Принципы организации б.р. и формы б.р.




Предприятия и организации независимо от их правовой и организационной формы обязаны хранить денежные средства в банках на расчётных счетах. Все расчёты и платежи в стране осуществляются учреждениями банков в соответствии с определёнными принципами:

1. Все расчёты и платежи проводятся на основе законодательно утверждённых правовых норм. Это обусловлено ролью платёжной системы как основного элемента всей системы, гражданских правоотношений в современном обществе. Основные документы – ГК РФ, гражданский процессуальный кодекс, арбитражный процессуальный кодекс, законы о подзаконные акты («О ЦБ», «О банках и банковской деятельности», «О безналичных расчётах», «О чеках», «О векселях»). Главный регулирующий орган ЦБ РФ. На ЦБ возложены обязанности:

1. По устранению правил, сроков и стандартов осуществления расчётов и применяемых при этом документов, по координации, регулированию и лицензированию организации расчётных и клиринговых систем.

2. осуществление расчётов по банковским счетам, их наличие, как у плательщика, так и получателя – обязательное требование расчётов. Для расчётного обслуживания заключается договор, в котором должны быть указаны

- процентные ставки по кредитам и вкладам, депозитам,

- стоимость банковских услуг,

- сроки их выполнения,

- ответственность сторон за нарушение договора, в том числе за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей,

- порядок расторжения и другие условия.

Банки и другие кредитные учреждения для расчётов между собой открывают корреспондентские счета и в обязательном порядке в учреждениях ЦБ (РКЦ).

3. поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей

4. наличие акцепта плательщика на платёж. Этот принцип реализуется путём применения

а) соответствующего платёжного инструмента, содержащего распоряжение владельца счёта на списание средств (чеки, платёжные поручения, векселя)

б) специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платёжных требований, поручений, переводной вексель)

Иногда законодательством допускается бесспорное списание средств.

5. срочность платежа

6. контроль всех участников расчёта за правильностью их совершения, за соблюдением установившихся положений и порядка их проведения. Контроль осуществляют бухгалтерские службы, налоговая инспекция, банки. Нередко банки принимают на себя весь контроль за проведением расчётов и берут на себя обязанности по управлению денежной наличностью,

- составляют кассовые сметы,

- проводят инкасацию чеков, векселей;

- управляют и следят за движением средств и размещением на рынке свободных ресурсов.

На западе плата за эти услуги банк составляет значительную долю доходов банка.

7. Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий.

Формы безналичных расчётов.

Безналичные расчёты проводятся на основании расчётных документов установленной формы и с соблюдением соответстующего докментооборота в зависимости от характера расчётных документов, способа платежа и организации документооборота. В банке различают следующие формы б.р.

1. платёжное поручение

2. аккредитивная форма

3. расчёты чеками

4. расчёты платёжными требованиями

5.расчёты по инкасса

Выбор формы б.р определяется

1.Характер хозяйственных связей.

2. Особенности продукции и его доставки и приёмки, местонахождение сторон сделки

3. Финансовое положение юридических ли.

Банк должен и обычно советует, какую форму избрать.

Критерии выбора

1.Скорость

2.Простота

3.надёжность

4.Цена

5.Исключение встречного движения.


Платёжное поручение

П.п. – поручение предприятия-плательщика обслуживающему банку о перечислении определённой суммы со своего счёта на счёт получателя. Наиболее распространённая форма расчётов. Такие расчёты проводятся

- за товары и услуги,

- плановые платежи при регулярных поставках,

- за нетоварные платежи,

- платежи в доходы бюджета,

- к органам страхования,

- переводы сумм наличной выручки,

- перечисление з/п работникам на счета в другие банки.

П.п. дейстителен в течение 10 ней. Принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счёте, если иное не оговорено п.п. Они могут быть срочные, досрочные, отсрочные.

       
 
Поставщик
 
Получатель
 
 
Банк поставщика.
 
Банк получателя

 

 


Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку,выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму денег,указанную в чеке,получателю средств. Банк гарантирует незамедлительное зачисление владельцу чека указанной в нем суммы, при условии соблюдения порядка, установленного для пользования чеками. Такая гарантия обеспечивается тем, что банк, выдавая чековую книжку хозяйственной организации или гражданину, определяет условия выписки чеков из этой книжки, депонируя при необходимости соответствующие средства на отдельном счете в банке или разрешая выдачу кредита на оплату чеков. Сфера применения чековой формы безналичных расчетов примерно та же, что и в расчетах платежными поручениями. Наибольшее распространение они получили в расчетах за услуги транспорта, при приобретении товаров в порядке мелкооптовой торговли, а также в расчетах населения с государственными, кооперативными и другими организациями. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек имеет хождение только на территории Российской Федерации. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков изготавливаются по единому образцу и являются бланками строгой отчетности. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течении 10 дней, не считая дня его выдачи. Расчеты чеками значительно ускоряют документооборот, создают наилучшие условия для проверки качества получаемой продукции или оказания услуг. В то же время расчеты отдельными чеками имеют неудобство, заключающееся в том, что по условиям данной формы расчетов стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека.


Расчеты аккредитивами. Аккредитивная форма расчетов,хотя и занимает небольшой удельный вес в платежах за продукцию,имеет большие преимущества перед расчетами платежными поручениями. Аккредитив –поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях,предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Аккредитив применяется в иногородних расчетах за товары, главным образом при разовых поставках. Могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые или непокрытые;

Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный балансовый счет на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

- отзывные или безотзывные. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.В заявлении об открытии аккредитива пла- тельщик обязан указать:

- номер договора, по которому открывается аккредитив;

- срок действия аккредитива;

- наименование поставщика;

- наименование банка, исполняющего аккредитив;

- место исполнения аккредитива;

- наименование документов, против которых производяться выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления; -

- вид аккредитива;

- для отгрузки каких товаров открывается аккредитив;

- сумма аккредитива;

- способ реализации аккредитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик,отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие документы. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров или дат приемо-сдаточных документов и вида транспорта. К недостаткам аккредитивной формы расчетов относиться задержка грузооборота, отвлечение средств из хозяйственного оборота покупателя, замедление оборота средств у поставщика, так как отгрузка готовой продукции не может производиться до открытия счета аккредитиваВсе это ограничивает сферу применения названной формы расчета.


Расчеты платежными требованиями-поручениями. Расчеты платежными требованиями-поручениями наиболее целесообразны при расчетах за товары и услуги. Платежное требование - это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы, на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стои- мость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Смысл этой формы расчетов-акцепт (согласие) покупателя на оплату предъявленных поставщиком платежных требований. Плательщик обязан представить в банк платежное требование- поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Обязательства сторон по акцептной форме расчетов возникают с момента отгрузки поставщиком материальных ценностей в адрес покупателя. Поставщик, имея транспортные документы об отгрузке, выписывает платежные платежные требования на имя покупателя и сдает их в свое отделение банка на инкассо. Банк поставщика пересылает их в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа. Платежные требования удобны поставщику, так как банк осуществляет инкассирование платежных требований, следит за взысканием денег с покупателя. Покупатель имеет возможность по документам контролиро- вать соблюдение поставщиком договорных условий, отказаться от акцепта, если эти условия нарушены. Акцепт бывает предварительный или последующий. При предварительном акцепте банк списывает средства со счета плательщика, не получив от него в поставленный срок отказ от акцепта. Таким образом, предотвращается неправомерное списание средств с бюджетных и некоторых других счетов, хотя при этом движение денег задерживается на несколько дней. При последующем акцепте банк списывает средства сразу, но затем восстанавливает их на счете, если плательщик в установленный срок заявит отказ от акцепта. Здесь списание средств, а значит движение их основной массы, ускоряется. Учитывая, что отказы от акцепта составляют всего несколько процентов от общего объема платежей, возврат средств и свя- занная с этим задержка их движения весьма невелики. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта в случаях, если товары и услуги не предусмотрены договором, товары поставлены досрочно без согласия покупателя, документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров, не согласована цена товаров, предъявленное требование оплачено раньше или поступило требование, по которому фактически не произошла отгрузка или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки незаказанных товаров, или отгрузки их в большем количестве,чем указано в счете,или более низкой сортности, или недостача товаров. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. Недостатками расчетов платежными требованиями являются длительный документооборот и возможность возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика. Таким образом, формы и сроки платежей оказывают непосредственное влияние на состояние финансов и платежеспособность предприятий.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: