Подвижной состав автомобильного транспорта — автомобили, автопоезда, автобусы — работают в различных дорожных условиях как в черте города, так и на загородных маршрутах, по грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием, при различных погодных условиях. От состояния дорожных условий эксплуатации зависит степень загрязнения автомобилей. Особенно загрязняются автомобили снизу. Даже в сухую погоду детали, узлы, агрегаты и их сочленения покрываются слоем пыли и грязи.
В сырую погоду на нижние поверхности автомобиля прилипают остатки нефтепродуктов, глинистые и другие примеси, усиливающие силы сцепления загрязнений с наружными поверхностями кузова и деталей шасси. Загрязнения грузовых автомобилей зависят также и от рода перевозимого груза, например при перевозках грунта, угля, руды на открытых выработках, или таких строительных материалов, как цемент, раствор, бетон и др.
Сброс таких стоков без очистки или при их недостаточной очистке в водоемы и городские очистные сооружения запрещен «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами».
За последнее время широкое распространение получили системы оборотного водоснабжения в комплексе с очистными сооружениями, позволяющими очищать, т. е. «доводить» воду до требований стандартов, установленных для ее повторного использования.
«Правилами охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами» определены обязательные условия очистки и отведения производственных стоков в водные объекты и на городские очистные сооружения. В соответствии с этими правилами сточные воды всех автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания автомобилей подлежат очистке на локальных очистных сооружениях до нормативных значений по различным видам загрязнений. Допустимое количество загрязнений распределяется в следующих размерах: взвешенных частиц может быть не более 70 мг/л для грузовых автомобилей и не более 40 мг/л для автобусов и легковых автомобилей, а нефтепродуктов соответственно не более 15...20 мг/л.
Загрязнения сточных вод и требуемая степень очистки согласно СНиП П-93—74 для АТП характеризуются следующими данными:
- до очистки сточных вод от мойки грузовых автомобилей содержание взвешенных веществ составляет 3000 мг/л;
- от мойки автобусов — 1600 мг/л;
- легковых автомобилей — 700 мг/л;
- содержание нефтепродуктов — соответственно 900, 850 и 75 мг/л.
Степень очистки сточных вод устанавливается в соответствии с требованиями СНиП.
Концентрация грязи в воде, подаваемой на мойку автомобилей после очистки, не должна превышать:
- для грузовых автомобилей по взвешенным веществам — 70 мг/л;
- по нефтепродуктам — 20 мг/л;
- для автобусов и легковых автомобилей по взвешенным веществам 40 мг/л, по нефтепродуктам — 15 мг/л.
Очистные сооружения обеспечивают требуемую степень очистки как по взвешенным веществам, так и по нефтепродуктам для повторного использования сточных вод в системе оборотного водоснабжения.
Снижение внешнего шума
Классификация шумов, воздействующих на человека. По характеру спектра шума выделяют: широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы; тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны. Тональный характер шума для практических целей устанавливается измерением в Уз октавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.
По временным характеристикам шума выделяют:
- постоянный шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или за время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике шумомера «медленно»;
- непостоянный шум, уровень которого за 8-часовой рабочий день, рабочую смену или во время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике шумомера «медленно».
Непостоянные шумы подразделяют:
- на колеблющийся во времени шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени;
- прерывистый шум, уровень звука которого ступенчато изменяется (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с и более;
- импульсный шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с, при этом уровни звука (в дБ и дБА), измеренные соответственно на временных характеристиках «импульс» и «медленно», отличаются не менее чем на 7 дБ.
Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах разделяются на конструктивный и пассивный.
Конструктивный метод:
- применение отбалансированных силовых агрегатов и узлов трансмиссии;
- правильный подбор и расчет эластичных элементов подвески силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, системы выхлопа;
- правильный расчет конструкции системы выхлопа и определение точек ее подвески к кузову;
- правильное моделирование конструкции кузова и его жесткости;
- выбор прогрессивных конструкций уплотнителей окон и дверных проемов и т. д.
Пассивный метод:
- предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности (в дБА)