечатлениям, сохранившимся в памя­ти. Или слово-сигнал «Тишина». Это условный знак, призы­вающий обратиться к запомнившимся образам, восстановить их в своей памяти.

Кстати, с этого и начинается слушание музыки. Объяснив детям, что на этих уроках они будут учиться слушать музыку, педагог сразу предлагает послушать тишину (ведь звук «рож­дается из тишины»). Это очень важный момент для подготов­ки к прослушиванию, формирующий умение сосредоточить­ся, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение и понимание предложенного материала.

Далее в руках педагога могут зазвучать несколько разных колокольчиков. Вариант — «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. Чайковского (как прообраз душевной тишины и сосредоточенности). Здесь лучше исходить из того, насколь­ко чутко дети реагируют на слова педагога и на музыку: если они имеют предварительную подготовку, пьеса Чайковского может прозвучать. Если же дети не вполне готовы, то голоса колокольчиков и рассказ о них станет наиболее адекватным.

В пособиях для второго и третьего классов темы изложе­ны более «взрослым» языком, поэтому педагогу будет не лиш­ним вместе с детьми прочитать на уроке некоторые фраг­менты и обсудить практические задания (здесь их гораздо больше, чем в первой книге).

 

Специфика предмета

Прежде всего, отметим, что важнейшим ориентиром для автора в работе над программой стал огромный творческий потенциал, накопленный выдающимися учеными и музыкан­тами за многие десятилетия работы в области музыкально­го образования (в частности, по предмету «Музыкальная литература»). Это научные разработки Б. Асафьева, Б. Яворского; это и школа Д. Кабалевского, и фундаменталь­ная «Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ» А. Лагутина. Среди разработок последних лет ши­роко известна программа Е. Лисянской.

Обратимся еще раз к базисным, основополагающим те­зисам, к бесценному опыту мастеров, что поможет нам выб­рать верное направление и в работе с детьми.

Еще в 20-е годы двадцатого столетия Б. Асафьев и Б. Яворский дали определение предмету «Слушание му­зыки» (позже переименованному в «Музыкальную литера­туру» для детей 4 — 7 классов ДМШ): «Слушание музыки — это формирование культуры восприятия»1. А музыкальное вос­приятие лежит в основе всех видов музыкальной деятель­ности. Формирование способности эстетически восприни­мать музыкальное произведение начинается с развития слуховой наблюдательности. Задача педагога состоит в том, как считает Б. Асафьев, чтобы обучать слуховому «наблю­дению-осмыслению течения музыки, ее развития, происхо­дящих в ней процессов. А наблюдая, делать выводы и обоб­щения»...2 То есть, необходимо подвести учащихся «к по­стижению процессуальности (это суть музыки), но сохра­нить эмоциональную свежесть и непосредственность восприятия при все возрастающей интеллектуальной углуб­ленности». При данной постановке вопроса важна не сум­ма знаний, а приобретение умений и навыков. Программа «Слушания музыки» направлена именно на приобретение первоначальных умений и навыков и ориентирована, как сказано выше, на интеллектуальное развитие ребенка бо­лее, чем на выучку и на учение»...3 «Слушание музыки», так­же, как и «Музыкальная литература», ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробужде­ние интереса, формирование эстетического вкуса и практи­ческих музыкальных умений. Но в работе с детьми 7 — 9 лет важнейшим фактором обучения становится именно после­днее — практическая, творческая и часто игровая деятельность. Насыщение методов обучения практическими упражнени­ями вызывает большую активность детей. Эту мысль акцен­тирует в своей книге А. Лагутин (для детей младшего воз­раста она справедлива в крайней степени). Вспоминается весьма актуальный в данном случае методический принцип К. Орфа: «Делаю и в силу этого — знаю».

Активное восприятие музыки — это напряжение внима­ния, памяти, слухового аппарата. Для активизации воспри­ятия необходимо помнить о следующем (вновь обратимся к тезису Б. Асафьева): «...поменьше давать готовых определений, побольше вызывать на это детей, то есть подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой». Кроме того, многие закономерности музыки даются сначала в ощущениях (практические и игровые задания способствуют этому), а поз­же углубляются и складываются в понятия: «Термин должен обоб­щать уже известное, но не предшествовать неизвестному»4.

1 «Музыкальное воспитание в СССР», вып. 1, М., 1978. См. статью А. Баренбойма «О музыкальном воспитании в СССР».

2 Там же.

3 Умения и навыки, уточняет А. Лагутин, являются инструментом по­знания и развития творческих способностей. К ним относятся: навыки слухового наблюдения, анализ и умение рассказывать о музыке (см. упо­мянутую книгу).

4 А. Лагутин. «Методика преподавания «Музыкальной литературы» в ДМШ». М., 1982.

Итак, в центре внимания на уроке «Слушания музыки» само музыкальное произведение и восприятие его детьми. Для дос­тижения поставленных на уроке целей в работе с младшими школьниками необходимо использовать весь жизненный опыт детей, опираясь на их чувственное восприятие и знания из других областей образования (русский язык, математика, природоведе­ние...). Большую помощь оказывает обращение к аналогиям с двигательными, речевыми и пространственными явлениями.

Всегда хорошо срабатывают вопросы-ловушки и ролевые установки («мы с вами — ученые-музыканты», далее следует постановка задачи). Сам способ формулирования вопросов очень важен. Например, дети всегда хорошо реагируют на вопросы типа: как ведет себя верхний (нижний) голос в поли­фонии, или на что похожа мелодия, с чем связано звучание темы (с пением, речью, движением...), что случится, если уб­рать бас (изменить лад, ритм, тембр, фактуру...) и т. д.

Очень часто в работе с маленькими детьми мы использу­ем то, что они еще не умеют, но будут уметь. Мы имеем здесь дело с так называемыми зонами ближайшего и дальнего зна­ния. Зона ближайшего знания — это, в нашем случае, навыки и умения, а дальнего — представления и ощущения детей. Данная формула связана с принципом развивающего (опе­режающего) обучения, разработанного подробно в обще­образовательной школе (система развивающего обучения Д. Эльконина, В. Давыдова). Основные ее положения та­ковы:

□ активное участие детей в самообучении;

□ быстрый темп прохождения курса;

□ высокий уровень теоретических знаний.

Однако при этом мы не просто берем материал более стар­шего класса. Необходима другая постановка процесса обуче­ния: теория не «разжевывается», но дается в таком контексте системы, при котором из одной точки можно видеть целое (например, проследить путь ключевой интонации в сонатной форме от начала до конца, «пробежав» перед прослушивани­ем глазами по нотам, анализируя ход событий, связанных с этим мотивом (прием «наведения» по А. Лагутину)). Иллюстрацией такого подхода может быть вопрос по балладе «Лесной царь» Ф. Шуберта, заданный на уроке в 1 классе Н. Сорокиной (пос­ле предварительного прослушивания интонаций всех героев): что было самым страшным в звучании этой баллады?

Очень часто при таком подходе музыкальное произведе­ние (любая звучащая иллюстрация) становится «внешним поводом для внутренних размышлений». Можно, например, вернуться к уже прослушанным произведениям и подумать, насколько разнообразно работает такой приём развития, как повтор: в «Охоте» А. Вивальди из концерта «Осень» созда­ется эффект «близко-далеко» (соотношение forte — piano), в пьесе К. Дебюсси «Снег танцует» передается эффект зву­козаписи, а у В. Моцарта в «Маленькой ночной серенаде» представляется возможным поиск устойчивости (вопросы — ответы). При изучении темы «Программная музыка» (2 класс), можно вернуться к музыке вступления «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского и подумать о том, насколько музыкальное содержание шире объявленной программы.

Такой подход заставляет вновь и вновь возвращаться к уже знакомому материалу, помогает активизировать слуховую де­ятельность детей. Также, он является основанием важного методического приема в процессе развивающего обучения: изучать новое на старом, пройденном материале, а уже ос­мысленные факты закреплять на новой музыке. Закрепле­ние пройденного на новом материале позволяет осуществ­лять контроль в нетрадиционных творческих формах, в том числе и письменных (об этом речь пойдет ниже).

* * *

Что же представляет собой урок по «Слушанию музыки» в целом?

Преобладающая форма работы с младшими школьниками - это уроки-беседы, в которые, наряду с диалогом, педагог может вно­сить краткие объяснения, рассказы, практические задания, т. к. возраст детей требует разнообразия форм обучения и быстрой смены видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспомина­ние, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоя­тельной аналитической работы, урок-настроение, комплексный урок.

Однако в центре любого урока всегда стоит звучащая Му­зыка и эмоциональный отклик на нее — ребенка. Необходи­мо учесть эту существенную деталь при ознакомлении с по­урочными планами.

Способы показа музыкального произведения могут быть различ­ными:

1. Дети слушают музыкальное произведение (без коммен­тариев педагога и без объявления названия), а затем дают характеристику темам и музыкальному образу в целом, пы­таются определить название.

2. До прослушивания музыкального произведения педа­гог обсуждает с детьми, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, задан­ного в программе или в названии. После прослушивания про­изведения дети находят подтверждение или опровержение собственным предположениям.

В работе с маленькими детьми необходимо помнить о сле­дующем: опираясь на яркое эмоционально-чувственное воспри­ятие, нужно стремиться к обобщенной характеристике музы­кального образа, не привязывать его к конкретной предметности.

Домашние задания должны быть увлекательными и нетрудны­ми. Как вариант, можно предложить детям записать названия произведений и подобрать к ним эпитеты, принести на урок нотные примеры на пройденную тему из собственного испол­нительского репертуара, найти в словарях или справочных изданиях какие-либо сведения о композиторах и музыкальных инструментах. Дети любят сочинять музыкальные примеры, и, конечно, рисовать. Вообще, рисунки возможны не только по таким очевидным темам, как «Снег танцует», но и по нео­жиданной теме — «Кульминация». Удивительно, что дети мо­гут столь остроумно и обобщенно отразить это явление в ри­сунках! (Пример «рисунка-кульминации»: изображение полусферы из солнышек (утро, полдень, вечер, ночь), где куль­минацией является полдень; зарисовки одного и того же де­рева в 4 времени года, где кульминацией являются лето и осень; закрашенный красками лист, в центре которого на­ходится цветовое пятно-сгусток, т. е. кульминация).

Домашние задания часто связаны с сочинением музыкальных при­меров, и здесь особую ценность, по верному замечанию Б. Явор­ского, представляет не столько продукт творчества, сколько сам процесс овладения музыкальной речью. Но еще важнее — суметь включить детей в этот процесс, что получается не сра­зу и не со всеми. Иногда дети считают, что они что-то сочини­ли, хотя на самом деле лишь подобрали знакомую мелодию, или использовали пьесу из своего репертуара (например, в задании «Сочиняем сказку в звуках»). Такая работа тоже воз­можна, но детям надо объяснить разницу между музыкальным оформлением с помощью музыки других композиторов и, собственно сочинением. Запустить механизм сочинения очень важно с самого начала обучения. А что может быть «удобнее» колокольного звона, когда дети выступают в роли звонарей! Сложность составляет прослушивание всех желающих на од­ном уроке, однако педагог может слушать учеников понемно­гу и на нескольких занятиях: это позволит использовать один из перспективных методических приемов — при объяснении нового материала отталкиваться от сочинений детей, приме­ров из их исполнительского репертуара или от уже знакомо­го им произведения.

К практическим и творческим формам работы дома и в классе относятся краткие письменные работы, часто в форме тестов: не­обходимо выбрать нужное слово из данных (средства выра­зительности, эпитеты) или поставить правильный термин в нужном месте (например, в «Колыбельной, которую маль­чик пел сам себе» Л. Тимофеева есть запев и припев; дети дол­жны написать, где именно они слышат речитатив, а где — кан­тилену, и объяснить устно, почему звучит так, а не иначе).

В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами. Во 2 классе они пишут более свобод­но и смогут не просто записать ряд эпитетов, но и отме­тить элементы музыкальной речи, создающие образ. К кон­цу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении дети уже способны выразить в более-менее связном рассказе (с предварительной беседой и комплек­сом продуманных вопросов). В 3 классе педагог может про­вести ряд письменных работ с целью закрепления пройден­ных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение первичного жанра, и определение элемен­тов музыкальной речи, способствующих созданию образа. Также можно провести ряд работ по определению простых форм (т. е. то, что делают педагоги в 4 классе ДМШ). И, наконец, в итоговой работе (например, по «Колыбель­ной» А. Лядова из «Восьми русских народных песен») дети смогут выявить и свое отношение к музыке, и собственные аналитические возможности (см. Приложение)1.

Возможно, не всегда нужно ставить оценки за письмен­ную работу, но поощрять за удачные находки необходимо. Критерии оценок могут быть разными. Они зависят от ин­дивидуального продвижения учащихся, а также не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под написанным. Вопрос о том, как педагог должен читать детс­кие работы, требует особого разговора.

Что же касается оценок за устную работу на уроке, то они должны отражать скорее большую или меньшую активность ребенка, чем его выучку, ведь слишком мал еще запас проч­ности знаний в такой сложной материи, где многое не под­дается формальному определению.

Заключительное напутствие педагогам связано с тем, как относиться к предлагаемому музыкальному материалу. Ав­тор не настаивает, чтобы на уроках прозвучало все, пред­ложенное в программе. Некоторые же произведения мож­но заменить или вовсе от них отказаться. Однако многие примеры обойти вниманием нельзя. Все зависит от груп­пы учащихся, ее продвижения вперед, а также от того, на­сколько сам педагог согласен с тем или иным музыкальным примером. Если педагог имеет более интересный и яркий, на его взгляд, музыкальный материал, помогающий лучше раскрыть тему, то это можно только приветствовать. В дан­ном случае вновь уместно вспомнить замечательные слова из книги А. Лагутина: «Хороший современный урок - своего рода педагогическое произведение,... где расчет и вдохновение высту­пают в неразрывном единстве». Поэтому любые усилия педа­гога, ведущего «Слушание музыки», будут состоятельными лишь тогда, когда педагог отнесется к программе по-насто­ящему творчески, а также будет учитывать реальные воз­можности и способности своих учеников.

1 Письменные работы могут проходить и в других увлекательных фор­мах (викторины, кроссворды). Письменные — классные и домашние — задания не являются обязательными, но их стоит проводить для разви­тия интеллекта ребенка.

Приложение 5

 

Фрагмент программы учебного предмета «Музыкальная литература» для предпрофессиональных образовательных программ музыкального искусства

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвертый год обучения. М.: Музыка, 2004

Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины ХХ века: Р. Щедрин, Э. Денисов, А. Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

Аверьянова О. И. Русская музыка до середины XIX века. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт. Р. Шуман. Ф. Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004

Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

Енукидзе Н. И. Русская музыка конца XIX - начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004

Ильичева А. В., Иофис Б. Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести». Новая венская школа. Б. Барток. П. Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

Кирнарская Д. К. Классицизм. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2002

Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка, 2004

Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004

Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2004

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004

Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004

Тихонова А. И. Возрождение и барокко. К. Монтеверди, Г. Пёрселл, Ф. Куперен, А. Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф. Гендель. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2003

 

Приложение 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: