Факультет физической культуры и спорта
специальность – 49.03.01 «Физическая культура»
Магистратура, 1 курс, 2016–2017 учебный год
По плану: лекции – 4 ч, семинары – 6 ч, самостоятельная работа – 98 ч. Всего: 108 часов
№ | Дата | Тема | Форма |
Модуль 1. Педагогика и психология высшей школы: теоретико-методологические аспекты | |||
02.10 | Тема 1. Предмет и задачи педагогики и психологии высшей школы. 1. Определение предмета педагогики и психологии высшей школы. 2. Основные категории педагогики и психологии высшей школы. 3. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. | Лекция 1 | |
Тема 3. Особенности высшего образования в зарубежных странах. 1. Система высшего образования США. 2. Система высшего образования Великобритании. 3. Система высшего образования Германии. 4. Система высшего образования Франции. | Сам. работа №1 | ||
Тема 4. Становление и развитие высшего образования в России 1. Предыстория высшего образования в России: XVII – первая четверть XVIII в. 2. Петербургский академический университет. 3. Создание Московского университета и развитие системы высших учебных заведений во второй половине XVIII в. 4. Становление системы высшего образования в России в XIX в. 5. Развитие высшего образования в советский период. | Сам. работа №2 | ||
Модуль 2. Педагогический процесс в высшей школе | |||
02.10 | Тема 5. Дидактика высшей школы 1. Сущность дидактики как теории обучения в высшей школе. 2. Основные дидактические понятия. 3. Принципы обучения студентов вузов. 4. Нормативно-программные документы, отражающие содержание образования в высшей школе: ФГОС ВО, ООП. | Лекция 2 | |
Тема 7. Компетентностный подход как основной принцип перехода на новые образовательные ориентиры в высшей школе 1. Социально-педагогические причины, обусловившие дифференциацию понятий: «профессиональная характеристика» и «профессиональная компетентность». 2. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». 3. Профессиональная компетенция и профессиональная компетентность. 4. Профессиональные компетентности педагога. 5. Компетентностный подход как методологический принцип. | Сам. работа № 3 | ||
Весен-няя сессия | Тема 8. Учебный процесс в высшей школе 1. Сущность и организация учебного процесса в высшей школе. 2. Уровни обучения как уровни восприятия и познания информации в высшей школе. 3. Психологические и педагогические условия эффективной организации учебного процесса в вузе. 4. Качественные и количественные соотношения в оценке учебного процесса в вузе. | Семинар 1 | |
Весен-няя сессия | Тема 9. Методы обучения и средства обучения в вузе 1. Сущность понятия «метод обучения». 2. Классификации методов обучения в высшей школе. 3. Классификация методов обучения по степени познавательной активности. 4. Средства обучения в вузе и их классификация. 5. Игра как средство и как метод активного обучения. | Семинар 2 | |
Весен-няя сессия | Тема 10. Лекционные формы обучения в высшей школе 1. Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества. 2. Традиционные формы проведения вузовской лекции. 3. Нетрадиционные формы организации и чтения лекций. | Семинар 3 | |
Тема 11. Организация и проведение семинарских занятий в высшей школе 1. История возникновения семинарского занятия, цель и задачи семинарского занятия в вузе. 2. Функции и типы семинарских занятий. 3. Особенности подготовки к семинарскому занятию преподавателя и студентов. 4. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий и критерии оценки их качества. | Сам. работа №4 | ||
Тема 12. Научно-исследовательская работа студентов высшей школы 1. Значение, сущность, цели и задачи научно-исследовательской работы студентов. 2. Формы и методы привлечения студентов к научно-исследовательской работе. 3. Понятие о готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. | Сам. работа №5 | ||
Тема 13. Организация самостоятельной работы студентов 1. Тенденции развития ситуации в высшем образовании и их влияние на активизацию самостоятельной работы студентов. 2. Основные определения и виды самостоятельной работы студентов. 3. Условия эффективной организации и руководство самостоятельной работой студентов. 4. Особенности организации самостоятельной работы студентов. | Сам. работа №6 | ||
Тема 14. Контроль и оценивание результатов обучения студентов 1. Функции и принципы педагогического контроля. 2. Виды, формы и методы контроля студентов в вузах России. 3. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля образовательного процесса. 4. Модульно-рейтинговый контроль. 5. Технические средства контроля. 6. Оценки и отметки, применяемые в вузе. | Сам. работа №7 | ||
Тема 15. Технологии обучения в высшей школе 1. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза. 2. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе. Признаки педагогической технологии. 3. Система педагогических технологий, используемых в условиях вуза (характеристика и возможности ее применения в процессе преподавания философских дисциплин, примеры). 4. Технологии формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы. | Сам. работа № 8 | ||
Модуль 3. Студент и преподаватель как субъекты педагогического процесса | |||
Тема 16. Преподаватель как организатор образовательного процесса в высшей школе 1. Ведущая роль вузовского преподавателя в образовательном процессе 2. Основные функции деятельности преподавателя. 3. Модель профессиональных качеств преподавателя вуза. 4. Преподаватель глазами студентов. | Сам. работа №9 | ||
Тема 17. Педагогическое общение 1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. 2. Понятие и структура. 3. Факторы успешного общения. 4. Навыки интерактивного общения. 5. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателя и студентов. 6. Вербальные и невербальные средства управления педагогическим общением. | Сам. работа № 10 | ||
Тема 18. Студент высшей школы: характеристика, адаптация к условиям вуза и типология 1. Студент: кого и когда так называли? 2. Характеристика студента вуза как личности. 3. Адаптация студентов к условиям вузовской жизни. 4. Типология студентов. | Сам. работа № 11 | ||
Тема 19. Психологические особенности обучения студентов 5. Учебная деятельность и ее особенности. 6. Эффективное управление процессом обучения студентов. 7. Причины отсева студентов. 8. Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов. 9. Как организовать свои занятия? (составить рекомендации студенту). | Сам. работа № 12 | ||
Тема 20. Конфликты в вузовском коллективе 1. Конфликты в вузе. Их предупреждение. 2. Причины возникновения конфликтов. 3. Стили разрешения конфликтов. | Сам. работа № 13 | ||
Модуль 4. Педагогическое мастерство как система | |||
Тема 21. Личность преподавателя вуза. Педагогическое мастерство 1. Понятие о профессионально-педагогическом мастерстве. Его структура. 2. Гуманистическая направленность и профессиональные знания в структуре профессионально-педагогического мастерства. 3. Педагогические способности как важный компонент профессионально-педагогического мастерства преподавателя. 4. Педагогическая техника в структуре профессионально-педагогического мастерства. | Сам. работа № 14 | ||
Тема 22. Имидж преподавателя высшей школы 1. Структура имиджа преподавателя вуза. 2. А. С. Макаренко о педагогической роли внешнего вида преподавателя и требованиях к нему. 3. Способы организации внешнего вида преподавателя. 4. Осанка. Одежда. Грим. Прическа. Мимика. Пантомимика. 5. Создание имиджа преподавателя современного вуза. | Сам. работа № 15 | ||
Тема 23. Культура педагогического общения преподавателя со студентами 1. Стили педагогического общения. 2. Педагогический такт. 3. Педагогическая этика. 4. Технологии педагогического взаимодействия в процессе индивидуальной беседы. | Сам. работа № 16 | ||
Тема 24. Речь преподавателя как компонент педагогического мастерства 1. Культура речи: грамматически правильное построение речи, простота и ясность изложения, выразительность, точность словоупотребления. 2. Техника речи: дыхание, голос, дикция, ритмика. 3. Пути совершенствования речи учителя. | Сам. работа № 17 | ||
Тема 25. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства 1. Базовые понятия: стиль, индивидуальность. 2. Индивидуальный стиль преподавателя высшей школы. 3. Исследования индивидуального стиля педагогической деятельности. Классификация. | Сам. работа № 18 |