Этапы и методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

1) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

2) моделирование организаторами, педагогами воспитательных и образовательных целей и задач, возможных результатов;

3) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники планирования. Целесообразно изучить состояние образовательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет организаторам и педагогам выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы администрацией и педагогами, взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности членов коллектива.

На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, образовательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность руководителя или педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

- каковы общие цели воспитания и образования;

- каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

- какие задачи стояли пред школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

- к решению каких задач подошёл коллектив на следующем этапе;

- какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;

- в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе сущность целеполагания заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед руководителями, педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников и их родителей, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов, родителей и детей. В этом случае используют различные приёмы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознание воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьёзно, значимо, доверительно; в) приведёт к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально[12].

Четвёртый этап целеполагания в определённой мере повторяет второй, но по содержанию и объёму работы может существенно отличаться. Здесь руководителю, педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие участников целеполагания; б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей и родителей; г) провести в жизнь свои управленческие и педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщённый характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приёмов, действий взрослых и детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеполагание, организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщённый вариант модели выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысления своей перспективы каждым ребёнком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

- Какие качества необходимы человеку?

- Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

- Какие качества успешно формирует наша школа?

- Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

- Какие качества необходимо формировать у детей в первую очередь?

- Что нужно изменить в школе, чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости формирования индивидуальных свойств, качеств личности с учётом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нём. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину[13]. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

- На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

- Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

- Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

- Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своём развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...