Этап посылки Этап получения 4 глава




5. Показатели эффективности использования основных фондов и их расчет.

6. Экономическая сущность оборотных средств и оборотных фондов.

7. Источники формирования оборотных средств.

8. Нормирование оборотных средств.

9. Показатели эффективности использования оборотных средств.

 

[9, с.174-190; 26; 27; 34; 36]

 

5. Финансовые ресурсы организации: себестоимость, прибыль, рентабельность

 

5.1 Издержки предприятия и себестоимость его продукции

 

В процессе деятельности компания постоянно решает, какие товары следует выпускать; на какие рынки надо с ними выходить; как выбирать оптимальную технологию производства; какие материалы приобретать и как их использовать; как распределять имеющиеся трудовые и финансовые ресурсы; каких показателей необходимо достигнуть в отношении эффективности производства и т. п.

Важнейшим фактором, влияющим на выполнение вышеперечисленных проблем, являются издержки. Никакое решение не принимается без исследования вопроса о затратах на производство и реализацию продукции компании.

Чтобы оставаться конкурентоспособным, любой бизнес должен постоянно контролировать все затраты, которые он несет, определяя таким образом полную стоимость (себестоимость) производимого продукта или предлагаемой услуги.

Себестоимостью продукции называются все выраженные в стоимостной форме издержки (затраты) предприятия, связанные с изготовлением и реализацией продукции (единицы продукции, партии, годового выпуска).

В показателе себестоимости отражаются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Уровень себестоимости и темпы ее изменения характеризуют степень использования всех ресурсов предприятия.

Оценка издержек, а затем поиск путей их снижения – обязательное условие преуспевания любого разумного предпринимателя. К сожалению, отечественные предприниматели не спешат ему следовать: более того, включившись в инфляционную гонку цен, они пренебрегают анализом и планированием себестоимости. Это делает их беспомощными перед ситуацией, когда рост цен наталкивается на барьер низкого спроса. Не смогут в таких условиях они конкурировать и с иностранными фирмами, если тем будет открыт российский рынок. Поэтому, как бы легко и соблазнительно ни казалось сегодня решать свои экономические проблемы за счет повышения цен, упор надо делать на снижение издержек на производство своих товаров.

Снижение себестоимости при прочих равных условиях обеспечивает рост прибыли, получаемой предприятием, т.е. экономическую эффективность его функционирования

 

5.2 Оценка эффективности результатов
предпринимательской деятельности

 

Предприниматель сам формирует цену товара путем суммирования издержек производства, фактически понесенных им, и минимально допускаемой (с его точки зрения) прибыли, то есть:

 

Цт= Зф + Пмд, (20)

 

где Цт – цена товара, Зф – фактические издержки производства, Пмд – минимально допустимая прибыль.

Цена товара – это количество денег, которое предприниматель получает от потребителя за передаваемый ему товар (за каждую товарную единицу). Различают оптовую и розничную цены. Тип цены и ее выбор зависят от места партнера, с которым предприниматель взаимодействует, в системе рыночных отношений. Для предпринимателя это обстоятельство весьма существенно, ибо если предприниматель, производящий товар, имеет собственную сеть розничной торговли, то он получает 100% цены товара, установившейся ни потребительском рынке. Если же он реализует товар через посредника, то, как правило, получает доход ниже.

Целесообразность выступления предпринимателя на рынке определяется тем, что ему удается сформировать минимально допустимую цену на уровне, ниже рыночной цены. Разница между рыночной ценой и минимально допустимой ценой выступает в качестве сверхприбыли.

Выявив цену товара, которая может сложиться на рынке, предпринимателю следует выяснить размер собственных расходов, связанных с производством данного товара. В данном случае (в отличие от определения возможной цены) в основу предпринимательских расчетов закладываются не средние и не текущие расходы по производству данного (или аналогичного) товара, а предельно высокие расходы для снижения степени возможного риска.

Расходы предпринимателя, связанные с производством товара, называются издержками производства и обычно рассчитываются по отношению к товарной единице.

 

З=У + Ао + С + Срс + Нр + О, (21)

 

где З – издержки производства, У – административные и управленческие расходы, Ао – амортизационные отчисления, С – стоимость сырья, Срс – стоимость рабочей силы, Нр – накладные расходы, О – обязательные платежи и отчисления.

Процесс управления ценообразованием связан с поиском конкретных путей снижения (минимизации) издержек производства. Издержки производства – это экономическая категория, которой оперируют не только предприниматель, но и бухгалтер. Обычно при рассмотрении этой категории оперируют понятием «валовые издержки производства» (это сумма постоянных и переменных издержек).

Постоянные издержки – это те затраты, которые не зависят от объема производства. Переменные издержки – это затраты, размер которых прямо зависит от объема производства. С этой точки зрения выгоднее производить как можно большее количество товара, т.к. доля постоянных издержек в расчете на единицу продукции в структуре цены сокращается, а при уменьшении производства увеличиваются.

Планируя определенный объем производства в качестве минимально допустимого и включая в цену каждой товарной единицы часть валовых постоянных издержек, предприниматель обеспечивает себе возможность компенсации такой категории издержек в полном объеме.

Принцип деления издержек на постоянные и переменные лежит в основе определения объема производства на минимально допускаемом уровне. Минимально допускаемый объем производства – это такие количественные параметры программы производства, при котором издержки производства покрываются доходами, получаемыми от реализации производимого товара. Это уровень безубыточности производства.

Максимально возможный объем производства определяется при помощи производственной функции.

 

Км = f (Т, К), (22)

 

где Т – трудовые ресурсы, К – капитал.

Максимально возможный объем произведенной продукции Км есть функция от использованных в производстве трудовых ресурсов (Т) и капитала (К) при заданной технологии производства.

Предприниматель пытается определить приемлемые границы производства – и минимально допустимую и максимально возможную. В рамках таких границ он и планирует программу производства. После определения границ и составления программы производства предприниматель соотносит объем производства с уровнем выявленного им рыночного спроса.

Нижняя граница объема производства – уровень безубыточности. Определение такой нижней границы есть нахождение точки безубыточности (точки критического объема производства). Издержки производства в этой точке равны валовому доходу.

 

Точка = З пост, (23)

безубыточности Ц – З пер

 

где Ц – цена единицы товара; Зпост – валовые постоянные издержки производства; Зпер – переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Предпринимателю недостаточно знать, что его производство прибыльно, он стремится получать максимально возможный уровень прибыли, достичь оптимального объема производства. Под оптимальным объемом производства понимается такой количественный показатель, при котором разница между валовым доходом, полученным от реализации произведенной продукции и суммированными издержками, связанными с производством такого количества продукции, является максимальным по отношению ко всем другим возможным вариантам. Методика поиска оптимального варианта объема производства характерна для действий начинающего или приступающего к организации нового производства предпринимателя. В этом случае оптимальный объем производства связан с мощностью используемого оборудования. Но поскольку оно имеет свои пределы точности, то оптимальный с этой точки зрения объем производства будет равен предельной производительности оборудования (при избранной технологии производства).

 

Vо = Мп, (24)

 

где – оптимальный объем производства, Мп – предельная мощность оборудования.

Наивысший уровень эффективности производства при этом будет связан не только с оптимальным объемом производства, но и с минимизацией существенных издержек производства.

Каждый производитель при организации своего производства стремится к достижению максимально возможного экономического эффекта. Под эффектом понимается производственный или социальный результат расходования экономических ресурсов, полученных в течение определенного периода. Эффективность представляет собой величину эффекта, приходящуюся на единицу осуществленных затрат. Под эффективностью производства чаще всего понимается получение наивысшей отдачи от факторов производства. И если под отдачей подразумевается прибыль (чистый доход), то достижение максимально возможного уровня прибыли осуществляется путем минимизации издержек производства. Этот метод называется экономический поиск.

Но есть и другой метод повышения эффективности. Он основан на анализе х -фактора и использовании его в деятельности конкретного предприятия. Х -фактор – это главным образом организационно–психологический элемент сопровождения процесса производства. К таким элементам относятся:

- система управления;

- выявление мотивации работников;

- повышение престижа фирмы;

- общественная (рыночная) оценка товара, произведенного фирмой.

Оптимальный, с экономической точки зрения объем производства определяется, исходя из предельных издержек. Под предельными понимаются приростные издержки производства, то есть увеличение валовой суммы издержек в связи с увеличением количества выпускаемых товаров. Общие правила:

- прежде всего, необходимо определить средние валовые издержки в расчете на единицу произведенной продукции;

- решение об увеличении объема производства можно принимать только в случае, если предельные (приростные) издержки в расчете на единицу дополнительно произведенных товаров равны или меньше размера средних валовых издержек по текущему объему производства;

- следует отказаться от решения об увеличении объема производства, если средние валовые издержки на единицу дополнительно произведенных товаров выше, чем средние валовые издержки по текущему объему производства;

- в случае принятия решения об увеличении производства необходимо рассчитать показатель средних валовых издержек применительно к новому объему производства.

Эти правила действуют тогда, когда предпринимателя интересуют только норма прибыли, то есть максимально эффективный уровень производства, а не прибыли. Основной показатель успешной деятельности предпринимателя – размер дохода, получаемого от реализации предпринимательской идеи.

Зная цену, которую рынок может предложить за поставляемый товар, и имея представление об уровне предполагаемых издержек производства, предприниматель выявляет возможный эффект от реализации идеи. Под эффектом в данном случае понимается валовая прибыль.

 

Пв = В – С, (25)

 

где Пв – валовая прибыль, руб.; В – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Из валовой прибыли необходимо вычесть коммерческие и управленческие расходы.

 

Ппр = Пв – Рк – Ру, (26)

 

где Ппр – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг, Рк – коммерческие расходы, Ру – управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается путем корректировки прибыли от продаж продукции на величину операционных и внереализационных доходов и расходов. К операционным доходам и расходам относятся те, которые связаны с операциями, касающимися имущества предприятия и налоговыми отчислениями, относимыми на финансовые результаты. Внереализационные доходы и расходы не связаны с процессом реализации продукции.

 

Пн = Ппр + До – Ро + Двн – Рвн, (27)

 

где Пн – прибыль (убыток) до налогообложения, До – операционные доходы, Ро – операционные расходы, Двн – прочие внереализационные доходы, Рвн – прочие внереализационные расходы.

Дальнейшие расчеты связаны с исключением из прибыли суммы налога на прибыль. Прибыль (убыток) от обычной деятельности определяется по формуле:

 

Пд = Пн – Нп, (28)

 

где Пд – прибыль (убыток) от обычной деятельности, Нп – налог на прибыль.

Для того, чтобы определить чистую (нераспределенную) прибыль необходимо скорректировать ее на величину доходов и расходов, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.

 

Пч = Пд + Дч – Рч, (29)

где Пч – чистая прибыль; Дч – чрезвычайные доходы; Рч – чрезвычайные расходы.

Для оценки эффективности реализации идеи предприниматель сравнивает возможный экономический эффект с эффектом, который в обществе выступает в качестве ориентира предпринимательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя норма прибыли или рентабельность.

 

Р = П · 100%, (30)

З

где Р – рентабельность продукции или услуг, %.

На основе сопоставления этого показателя со средней отраслевой нормой прибыли делается вывод о целесообразности реализации предпринимательской идеи.

Форма организации процесса производства означает логически взаимосвязанное и взаимозависимое соединение факторов производства или экономических ресурсов, под которыми понимаются:

- материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы и капитал;

- трудовые ресурсы – труд и предпринимательская способность или талант предпринимателя, организующего производство.

Задача предпринимателя сводится не просто к соединению этих факторов производства, а к поиску наиболее эффективной формы такого соединения. Важную роль играет оптимизация издержек производства, рациональное соотношение затрат, капитала и объема выпускаемой продукции. Расчет экономической эффективности позволяет предпринимателю оценить целесообразность его бизнеса, правильно принять управленческое решение и выбрать стратегию дальнейшего развития предприятия.

 

Вопросы для контроля качества усвоения материала

 

1. Сущность и классификация издержек.

2. Планирование себестоимости?

3. Расчет прибыли и ее виды

4. Понятие и виды рентабельности

5. Понятие цены

6. Виды цен на продукцию, услугу

7. Общая и сравнительная экономическая эффективность

 

[7, с.174-190;]

 

6. Трудовые ресурсы организации: понятие, производительность труда, оплата труда. Управление персоналом: кадровое планирование, формирование персонала

 

6.1 Понятие трудовых ресурсов

 

Во всей совокупности ресурсов трудовые ресурсы занимают особое место. Трудовые ресурсы, преобразуя материалы в процессе реализации производственной функции, обеспечивают достижение результатов технологически и экономически эффективного способа производства. Чтобы обеспечить себя данным видом ресурса, предприятие становится активным участником процесса купли-продажи на рынке труда, функционирование которого отлично от других рынков производственных ресурсов (факторов). Именно здесь реализуется вся система общественных отношений между покупателем (работодателем) и продавцом (наемной рабочей силой). На рынке труда пересекаются и согласуются экономические интересы все участников. Работник является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотъемлемости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. По существу объектом сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества, в определенных условиях и период времени. Отличительные особенности данного вида ресурса проявляются и в том, что работник не может служить только средством для достижения целей предприятия. Он вносит определенный жизненный смысл в производственный процесс. Обладая способностями, инициативой, волей, наемный работник, поэтому является не пассивным объектом управления, но и проводником самостоятельной линии поведения. Работник, являясь формально членом какой-либо определенной структуры предприятия, в то же время может входить в состав неформальных групп людей, общение с которыми будет оказывать влияние на поведение их друг с другом и соответственно на эффективность выполняемых заданий.

Следует отметить и такую особенность трудового ресурса, как неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы своего носителя, что приводит к возникновению особых отношений в процессе ее купли-продажи. Работник лишь частично реализуется на производстве. Его бытие не ограничивается только производственной деятельностью, оно шире, работник находит самовыражение вне производства, во множестве социальных контактов. Наряду с денежным аспектом сделки между работодателем и продавцом труда значительную роль играют и неденежные аспекты. Это, прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

Сделка, заключаемая на рынке труда, в силу особенностей этого ресурса также специфична. Ей присуща высокая степень индивидуальности. Коль скоро каждый работник уникален, а рабочие места отличаются друг от друга и предъявляют к работникам специфические требования, то и трудовые соглашения в значительной степени носят индивидуальный характер. Заключение сделки предполагает начало длительных отношений между субъектами рынка труда, сделка рассчитана на продолжительность контактов продавца и покупателя. Система отношений на рынке труда складывается из отношений между наемными работниками и работодателями; между субъектами рынка труда и представителями персонала, ассоциаций работодателей, службы занятости и др.; между субъектами рынка труда и государством.

Основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения между предприятием, работником и государством, является Трудовой кодекс РФ. Работодатели исходят из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику. Нанимаемый работник исходит из уровня и условий оплаты труда, меры его привлекательности и т.п. Если совпадают факторы спроса и предложения, то на этой основе определяется цена единицы ресурса труда данного качества, т.е. заработная плата (часовая ставка), указываемая в договоре (контракте). Последний может быть прекращен или продлен по желанию сторон. В нем излагаются условия, которые должна соблюдать каждая из сторон.

Существенную роль в таких рыночных отношениях в области трудовых ресурсов отводится профсоюзам, являющимся основным партнером по переговорам от имени наемных работников. Весь рынок труда выполняет не только функцию формирования спроса и предложения и равновесной цены на трудовой ресурс, но и выражает систему социально-экономических отношений между субъектами.

 

6.2 Понятие и показатели производительности труда

 

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в измерении производительности труда как результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются как положительные стороны работы, так и всего его недостатки.

Производительность труда показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников предприятия. Этот показатель определяется отношением количества произведенной продукции (услуг) к затратам труда. С понятием производительности труда тесно связано понятие эффективности труда, которое включает в себя кроме экономического аспекта еще и психологический и социальный аспекты.

Понятие экономической эффективности труда (производительность труда) дополняется психологической эффективностью труда. Она определяется воздействием трудового коллектива на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан труд, который наряду с производительностью обеспечивает безвредные санитарно-гигиенические условия и безопасность его применения; достаточную содержательность; возможность всестороннего развития физических, умственных сил и способностей человека в процессе труда; предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на работника.

Экономическая эффективность труда (производительность труда) дополняется и социальной эффективностью труда. Понятие социальной эффективности включает гармоничность развития личности каждого работника, расширение его классификации, производственного профиля, формирование позитивного социального климата, усиление социально-политической активности. Таким образом, эффективность труда включает в себя понятие экономической эффективности (производительность труда), психологической и социальной. Если последние две не находят достаточного выражения в данном коллективе, то происходит неизбежное снижение темпов роста производительности труда.

Повышение производительности труда имеет большое экономическое и социальное значение, которое необходимо рассматривать на макро- и микроуровне.

С народнохозяйственной точки зрения повышение производительности труда означает:

• рост валового внутреннего и национального продукта, национального дохода;

• рост фонда накопления и фонда потребления;

• основу для расширенного воспроизводства;

•основу для повышения уровня жизни граждан страны и решения социальных проблем;

• основу для развития страны и роста экономического могущества государства.

Если исходить из чисто теоретических экономических позиций, то граждане той страны, в которой достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни, т.е. материальной основой для повышения уровня жизни является рост производительности труда.

Рост производительности труда имеет большое значение и для предприятия; он позволяет:

• существенно снизить затраты на производство и реализацию продукции, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;

• при прочих равных условиях увеличить объем производства и реализации продукции, а, следовательно, и рост прибыли;

проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам;

• более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;

• повысить конкурентоспособность предприятия и продукции, обеспечить финансовую устойчивость работы.

К сожалению, с переходом на рыночные отношения на многих предприятиях не уделяется должного внимания росту производительности труда: не делается анализ, не разрабатываются и не планируются мероприятия по ее росту на предприятии.

Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда.

Различают три метода определения выработки: натуральный,стоимостный (денежный) и трудовой.

Выработка в натуральном или стоимостном выражении определяется по формуле:

В = V / Ч, (31)

где V – годовой объем продукции: может быть представлен в натуральном и условно-натуральном выражении (тонны, метры, штуки и т. д.), если предприятие выпускает однородную продукцию, и в стоимостном выражении (валовая, товарная, реализованная, нормативно-чистая продукция), если предприятие выпускает разнородную продукцию; Ч – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.

Показатели выработки зависят не только от метода измерения объема производства, но и от единицы измерения рабочего времени. Выработка может быть определена на один отработанный человеко-час (часовая выработка), на один отработанный человеко-день (дневная выработка) или на одного среднесписочного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка). На предприятиях России основным показателем является годовая выработка, в ряде зарубежных стран – часовая.

Трудоемкость выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее трудовых затрат различают технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства, производственную трудоемкость и трудоемкость управления производством.

Производственная трудоемкость пр) представляет собой затраты труда рабочих (основных и вспомогательных) и рассчитывается по формуле

Тпр = Ттехн + Тоб, (32)

где Ттехн – технологическая трудоемкость, в которую входят все затраты труда основных рабочих, как сдельщиков, так и повременщиков; Тоб – трудоемкость обслуживания производства, определяемая затратами труда вспомогательных рабочих.

Полная трудоемкость п) представляет собой затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала и определяется по формуле

Тп = Ттехн + Тоб + Ту, (33)

где Ту трудоемкость управления производством, включающая затраты труда ИТР, служащих, младшего обслуживающего персонала и охраны.

Под полнойтрудоемкостью единицы продукции (Тп) понимается сумма всех затрат живого труда на изготовление единицы продукции, измеряемая в человеко-часах:

 

Количество отработанного времени, человеко-ч.

Тп = ----------------------------------------------------- (34)

Объем произведенной продукции

 

6.3 Заработная плата. Формы и системы оплаты труда

 

Понятие «заработная плата» применимо к категории работающих по найму и получающих за свой труд вознаграждение в форме заработной платы в заранее оговоренном размере.

Заработная плата – это выраженная в денежной форме часть затрат на производство и реализацию продукции или услуг, направляемая на личное потребление работником в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда на производстве.

Следовательно, с одной стороны, заработная плата является элементом дохода наемного работника, формой реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. С другой стороны, применительно к работодателю заработная плата является платой за купленный ресурс труда, используемый им в качестве одного из факторов производства. Наемный работник заинтересован продать свой труд по более высокой цене, а работодатель купить этот ресурс как можно дешевле. Противоречия основных субъектов разрешаются на рынке трудовых ресурсов путем формирования спроса со стороны работодателей на известное количество ресурса труда с определенными качественными характеристиками и предложения со стороны носителей этого ресурса, что и рождает рыночную цену единицы данного товара.

Рыночная цена единицы данного товара – это ставка заработной платы, обусловленная в договоре в соответствии с определенными профессионально- квалификационными характеристиками труда. Она, как правило, определяет воспроизводственный минимум и формируется на основе сложившегося уровня оплаты труда данного качества, уровня потребления данной социальной группы. Эту часть заработной платы следует рассматривать как основную. Кроме того, в структуру заработной платы включается ее переменная часть (премии, надбавки, сдельный приработок). В заработную плату также могут включаться и другие доходы в силу того, что работник работает на данном предприятии (материальная помощь, оплата питания, путевок, и т. д.) В совокупности все эти три составляющие и формируют трудовой доход работника, но определяющей является ставка заработной платы.

На предприятиях применяются две основные формы оплаты труда – сдельная и повременная, каждая из них находит своё конкретное выражение в определённых системах.

Сдельная форма оплаты труда рабочих основана на оплате труда в прямой зависимости от его результатов, выраженных в количестве выполненных операций, работ или изделий.

Условия применения сдельной формы оплаты труда:

существуют количественные показатели работы, которые непосредственно зависят от конкретного работника;

имеется возможность точного учёта объёмов выполняемых работ;

существуют возможности у рабочих конкретного участка увеличить выработку или объём выполняемых работ;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: