Классификация методов применяемых в товароведении.




Метод – это способ познания, исследование явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающей достижение поставленной цели.

В товароведение применяются две группы методов:

- методы научного познания

- методы практической товароведной деятельности (разбираются в курсе «Экспертиза товаров»).

Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения – товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.

1. Эмпирические, или экспериментальные методы – основанные на опыте или наблюдения. Благодаря им стали возможна исследования химической, физической или биологической природы товара. Эти методы подразделяются:

А) измерительные – это методы осуществляющие оценку качества товаров на основе технических средств измерения (физические, физико-химические, химические, биологические).

Б) органолептические – определения качества товаров с помощью органов чувств.

2. Аналитические методы – методы научного познания, основанные на мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Эти методы подразделяются:

А) методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование)

- Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами;

- Диагностика – научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары (выявление причин возникновения различных дефектов, товарных потерь);

- Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий и сроков хранения.

- Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, то есть определить последовательность действий специалистов.

- В результате применения аналитических методов становиться возможным дальнейшее планирование научного познания.

Б) Методы систематизации – методы объединение объектов по общим признакам путём расположения их в определённом порядке.

- идентификация – метод установления совпадения одного объекта с другим (соответствие товара, его характеристик, качества и т.д. требованиям нормативных документов или маркировке).

- группировка (обобщение) – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.

- классификация – разделение множества объектов на подмножества по определённым признакам

- кодирование – образование и присвоение кода объектам классификации.

Все эти методы широко используются в товароведении.

 

Классификация товаров

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведение таким элементом выступает товар.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчинённые классификационные группировки.

Особенностью этого метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками. В основу деления множества на подмножества по основному признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основному признаку. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации не должна превышать 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные

Группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой.

разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.

Кодирование товаров

Кодирование товаров - образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекту классификации.

Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит:

1. Алфавит кода – система знаков, применяемых для образования кода

- цифровой – алфавит кода, знаками которого являются цифры: например, консервам «Молоко сгущенное с сахаром» общероссийским классификатором продукции присвоен код 67.

- буквенный – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква - С, а продукции пищевой промышленности – Н.

- буквенно-цифровой – алфавит кода, знаками которого являются буквы и цифры. Например, свежие плоды имеют код С3, а овощи – С4.

- штриховой – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.

2. Основание кода - число знаков в коде с учетом пробелов

3. Разряд кода – позиция знака в коде

4. Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов

Например: код 54 3121 1211, имеет длину 10, а основание 12.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими методами:

1. Порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Например, присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т.п.

2. Серийно-порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий за объектами классификации с определенными признаками. Например, консервы рыбные имеют индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85 – лосось дальневосточный натуральный – горбуша.

3. Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

4. Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок полученных при фасетном классификации (деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП).

Классификатор- документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора:

1. Позиция классификатора- наименование и код объекта классификации (например: код 81 означает продукцию текстильной промышленности)

2. Ёмкость классификатора - наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор (1543-4 позиции)

Категории классификатора

1. Общероссийский классификатор (ОБК) - государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России

2. Отраслевой классификатор (ОК) – классификатор определённой отрасли

3. Классификатор предприятия (КП) – классификатор, введённый на предприятии.

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

Листок с заданием №1

Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:

1. Что такое метод?

2. Перечислите методы, применяемые в товароведении?

3. Что такое классификация?

4. Назовите виды классификации?

5. Что такое кодирование?

6. Назовите, в чем заключается цель кодирования?

7. Перечислите методы кодирования товаров?

8. Назовите, из чего состоит структура кода?

9. Что такое классификатор?

10. Назовите виды классификаторов?

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

 

План занятия № 4

Содержание занятия Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Учебные пособия
Приветствие, организация группы. Сообщение целей и задач занятия Слушают, готовятся к восприятию нового материала Доска
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 1,2,3) Раздает карты задания. Объясняет задания. Отвечают письменно на вопросы карты-задания. Листок с заданием № 1,2
План: 1. Товароведная классификация товаров   Объясняет. Раздает обучающий материал. Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. Раздаточный материал №1,2,3
Применение новых знаний (диагностический контроль) Задает вопросы по изученному материалу Отвечают устно на вопросы Листок с заданием № 3
Подведение итогов занятия Оценивает работу обучающихся Заполняют дневник занятия Дневник

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

Листок с заданием №1

Необходимо письменно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:

ВАРИАНТ № 1

1. Что такое продукция?

2. Перечислите основополагающие характеристики товаров?

3. Что является объектом товароведения?

4. Что такое метод?

5. Зарисуйте иерархический метод классификации?

 

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

Листок с заданием №2

Необходимо письменно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:

ВАРИАНТ № 2

1. Что такое товар?

2. Перечислите принципы товароведения?

3. Кто является субъектом товароведения?

4. В чем заключается органолептический метод оценки качества товаров?

5. Зарисуйте фасетный метод классификации?

 

 

 

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: