Начнитесейчас
Это упражнение является эффективным средством для улучшения любого типа взаимоотношений; его можно также применять во время работы с клиентом, можно использовать его отдельные аспекты, чтобы помочь клиенту выработать более широкое видение своих взаимоотношений с другим человеком. Это упражнение подразумевает поэтапный переход от одной позиции восприятия на другую. Всего этих позиций три: (1) ваша, (2) другого человека, (3) отстраненная диссоциированная позиция.
Начав с первой позиции, представьте человека, с которым вы хотите улучшить взаимоотношения. Постарайтесь создать как можно более полную мысленную картину вашего общения с ним: что он говорит, как смотрит на вас и что вы при этом чувствуете.
Выйдите из данного эмоционального состояния, чтобы на время избавиться от чувств, связанных с этим человеком или существующей на данный момент ситуации. Это делается очень просто - для этого достаточно на несколько минут сосредоточить свое внимание на какой-нибудь другой теме.
После этого представьте себя на месте этого человека - станьте им. Что вы видите, глядя на мир его глазами? Что вы слышите? Что вы чувствуете? Какое позитивное намерение стоит за
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
всем этим? Еще раз выйдите из своего эмоционального состояния, чтобы освободиться от эмоций, связанных с этим человеком.
Теперь переходите на третью позицию и следите за своей реакцией на «вас» в первой позиции. Что полезного вы узнали? Какие изменения вы хотите внести в свое восприятие этого человека?
С этими знаниями вернитесь в первую позицию и примените их там. Обратите внимание на то, как в ответ на эти ваши изменения могло измениться выражение лица другого человека. Как изменился тон его речи? Что он теперь чувствует?
Чем чаще вы будете повторять эти этапы, тем больше у вас будет точек зрения, а следовательно, и вариантов реагирования на поведение другого человека.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
МЕНЯЯ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
Крис очень нуждался в улучшении отношений со своим боссом. Каждый раз, когда он предлагал какую-нибудь свежую идею или оригинальный подход к клиентам, босс сразу же отвергал его инициативу. В результате он стал считать, что его предложения не оценивались по достоинству; под вопросом оказалась его способность к суждению, из-за чего он начал терять уверенность в себе. Коуч попросил Криса представить себя в качестве своего босса, а потом выслушать, как воображаемый клиент, т. е. коуч, объясняет новую идею. Крис последовал этому совету. На следующей сессии он с удовольствием рассказывал о том, как выработал стратегию для решения своих проблем с боссом. Когда Крис представил себя на месте своего босса, он понял, что не разъяснял логику своих идей, — а босс хотел быть уверенным в том, что они жизнеспособны. Маленькая корректировка в поведении помогла Крису существенно улучшить свои отношения с боссом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРЫ
Мы используем метафоры с тем, чтобы сделать свои слова более эффективными и увеличить их смысловую нагрузку. Клиент может применить метафору для описания своей проблемы или чтобы выразить свое мнение по какому-нибудь вопросу. Вот одна из самых распространенных метафор: «У меня такое ощущение, как будто я бьюсь об стену». Развивая тему, коуч может сказать: «Расскажите мне поподробнее об этой стене». Некоторые клиенты
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
начнут описывать эту самую стену: какая у нее высота, какого цвета кирпичи или блоки в ней. Метафора проходит мимо нашего разума, его аналитической части и погружается глубоко во внутренний опыт. Судя по тому, какие метафоры использует клиент, можно многое понять о его жизненной позиции.
Иногда вам самим может представиться возможность применить метафору, которая поможет клиенту лучше понять вопрос. Если кто-то проявляет нетерпение, желая скорее приступить к осуществлению какого-нибудь проекта, то такие метафоры, как: «Прежде чем начать строить дом, надо заложить фундамент» и: «Не надо подкапывать саженец, чтобы увидеть, пустил он корни или нет», - будут как раз к месту и к случаю.
ЖОНГЛИРУЯ ТАРЕЛКАМИ
Вив несколько раз жаловался своему коучу, что теряет чувство контроля над ситуацией — что не может «одновременно жонглировать всеми своими тарелками так, чтобы они не падали и не разбивались». Развивая тему, коуч попросил Вива подумать о способах, с помощью которых он бы мог исправить положение. Вив придумал самый простой и эффективный способ, — уменьшить количество тарелок. Проецируя эту метафору на реальность, клиент решил вычеркнуть из списка те задачи, которые он безуспешно пытался решить. В результате у него высвободилось больше времени на то, чтобы более основательно заняться другими делами.