Этап посылки Этап получения 1 глава




Ю. М. Потанина

 

 

 
 

 

 


Основы

Инженерно-технологического

Обеспечения дизайна

 

 

Учебное пособие


Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра экономики и организации производства

 

 

Н. В. Романов

Ю. М. Потанина

 

Основы инженерно-технологического

Обеспечения дизайна

Экономическая часть

 

Учебное пособие

 

Омск 2005


УДК 338.24

Р 52

 

Романов Н. В., Потанина Ю. М.

Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна.
Экономическая часть
: Учебное пособие. – Омск: ОГИС, 2005. – 118 с.

 

 

Цель данного учебного пособия – помочь студентам в освоении теоретических основ экономики организации и управления предприятием, менеджмента и маркетинга в сфере сервиса для выполнения аналитических и производственно-управленческих элементов профессиональной деятельности.

Структура пособия охватывает широкий спектр вопросов по основным разделам нескольких курсов: основы экономики, организации и управления предприятием, основы организации предпринимательской деятельности, менеджмент и маркетинг в сфере сервиса, управление персоналом организации. В учебном пособии раскрыты основные положения всего комплекса проблем, связанных с формированием материально-технической базы дизайнерской деятельности, обеспечением экономически обоснованной взаимосвязи сферы дизайнерской деятельности и организации производства, управлением

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 052400 – «Дизайн» и рабочей программой курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна (экономика)».

Предназначено для студентов специальности 052400 – «Дизайн».

Темы 5 – 8, приложение и заключение разработаны Н. В. Романовым, введение, предисловие, темы 1–4 и 9–11 – Ю. М. Потаниной.

 

УДК 338.24

 

Библиогр.: 36 назв. Рис. 5. Табл. 21. Предм. указ. (в конце)

 

Рецензент канд. эконом. наук, доцент В. И. Ковалев

 

Отв. за выпуск канд. эконом. наук, профессор

зав. кафедрой ЭиОП В. Л. Рачек

 

 

© Омский государственный

институт сервиса, 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

ПРЕДИСЛОВИЕ. 6

1. предмет и задачи курса. Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере дизайн-проектирования.. 7

1.1 Предмет и задачи курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна (экономика)». 7

1.2 Актуальные проблемы подготовки специалистов в области дизайн-проектирования 8

2. Основы экономики в сфере дизайн-проектирования.. 10

2.1 Исторические особенности развития сферы услуг, её специфика. 10

2.2 Понятие услуг, их отличие от товаров. 11

2.3 Классификация услуг, специфика маркетинга услуг. 13

3. Организация (предприятие) и ее организационно-правовые формы.. 15

3.1 Экономическая природа организации (предприятия) 15

3.2 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 18

4. Основные фонды и оборотные средства организации сферы услуг. 23

4.1 Экономическая сущность основных производственных фондов. Состав и классификация основных фондов. 23

4.2 Моральный и физический износ основных фондов. Амортизация. 26

4.3 Показатели эффективности использования основных фондов
и их расчет. 32

4.4 Состав и структура оборотных средств предприятия. 34

4.5 Определение потребностей предприятий в оборотных средствах. 38

4.6 Показатели эффективности использования оборотных средств. 40

5. Финансовые ресурсы организации: себестоимость, прибыль, рентабельность. 43

5.1 Издержки предприятия и себестоимость его продукции. 43

5.2 Оценка эффективности результатов предпринимательской деятельности 44

6. Трудовые ресурсы организации: понятие, производительность труда, оплата труда. Управление персоналом: кадровое планирование, формирование персонала.. 50

6.1 Понятие трудовых ресурсов. 50

6.2 Понятие и показатели производительности труда. 52

6.3 Заработная плата. Формы и системы оплаты труда. 55

6.4 Факторы, пути и резервы повышения производительности труда. 58

6.5 Понятие системы управления персоналом и ее основные элементы.. 61

6.6 Планирование потребности в персонале. 62

7. Управление организацией: основные понятия, принципы и методы управления. Система управления организацией и ее структура.. 63

7.1 Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». 63

7.2 Виды менеджмента. Функции управления. Методы менеджмента. 66

7.3 Понятие и виды управленческих структур. 70

7.4 Коммуникационная структура управления организацией. 73

8. Основы бизнес-планирования.. 76

8.1 Понятие бизнес-плана. 76

8.2 Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования. 77

8.3 Структура и последовательность разработки бизнес-плана. 79

9. Маркетинг: структура, концепция, основные функции. Маркетинговые исследования рынка товаров и услуг. 82

9.1 Определение маркетинга, его функции и основные принципы.. 82

9.2 Задачи, виды и структура маркетинговых исследований. 85

9.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований. 88

9.4 Направления анализа собранной информации, разработка выводов
и рекомендаций. 90

10. Сегментирование рынка товаров и услуг. Конкурентная среда организации. Оценка конкурентоспособности.. 93

10.1 Понятие рыночной сегментации и сегмента рынка. Объекты сегментации: потребители, товары и услуги, фирмы.. 93

10.2 Понятие конкурентной среды.. 97

10.3 Оценка конкурентоспособности фирмы. Выбор маркетинговой стратегии 99

11. Ценообразование и ценовая стратегия. Продвижение товаров и услуг на рынке. 101

11.1 Теоретические основы рыночного ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. 101

11.2 Разработка политики ценообразования. 102

11.3 Основные виды мероприятий по стимулированию сбыта. 105

11.4 Реклама и ее виды.. 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 112

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 113

Приложение ……………………………………………………………..116

Алфавитно-предметный указатель. 117

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 052400 дизайнер должен уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики, знать основы использования нормативного и справочного материалов. Направление экономической подготовки специалиста должно обеспечивать выполнение аналитической и производственно-управленческой профессиональной деятельности. В творческой деятельности, направленной на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий, специалист дизайнер должен применять в процессе проектирования достижения различных областей экономики.

Данное учебное пособие разработано с целью облегчить студентам неэкономической специальности 052400 – «Дизайн» освоения экономической части. Содержит описание основных этапов оценки экономической целесообразности разработки новых коллекций одежды, а также предоставления другого рода услуг. Работа направлена на развитие навыков самостоятельного решения маркетинговых и экономических задач при организации самостоятельной производственной деятельности. маркетингового исследования рынка товаров и услуг, сложившихся рыночных цен на предлагаемую услугу и реальных затрат на изготовление услуги (проектируемой модели).

Целью экономической части дисциплины является получение студентами неэкономических специальностей представления и навыков предпринимательской деятельности в современных рыночных условиях хозяйствования. Формирование теоретических знаний и практических навыков выбора и экономического обоснования альтернативных вариантов объектов дизайн-проектирования, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых дизайн-проектов, изучение средств и методов принятия плановых решений и разработки стратегических и тактических планов в организациях, занятых в области дизайн-проектирования. Оценка своей будущей профессиональной деятельности с точки зрения удовлетворения запросов потребителей. Привитие навыков самостоятельного решения маркетинговых и экономических задач при организации производства.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности – техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства – и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий. Создание объектов дизайна – сложный процесс, в котором одного лишь опыта и знаний дизайнера бывает не всегда достаточно. Выбор профессионального состава участников проектного процесса в каждом конкретном случае зависит от назначения объекта проектирования, содержания поставленных задач, но в любом случае должно осуществляться на основе системного подхода с использованием качественного и количественного анализа объекта дизайн-проектирования. проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

Для овладения навыками управления процессом дизайн-проектирования и профессионального представления объектов проектирования дизайнер должен знать основы предпринимательской деятельности, основы менеджмента и маркетинга в сфере дизайн-проектирования и промышленного производства, сущность, функции и методы управления в сфере дизайн-проектирования, специфику организации рекламы и рекламных компаний.

Таким образом, в рамках дисциплины «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна (экономика)» необходимо рассмотреть место и значимость вопросов экономики в управлении современной организацией, усвоить системный и комплексный подходы к экономическому обоснованию современных дизайн-проектов, изучить функции, методы, процедуры и технологии маркетинговых исследований в области дизайн-проектирования, а также приобрести навыки организации и выполнения функций управления персоналом современной фирмы. Будущий специалист должен быть способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; быть готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований.


1. предмет и задачи курса.
Актуальные проблемы подготовки специалистов в сфере дизайн-проектирования

 

1.1 Предмет и задачи курса «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна (экономика)»

 

В современных условиях воспроизводство и совершенствование новых форм организации профессии «дизайнер» становится актуальным вопросом функционирования и управления этой сферы. Деятельность и развитие всех видов коммерческих организаций, занятых в области дизайн-проектирования, во многом зависят от уровня теоретических и практических знаний специалистов и управленцев, работающих в организациях. Поэтому меняется роль и значение управленцев, усложняется уровень решаемых ими задач, существенно возрастает ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль организации и планирования производства, маркетинговых исследований, управленческие нововведения обеспечивают эффективность работы. Все большее значение приобретает решение вопросов, связанных с управлением персоналом.

Изучение дисциплины «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна (экономическая часть)» своей целью ставит задачу дать будущим специалистам основы теоретических и практических знаний в области организации деятельности коммерческих фирм, экономические основы производства и управления, изучения рынка и разработки мероприятий, позволяющих в конечном итоге повысить эффективность дизайнерской деятельности. Направление экономической подготовки специалиста должно обеспечивать выполнение аналитической и производственно-управленческой профессиональной деятельности. В творческой деятельности, направленной на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий, специалист дизайнер должен применять в процессе проектирования достижения различных областей экономики.

Цель дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков выбора и экономического обоснования альтернативных вариантов объектов дизайн-проектирования, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых дизайн-проектов, изучение средств и методов принятия плановых решений и разработки стратегических и тактических планов в организациях, занятых в области дизайн-проектирования.

1.2 Актуальные проблемы подготовки специалистов
в области дизайн-проектирования

 

Актуальность курсов экономического цикла заключается в том, что за последние 10-15 лет во всех формах организации дизайнерского дела, как и в других профессиях, произошли существенные изменения. Стихийно сформировались новые коммерческие формы организации профессии. Воспроизводство и совершенствование новых форм организации профессии становится актуальным делом для дизайнерского образования.

Современная организация проектной, проектно-производственной дизайнерской деятельности существует в виде «временных бригад свободных художников», студий, мастерских, структурных подразделений не дизайнерских фирм, структурных подразделений государственных органов управления. Профессиональные союзы неотъемлемая часть любой профессии. В сфере дизайн-проектирования таковые тоже есть. Они обладают определенной организованностью. Организованность профессиональных союзов необходимо совершенствовать и воспроизводить, и изучение принципов и основ организации профессиональных союзов будет способствовать устойчивости и самосохранению профессии. Творческий союз – немаловажная часть общественной жизни дизайнеров. Изучение курсов, в которых рассказывается об «организации творческих союзов» способствует развитию внутренней творческо-политической культуры профессии.

Традиционная система архитектурного образования включает общую подготовку и специализацию. Столь же традиционно сложилось, что специализация идет в области максимальных творческих достижений. Однако, у специализации в области «максимальных творческих достижений» есть несколько существенных недостатков, проблем. А именно:

– в настоящее время в эту «творческую элиту» зачисляется весь курс окончивший общую подготовку. Даже тех, кто с трудом справляется с алгоритмическим способом поведения. Такие студенты «творчески специализируясь» искренне и наивно требуют от преподавателей «Вы Нам конкретно скажите…». На наш взгляд это существенный недостаток и проблема системы образования;

– происходит уход от практических нужд в мир мечтаний, фантазий, в красивые подачи, определяемые общей ориентацией на конкурсы дипломных проектов. Студенты в основном занимаются самолюбованием, самовыражением. Впоследствии выйдя из стен института обнаруживают, что «творческое самовыражение» перед зеркалом нужны были только самому студенту. В реальной работе таковое самолюбование не востребовано.

Группа специализаций «максимальных достижений» должна двигаться в сторону создания по настоящему оригинальных творческих концепций, творческих идей, а возможно и творческих идеалов (фантазий, мечтаний). Такие дела по настоящему сложны и не каждому студенту под силу.

Что сегодня может делать дизайнер, не имеющий навыков менеджмента? Он даже не сможет толково «продать» себя в действующее дизайнерское бюро в качестве рабочей силы. На сегодняшний день «практическое» направление идет не по пути максимизации творческих достижений, не по пути создания сверх оригинальных проектов. Практическое направление должно идти в сторону адаптивности, приспособления проекта к реально существующим условиям в области экономики, в области реально существующего социального заказа, реального учета требований, существующих условий строительного, промышленного производства определенного региона, а то и города, в сторону учета реально существующих условий и требований согласующих инстанций. В результате востребованные проекты не столь креативны, но они гораздо реальными с точки зрения их реализации в конкретных социальных, экономических, политических условиях.

Специалисты отвечающие современным рыночным требованиям должны обладать способностями устанавливать многообразные связи между проектными решениями и множеством участников проектного процесса: заказчиками, инвесторами, смежниками, согласующими инстанциями и т. п.; интерпретировать существующие или складывающиеся социальные, экономические, политические требования и условия в проектные решения.

Необходимые знания и умения для «практического» направления очередной раз развивались, прежде всего, на «западе». Основные достижения в этой области сосредотачиваются в следующих науках:

– Экономическая теория.

– Маркетинг.

– Наука и методика менеджмента (управления).

Эти науки и соответствующие технологии (методики) являются достижением общемировой культуры. В качестве отдельных общеобразовательных дисциплин они вполне могли бы быть вписаны в систему общего образования дизайнеров. Но в профессии исторически или стихийно формировалась своя экономика, свой менеджмент, своя маркетинговая политика, правда, без соответствующих имен, подчиненная основному смыслу профессии – делать красивые и полезные вещи. Основной задачей курса экономики становится логическая увязка исторически существующих знаний и умений, которые должны выступать в роли генетического каркаса, и усиления знаниями и умениями, сформировавшимися в иных областях деятельности

 

2. Основы экономики в сфере
дизайн-проектирования

 

2.1 Исторические особенности развития сферы услуг,
её специфика

 

Одной из особенностей современной действительности является гигантский рост сферы услуг, особенно в экономически развитых странах. Сегодня в США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Германии – 41%, в Италии – 35%. Свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг: в основном в торговлю, банковские услуги, страхование.

Это связано, прежде всего, с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса; развитием и влиянием научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг.

Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу как уборка, приготовление пищи и т. д., что привело к процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. В-третьих, рост использования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио- и видеотехника, системы безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию. Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Более того, необходимость сокращать постоянные издержки заставляет компании покупать готовую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением специализированных задач. Так, все больше компаний стремятся сконцентрировать свою деятельность в узкоспециализированных областях. Они отказываются от вспомогательных видов деятельности, таких как складирование, перевозки, стимулируя, таким образом, расширение сферы услуг.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных процессов.

2. Территориальную сегментацию.

3. Локальный характер.

4. Высокую скорость оборота капитала.

5. Высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

6. Специфику организации производства услуг.

7. Специфику процесса оказания услуги.

8. Высокую степень дифференциации услуг.

9. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги.

 

2.2 Понятие услуг, их отличие от товаров

 

Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли, в экономике до сих пор не выработано общепринятого определения услуги. В частности В. Д. Маркова отмечает, что «услуга» есть не что иное как «особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности». С позиций маркетинга под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Ф. Котлер дает такое определение услуги: «…– любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Наиболее распространенные приведены в приложении 1.

Услуги обладают определенными специфическими свойствами.

Неосязаемость услуг. Одной из основных характеристик услуг является то, что их невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать до того. Как они будут приобретены. Таким образом, неосязаемость услуги означает то, что ее нельзя продемонстрировать. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуг до ее покупки степень неопределенности приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут «сигналы» качества услуги. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть.

Таким образом, целью производителя услуги является повышение степени осязаемости услуги в той или иной степени.

Неотделимость услуг. Одной из основных характеристик услуг так же является то, что они одновременно предоставляются и потребляются. Их нельзя отделить от источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной.

Физические товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, в конце концов, их потребляют. В отличие от них, услуги сначала продают и, лишь затем, производят и потребляют, причем это происходит одновременно.

Непостоянство качества услуг. Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет.

Как таковое качество услуги очень трудно поддается контролю. Даже качество услуг, предоставляемых одним и тем же служащим, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время его общения с каждым потребителем.

Недолговечность услуг. Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Момент создания и потребления услуги совпадает во времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда. Услуги, в своем большинстве, имеют значимость только в процессе их производства и не сохраняются по завершении этого процесса.

Отсутствие владения. Когда потребители покупают физические товары, например автомобили или компьютеры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть.

Таким образом, целью производителя услуги является повышение степени осязаемости услуги в той или иной степени.

Наглядно присущие услугам отличительные черты можно представить в виде схемы (рис.2.1):

 

 
 

Рис.2.1. Отличительные характеристики услуг

Проанализировав различные сущности и особенности услуги как экономической категории, можно сделать вывод о следующем значении данной категории. Услуга – это благо в форме деятельности, которое одна сторона (субъект рынка) предоставляет другой стороне, тем самым, удовлетворяя ее потребности. При этом предлагающая сторона должна прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки, чтобы сделать свои услуги наиболее осязаемыми, гибкими и качественными.

 

2.3 Классификация услуг, специфика маркетинга услуг

 

Классификация услуг – важнейшая проблема во всех странах мира. В мире наблюдаются тенденция к выделению определенных классов услуг, которые отличаются друг от друга, а внутри классов имеются общие признаки. Самый общий подход предложил Ловелок, его рассматривает В. Д. Маркова в книге «Маркетинг услуг». Основой этой классификации.

Классификация услуг позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие и совершенствование стандартизации в сфере услуг населению.

2. Осуществление сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, предотвращения вреда имуществу потребителей;

3. Повышение эффективности применения вычислительной техники, прежде всего, за счет системы кодирования как средства интерфейса;

4. Учет и прогнозирование объемов реализации услуг потребителям;

5. Изучение спроса населения на услуги;

6. Предоставление услуг населению предприятиям и организациям различных форм собственности.

7. Сопряжение системы услуг, производимых в России с международной классификацией услуг и мировой практикой.

8. Актуализация новых видов услуг, обусловленных переходом к рыночной экономике.

Наибольшее распространение имеют классификации услуг, основанные на следующих классификационных критериях (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Классификация услуг

Классификационный признак Виды услуг
1. Характер производителя услуги • услуги, предоставляемые людьми • услуги, предоставляемые машинами и механизмами
2. Присутствие клиента во время оказания услуги • услуги, требующие присутствия клиента во время оказания услуги • услуги, предоставление которых не требует присутствия клиента
3. Мотивы потребителя услуг • услуги, предназначенные для удовлетворения личных нужд человека • услуги, предназначенные для удовлетворения коллективных нужд предприятий и организаций • услуги, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей
4. Мотивы производителя услуг • коммерческие • благотворительные
5. Принадлежность к той или иной отрасли услуг • услуги здравоохранения • услуги образования • коммунальные услуги • бытовые услуги и т. д.
6. Принадлежность к той или иной группе товарного ассортимента • ремонт теле-, радиоаппаратуры • ремонт компьютеров • ремонт мобильных телефонов • ремонт бытовой техники

 

Эволюционный обзор классификаций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, позволяет сделать вывод о том, что одной из особенностей эволюции классификаций услуг является углубление и расширение состава классификационных признаков. Но самым важным в этом процессе является попытка создания классификационных систем, представляющих собой не просто схему дифференциации услуг, но и гибкий инструмент анализа и разработки сервисных стратегий

 

Вопросы для контроля качества усвоения материала

 

1. Какую роль в современной экономике играет сфера услуг?

2. Что такое полезность услуги?

3. Назовите классификационные критерии услуг.

4. Охарактеризуйте отличительные черты услуги как продукта.

5.Какие факторы обуславливают повышение спроса на услуги?

6. Какие признаки характеризуют услуги как товар?

7. Сопоставьте четыре основные характеристики, присущие услугам, с поездкой на такси.

8. Охарактеризуйте качество услуг с точки зрения потребителя.

 

[3; 15, с.174-190; 17; 21; 23]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: