Роль ЦБ в организации денежного обращения. Виды денежных реформ.




Основными целями деятельности Центрального банка (Банка России) являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов1.

Таким образом, создание и поддержание и должном состоянии платежной системы является одной из ключевых задач Банка России наряду с проведением денежно-кредитной политики и поддержанием устойчивости банковской системы.

Назначение банка:

-концентрация свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства

-упорядочение и рационализацию денежного оборота,которые достигаются не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей,но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия.

Роль банка можно рассмотреть с количественной и качественной точек зрения. Количественная: определяется объемом и разнообразием банковского продукта, предоставляемого и реализуемого на рынке. Практическая роль определяется объемом их активных операций.

Качественная сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной политики,направленной как на эффективность производства,так и на эффективность банковской деятельности.

. Виды ден. реформ: 1) дефляция это уменьшение ден. массы в обращ-нии путем изъятия излишних денег. 2) нуллификация ликвидация старых ден. знаков и выпуск новых в меньших размерах. 3) деноминация изменение нариц. ст-ти ден. знаков и обмен старых ден. знаков по опред. соотн-ию на новые более крупные с одноврем-м персчетом в таком же соотн-нии зарплат, цен, налогов, тарифов и т. д. 4) девальвация это уменьш-е метал-го содер-ния ден. ед-цы или сниж-ние курса бум-х ден. знаков по отн-нию к металлу или ин. валюте. 5) ревальвация это реформа обратная девальвации. ЦБ пост-но регул-ет вел-ну и темпы роста ден. массы. Для этого при ГУЦБ по тер-ям РКЦ имеются резер-е фонды, невыпущ-х в обр-ние ден. билетов и монет. Остаток наличных денег в обор-х кассах лимитируется, если остаток ост-к превыш-ет этот лимит, то излишек автомат-ки перев-ся в резервный фонд. А вып-к денег из резер. фонда произ-ся на основе спец. эмисс. разрешения.

18.Инфляция (И.) и ее виды: умеренная, галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая, неожидаемая. Особенности И. в России.

И. – переполнение Д.о. избыт. ден. массой, обесценение и, как результат, повышение цен на товары и услуги, падение покуп. спос-ти денег. И. – процесс лбесценения денег, проявл-ся в росте цен на товары и услуги, необусловл-й повышением их кач-ва. И. имеет мн-во причин, но чаще всего она вызывается переполнением каналов Д.о. избыт. ден.массой при отсутствии адекватного увеличения товар.массы. Наиболее глубин.причиной И. большинство ученых считают нарушение пропорций обществ.воспр-ва. И. не означает рост всех цен в равной пропорции и одновременно растет общий ур-нь цен, измеряемый разл. индексами. Исп-ют след. индексы: 1)индекс потреб.цен выраж-ся как отн-ние ст-ти потреб-кой в текущих ценах к ее же ст-ти в базисных ценах; 2)индекс оптовых цен промышл-ти в целом и по отраслям – опт. цены текущие к опт. ценам базисным; 3)дефлятор ВНП – отн-ние ВНП в текущих ценах к ВНП в базисных. Классиф-цию видов И. различают по разным признакам: 1.По скорости протекания: 1)умеренная (ползучая), при кот. цены растут менее, чем на 10% в год. Покуп.спос-ть денег в основном сохр-ся; 2)галопирующая – скачкообразный рост цен от 20 до 200% в год. Контракты в этом случае привяз-ся к прогноз. динамике, а деньги ускоренно материализ-ся; 3)гиперинфляция – цены растут больше 40-50% в месяц. При этом разруш-ся благосост-ие даже наиб. обесп-х слоев населения. Грань м/у галопир. и гиперинф-цией дост-но условна. О переходе И. в ее гипер стадию судят по резко возросшей скорости обращения денег и быстрому обесцениванию денеж. массы. Из Д.о. послед-но вымываются не только разменные монеты, но и мелкие бумажные купюры. 2.По соотн-ию роста цен в разл. товар. группах или по степени расхождения роста цен: 1)сбалансир. – пропорции цен по разл. товар. группам ост-ся отн-но друг друга неизменными; 2)несбалансир. Цены разл. товаров пост-но меняются по отн-нию друг к другу и часть в непредсказ. пропорциях. 3.По ожидаемости: 1)ожидаемая – кот. предсказуема и прогноз-ся заранее на основе выявл. тенденций; 2)неожидаемая – осн. роль играют внеш. ф-ры. С т. зр. эк. теории выд-ют 3 осн. силы, приводящие к нарушению баланса в нар. хоз-ве: 1)гос. монополия на выпуск бум. денег; 2)профсоюз. монополия, зад-я ур-нь и прод-ть действия этого уровня з/п; 3)монополия круп. фирм на опр-ние издержек и цен. Немаловажную роль играют и ифляц. ожидания(И.о.), кот., хотя и не имеют четких появл. пар-ров, тем не менее оказ-ют существ. влияние на нарушение макроэк. равновесия. И.о. – предполагаемые и отчасти прогнозир-ые уровни И., основываясь на кот. произв-ли и потр-ли(продавцы и пок-ли) строят свою фин., денеж. и ценов. пол-ку, оцен-т ур-нь доходов, расходов, сроки окупаемости и т.д.

19.Соц.-эк. последствия И.

1. Соц-эк. последствием явл-ся падение реальных доходов большинства населения. 2. Перерасп-ие доходов и богатства о тех, кто дает деньги, исходя из долгоср. фиксир. договоренностей (н-р, % за кредит) в пользу тех, кто берет деньги. Скорость и неожид-ть инфо пропорц-но усиливает это перераспр-ие. 3. Скрытая гос. конфискация денеж. ср-в у населения через налоги. В усл-ях И. прогрессив. налогообл-ие по мере роста цен и з/п автом-ки зачисляет разл. соц. группы во все более состоят. слои граждан. При этом игнорир-ся вопрос: вырос ли доход реально или только номин-но. Это позв-ет гос-ву собирать все более возвр. суммы налогов без законов о повышении налогообл-ия. 4. Ускорен. материал-ция денеж. ср-в в товары, либо тверд. валюту. Это стим-ет поспеш. и чрезмер. расход реал. ресурсов эк-ки, ее перенапряжение и нарушение межотрасл. пропорц-ти. 5. Нестаб-ть эк. инфо. Цены – это гл. индикатор рын. эк-ки. В усл-ях И. они ведут себя крайне непредсказуемо. В силу отсутствия качеств. инфо, адекв. оценок ситуации усил-ся дезориентация субъектов хоз-ния, падает увер-ть населения в буд. доходах, утрач-ся эк. стимулы, сниж-ся эк. активность бизнеса. 6. Падение реал. %-й ставки по банк. депозитам, по кредитам на темп И. 7. И. практ-ки всегда сочет-ся с высокой, хотя и не полной, занятостью. Снижение И., как правило, совп-ет по времени с падением пр-ва и ростом безработицы

20.Причины и источники И. И.спроса и предложения. Стагфляция. Осн. причины И.: 1)Гос. монополия на эмиссию бум. Денег, на внеш. торговлю, на рост непроизв. расходов в связи с ф-циями совр. гос-ва; 2)Профсоюзы, монопольно задающие размер и ур-нь з/п; 3)Монополия круп. фирм на опр-ие цен и собств. изд-к. В процессе уст-ния равновесии м/у D и S эти причины ведут себя по-разному. В завис-ти от стороны, вызыв-й И., выд-ют 2 источника: 1)равновесие D и S наруш-ся со стороны D, в этом сл. говорят об И. S; 2)растут издержки пр-ва, т.е. увелич-ся цена предложения. Это наз-ся И. издержек (И. S). В рез-те И. D возн-ет избыток денег по отн-ию к кол-ву товара. Рост D возможен в рез-те роста з/п, а след-но, роста покуп. спос-ти населения. И в рез-те эк. бума со стороны капитала растет D на инвестиц. товары. В усл-ях инфл. спроса эк-ка практически достигает max V пр-ва, приблих-ся изнутри к кривой произв. возм-тей. Рост расходов в виде роста потр-ия населения, рост дохода в част. секторе, рост гос. расходов смещает кривую D вправо и вверх, и след-но, растут цены. Если цены растут даже в период спада пр-ва, то такой вид И. наз-ся стагфляцией. И. S озн-ет рост цен, сопров-ся увеличением изд-к пр-ва, и след-но, недоисп-ем произв. рес-сов, как следствие, неполн. занятости. Гос-во может спос-ть увел-ию изд-к через оплату гос. заказа част. фирмам по мон-но повыш. ценам, а также через свой фин-во кредит. механизм. Борясь с И., гос-во повышает учет. ставку, т.е. ставку рефин-ния, т.е. провоц-ет подорожание кредита. Чтобы выпл-ть возр. % предприятие идет порой на повышение цен на свои товары. Профсоюз. монополия может спос-ть росту изд-к, т.к. з/п явл-ся одной из круп. статей затрат на пр-во прод-ции. Повышение цен S приводит к смещению кривой S вверх и через опред. время уст-ся новое равновесие D и S только в уже более высок. ценов. точке.

21.Сис-ма антиинфляц-х мероприятий. Сущ-ет 2 типа антиинфл-ой пол-ки(АИП): 1. Адаптационная. Гл. мерами явл-ся: индексация доходов гос. служащих, раб-ков бюдж. орг-ций и лиц с фиксир. соц. доходами. Раб-ки част. предпр-ий закл-ют коллект. договоры профсоюзов с раб-лями, в кот. увел-ие з/п став-ся в завис-ти от И. Гос-во рек-т предпр-ям ориентиры увел-ия цен и з/п, иногда оно замораж-ет з/п, иногда вкл-ет налог. стим-ие тех фирм, кот. медленнее др. повышают цены на товары и тех профсоюзов, кот. на добров. основе не ставят вопросов о повышении з/п. Параллельно с этими мерами должна обяз-но осущ-ся минимизация гос. вмеш-ва в рын. мех-мы с одноврем. усилением антимоноп. пол-ки. Осн. преим-ва: ее мягкость по сравнению с мерами актив. борьбы с И., кот. вылив-ся в уменьшении реал. доходов населения. Недостатки: 1)ср-ва на коспенс. выплаты, на прибавки изыскив-ся в гос. бюджете через повыш-ие налогообл-ия, т.е. у того же населения и част. фирм. И кроме того, гос. меры по индексации доходов населения чаще всего запазд-ют, и уже только по этой причине они малоэф-ны. 2. Пол-ка актив. борьбы с И. Пров-ся путем эк. спада, сопр. увел-ем безраб-цы. В основу положена теория естеств. уровня безраб-цы. Естеств. ур-нь – ур-нь, при кот. дин-но уравн-ся ф-ры, влияющие на ур-нь з/п и цен. Естеств. ур-нь должен отв-ть обяз. треб-ию: занят-ть должна быть дост-й для эф. развития эк-ки. Безраб-ца при естеств. уровне равна сумме фрикц. и структ. при отсутствии циклич. Естеств-ым такой ур-нь можно назвать потому, что он дост-ся через естеств. для рын. мех-ма смены фаз эк. цикла при миним-ции гос. вмешат-ва. В долгоср. плане умерен. Рост И. возможен при достижении естеств. ур-ня безраб-цы. Для кажд. страны такой ур-нь опр-ся имперически, т.е. опытным путем и колеблется от 3-4% до 5-7%. Во врем. аспекте теория не дает ответа сколько времени нужно эк-ке для адаптации к разл. рода эк. потрясениям, т.е. достижению естеств. ур-ня безраб-цы. Пока же для сдерживания И. практ-ки во всех странах треб-ся сокращение пр-ва и инвестиций, т.е. увел-ие ур-ня безраб-цы. Для снижения И. на 1% безраб-ца в теч. года должна быть на 2% выше св. естеств. ур-ня. А это в свою очередь озн-ет снижение ВВП на 4% ниже потенциально возможного.

22. двухуровневая Банк. сис-ма(БС),структура и механизм функционирования. БС явл-ся крупн-шей подсис-мой кредит. сис-мы страны. В наст. вр. в РФ идет становление 2хуровн. БС. Теория и практика показала, что именно такое построение БС в наиб. степени отвечает усл-ям функц-ния рын. эк-ки. Эл-ты БС: 1. Кредит. орг-ция – юр. л., кот. для извлечения прибыли на осн. цели св. деят-ти на осн-ии спец. разрешения ЦБ РФ (лицензии) имеет право осущ-ть банк. операции, предусм. законом «О банках и банк. деят-ти». 2. Банк – кред. орг-ция, кот. имеет искл. право осущ-ть в сов-ти след. виды банк. операций: -привл-ие во вклады ден. ср-в физ. и юр. л; -размещ-ие этих ср-в от св. имени за св. счет на усл-ии возвр-ти, срочн-ти и плат-ти; -открытие и ведение банк. счетов физ. и юр. л. 3. Небанк. кред. орг-ции – кред. орг-ции, кот. имеют право осущ-ть отд. виды банк. операций. 4. Ин.банк – банк, признан. таковым закон-вом ин. гос-ва, на тер-рии кот. он зарегистр-ван. 5. Ф-л кред. орг-ции – обособл. подразд-ие, располож. вне местонах-ния орг-ции и осущ-я от ее имени все или часть банк. операции. 6. Представ-во кред. орг-ции – обособл. подразд-ние кред. орг-ции, распол. вне местонах-ния кред. орг-ции, осущ. защиту кред. орг-ции и несущ. на себе представит. ф-ции. Предст-во не имеет право осущ-ть банк. операции. БС РФ вкл-ет: 1й ур-нь – ЦБ РФ (ГУЦБ, РКЦ, Вычислит. центры, Учеб. центры), – Комм банки, – Парабанк. сис-ма (фин.-кред. учреждения, разл. фонды, страх. общ-ва, ломбарды и т.д.) ЦБ явл-ся гл. банком страны. Он орг-ет упр-ие ден.-кред. сис-мой; осущ-ет корд-цию всей банк. деят-ти; орг-ет расчеты м/у банками; орг-ет и регул-ет Д.о. в стране; чистично вып-ет ф-цию по касс. обслуж-ию бюджетов разл. ур-ней; проводит валют. пол-ку и явл-ся хранилещем офиц. золотовалют. резервов страны. ЦБ явл-ся бпнком банков (послед. инстанцией). Его клиентами могут быть только комм. банки. Учрежд-ями ЦБ явл-ся гл. террит. упр-ия. В республиках они наз-ся нац. банками. ГУ ЦБ функц-ет в кажд. субъекте РФ. Они осущ-ют ф-ции ЦБ на дан. тер-рии. РКЦ осущ-ет межбаланс. расчеты и по сути именно РКЦ явл-ся проводниками пол-ки ЦБ кажд. на св. тер-рии. Вычислит. центры осущ-ют автом-цию межбанк. расчетов, а при наиболее круп. ГУ ЦБ имеется учеб. центры. Функции банка:аккумуляция средств;ф-я регулирования денежного оборотаЖпосредническая функция

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: