Примеры привлечения детей к целеполаганию




Учебной деятельности

Перспективное целеполагание

История. Начиная изучать историю в 5 классе, учащихся необходимо заинтересовать новым для них учебным предметом, показать, что дает изучение истории древнего мира, чему можно научиться на этих уроках, где это можно использовать. С этой целью на урок можно пригласить учащихся 6 класса или старшеклассников, которые расскажут, что интересного они узнали на истории древнего мира, чему научились. Например, на вводный урок по истории древнего мира учитель приглашает учащихся 6 класса, которые рассказывают о своем участии в проектной деятельности и демонстрируют результаты своей работы: рекламный проспект турбюро «Семь чудес света» и часть мультимедийной презентации: «Путешествие египетского мальчика», рассказывают, чему научились на уроках истории за первый год обучения и чем им понравилось заниматься.

Один из вариантов перспективного целеполагания перед изучением нового раздела можно использовать в 6 классе. После изучения темы «Первобытное общество» начинается изучение стран Древнего Востока. Учитель спрашивает учащихся 6 класса:

-Что мы узнаем, изучая предмет «История»? С чем мы знакомимся? (людьми, их занятиями, бытом, культурой, хронологией, картой).

-Почему нас интересует, где произошло событие?

-Что нужно знать, чтобы найти нужное место на карте? Что значит «уметь работать с картой?»

-Какие страны вы знаете? Покажите их на карте.

-Определите их географическое положение. Что нужно знать и уметь, чтобы определить географическое положение страны?

-Сделайте вывод: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

В начале изучения математики в среднем звене

Присутствуют учащиеся 5, 6 классов.

Беседа учителя с учащимися 5 класса по вопросам:

- Что изучали в начальной школе?

- Что было трудно?

- Когда было интересно?

- Если бы вы снова учились в начальной школе, на какую тему вам хотелось бы, чтобы учитель отвел больше времени?

- Выступление учащихся 6 класса «Что интересного было на уроках математики в 5 классе».

Беседа с учащимися 5 класса по вопросам:

- Нужно ли изучать математику дальше и почему?

- Что бы вы хотели узнать на уроках математики?

- Понадобятся ли вам знания, полученные в начальной школе?

- Кто из вас и по какой теме мог бы мне помочь и как?

- Где пригодятся вам знания по математике?

В начале изучения геометрии (7 кл.)

На урок приглашаются учащиеся 8 и 9 классов, землеустроитель, лесничий.

В начале урока учитель рассказывает историю возникновения геометрии.

Ученик 8 класса рассказывает о том, что интересного изучали на уроках геометрии и для чего, где применяются эти знания. Затем его рассказ продолжает ученик 9 класса.

Слово предоставляется землеустроителю, лесничему, деятельность которых непосредственно связана с геометрией.

Учитель задает вопросы:

- Что нового вы узнали из выступления гостей?

- Для чего нужна геометрия?

- Где вам понадобятся знания по геометрии?

- Где раньше вы уже встречались с геометрией?

- А имеет ли смысл изучать геометрию дальше? Для чего? (Вопрос для 8 и 9 класса).

Литература. Тема: «Значение литературы в жизни человека» (4 -10 классы)

Учитель организует обсуждение следующих вопросов:

-Нам предстоит встреча с новыми писателями и уже знакомыми. Вспомните, каких писателей вы узнали в прошлом учебном году?

- Назовите самое яркое произведение любимого автора. Хотели бы вы снова встретиться с его творчеством? Что нового о творчестве писателя хотели бы узнать?

- Какие автобиографические произведения вам знакомы?

- Назовите писателей, которые и сами не подозревали, что станут известными благодаря литературному творчеству.

- Вспомните яркие факты из жизни людей, на которых оказала влияние художественная литература? Что побудило их стать писателями (поэтами)?

- Вспомните, пожалуйста, факты из собственной жизни, когда вам хотелось быть похожими (не­похожими) на героев литературного произведения.

- Познакомьтесь с оглавлением (содержанием) нового учебника. Кто из писателей и почему вызывает интерес у вас?

- Какие произведения, самостоятельно прочитанные вами, вы бы выбрали, предложили для изучения?

Составим содержание возможной хрестоматии по литературе (учащиеся по классам составляют свой вариант и предлагают ее содержание).

Целеполагание в начале учебного занятия

Математика

Тема «Диаграммы» (5 класс).

На урок приходит агроном местного хозяйства с предложением оформить наглядный уголок об использовании земель под различные культуры: травы, зерновые, лен, пастбища. Он приносит данные о занимаемых площадях.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Каким образом можно изобразить эти данные? Что вы можете предложить?»

Тема «Подобие треугольника» (8 класс).

Зачитывается глава «О пользе подобных треугольников» из книги Ж. Верна «Таинственный остров». Учащимся предлагается, используя метод, предложенный героем книги Смитом, определить высоту церковной колокольни, дерева; найти расстояние от школьного порога до... (остановки, пруда, другого здания); ширину пруда (реки)...

Тема «Решение текстовых задач» (8 класс).

Учитель обращается к учащимся:

«Ребята, мы с вами изучили тему «Квадратные уравнения». Решение каких прикладных задач приводит к появлению квадратных уравнений? (дети высказывают свои мнения). Многие физические явления можно объяснить и описать с помощью квадратных уравнений. Например, артиллеристы еще в XV XVII веках заметили, что пушечное ядро летит намного дальше, если оно вылетает из жерла пушки под углом 450. Древние зодчие заметили, что наибольшую прочность балка, вытесанная из бревна, имеет, если она квадратной формы.

Как доказать или опровергнуть выводы, сделанные древними зодчими и первыми артиллеристами? Ваши предположения».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: