Метод – это способ познания, исследование явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающей достижение поставленной цели.
В товароведение применяются две группы методов:
- методы научного познания
- методы практической товароведной деятельности (разбираются в курсе «Экспертиза товаров»).
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения – товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.
1. Эмпирические, или экспериментальные методы – основанные на опыте или наблюдения. Благодаря им стали возможна исследования химической, физической или биологической природы товара. Эти методы подразделяются:
А) измерительные – это методы осуществляющие оценку качества товаров на основе технических средств измерения (физические, физико-химические, химические, биологические).
Б) органолептические – определения качества товаров с помощью органов чувств.
2. Аналитические методы – методы научного познания, основанные на мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Эти методы подразделяются:
А) методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование)
- Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами;
- Диагностика – научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары (выявление причин возникновения различных дефектов, товарных потерь);
- Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий и сроков хранения.
- Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, то есть определить последовательность действий специалистов.
- В результате применения аналитических методов становиться возможным дальнейшее планирование научного познания.
Б) Методы систематизации – методы объединение объектов по общим признакам путём расположения их в определённом порядке.
- идентификация – метод установления совпадения одного объекта с другим (соответствие товара, его характеристик, качества и т.д. требованиям нормативных документов или маркировке).
- группировка (обобщение) – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.
- классификация – разделение множества объектов на подмножества по определённым признакам
- кодирование – образование и присвоение кода объектам классификации.
Все эти методы широко используются в товароведении.
Классификация товаров
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведение таким элементом выступает товар.
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчинённые классификационные группировки.
Особенностью этого метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками. В основу деления множества на подмножества по основному признаку положена ступень классификации.
Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основному признаку. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации не должна превышать 10.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации.
Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные
Группировки.
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой.
разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.
Кодирование товаров
Кодирование товаров - образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекту классификации.
Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
Структура кода состоит:
1. Алфавит кода – система знаков, применяемых для образования кода
- цифровой – алфавит кода, знаками которого являются цифры: например, консервам «Молоко сгущенное с сахаром» общероссийским классификатором продукции присвоен код 67.
- буквенный – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква - С, а продукции пищевой промышленности – Н.
- буквенно-цифровой – алфавит кода, знаками которого являются буквы и цифры. Например, свежие плоды имеют код С3, а овощи – С4.
- штриховой – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.
2. Основание кода - число знаков в коде с учетом пробелов
3. Разряд кода – позиция знака в коде
4. Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов
Например: код 54 3121 1211, имеет длину 10, а основание 12.
Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими методами:
1. Порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Например, присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т.п.
2. Серийно-порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий за объектами классификации с определенными признаками. Например, консервы рыбные имеют индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85 – лосось дальневосточный натуральный – горбуша.
3. Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.
4. Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок полученных при фасетном классификации (деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП).
Классификатор- документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.
Структура классификатора:
1. Позиция классификатора- наименование и код объекта классификации (например: код 81 означает продукцию текстильной промышленности)
2. Ёмкость классификатора - наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор (1543-4 позиции)
Категории классификатора
1. Общероссийский классификатор (ОБК) - государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России
2. Отраслевой классификатор (ОК) – классификатор определённой отрасли
3. Классификатор предприятия (КП) – классификатор, введённый на предприятии.
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:
1. Что такое метод?
2. Перечислите методы, применяемые в товароведении?
3. Что такое классификация?
4. Назовите виды классификации?
5. Что такое кодирование?
6. Назовите, в чем заключается цель кодирования?
7. Перечислите методы кодирования товаров?
8. Назовите, из чего состоит структура кода?
9. Что такое классификатор?
10. Назовите виды классификаторов?
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
План занятия № 4
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 1,2,3) | Раздает карты задания. Объясняет задания. | Отвечают письменно на вопросы карты-задания. | Листок с заданием № 1,2 |
План: 1. Товароведная классификация товаров | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1,2,3 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают устно на вопросы | Листок с заданием № 3 |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
Листок с заданием №1
Необходимо письменно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:
ВАРИАНТ № 1
1. Что такое продукция?
2. Перечислите основополагающие характеристики товаров?
3. Что является объектом товароведения?
4. Что такое метод?
5. Зарисуйте иерархический метод классификации?
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения
Листок с заданием №2
Необходимо письменно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:
ВАРИАНТ № 2
1. Что такое товар?
2. Перечислите принципы товароведения?
3. Кто является субъектом товароведения?
4. В чем заключается органолептический метод оценки качества товаров?
5. Зарисуйте фасетный метод классификации?
Название модуля: «Теоретические основы товароведения »
Результат 1: Опишите методологические основы товароведения