Приемы формирования мотивации участия




В деятельности

Прием Характеристика Пример
Проблемная ситуация В основе приема лежит противоречие между желаемым и реальным состоянием объекта. Как правило, возникает в процессе выполнения конкретной задачи или участия в организаторской деятельности. Акцентировать внимание школьников на проблеме может педагог или представитель актива Школьникам предлагается пригласить на предстоящий «День именинника» гостей. Возникает необходимость подготовить угощение. Педагог предлагает детям не покупать его, а приготовить самим, а сэкономленные деньги потратить на поход, эксккурсию, театр.
Демонстрация образцов Прием предполагает подбор педагогом фото- и видеоизображений объектов или обстановки и демонстрация их школьникам. Использовать его целесообразно при организации дел, результатом которых должен стать реальный продукт В рамках проведения украшения класса к празднику педагог показывает детям фотографии красиво оформленных помещений и предлагает школьникам внести изменения в интерьер класса, самостоятельно подобрав и изготовив необходимые детали дизайна
«Просьба о помощи» Для реализации приема потребуется приглашение заранее подготовленного специалиста. Его задача рассказать детям о проблеме, с которой он столкнулся, и попросить оказать помощь в ее разрешении Педагог заранее договаривается с учителем начальных классов о встрече. Во время встречи с учащимися учитель не только рассказывает о своей профессии, но и акцентирует внимание на проблеме (нехватка красивых и интересных наглядных пособий) и просит учащихся оказать помощь в их изготовлении    
Экскурсия Прием предполагает организацию выхода школьников в парк, музей, учреждение. Целесообразно его использовать в сочетании с приемом «Просьба о помощи» В рамках знакомства с профессией ландшафтного дизайнера организуется посещение учащимися парка или сада. При подведении итогов экскурсии педагог или кто-то из актива выдвигает идею использовать увиденные образцы при оформлении территории школы, для чего организовать субботник
Перспектива Прием предполагает увлечение школьников яркой, привлекательной для них целью, которую они смогут реализовать, приложив определенные усилия При обсуждении предстоящих каникул педагог рассказывает о достопримечательностях старинного города и говорит о возможности поехать туда и увидеть все своими глазами. Для этого необходимо заработать определенную денежную сумму, что возможно при участии в благоустройстве территории соседнего детского сада
Творческое задание Прием основан на интересе, проявляемом детьми к творческой деятельности Школьникам предлагается подготовить эскизы костюмов для предстоящего карнавала, затем желающие могут изготовить свои костюмы в школьном кабинете технологии
Ситуация выбора Прием основан на предоставлении школьникам возможности выбора формы и вида участия в деятельности в зависимости от интересов и потребностей Перечень предлагаемых занятий зависит от реальной ситуации в учреждении и от запланированных в ближайшее время дел. При подготовке новогоднего праздника школьникам предлагается выбрать себе занятие из перечисленных: - оформить зал; - изготовить украшения для елки; - изготовить подарки для участников праздника; - подготовить праздничный стол
Акт добровольцев Прием предполагает включение школьников в совместную деятельность на добровольной основе. Целесообразно использовать его в сочетании с приемами «Просьба о помощи» и «Ситуация выбора» В вестибюле школы через определенный промежуток времени появляются объявления: - «Детскому саду требуется помощь в оформлении участков для прогулки. Желающие принять участие в работе приглашаются ….»; - «В библиотеку поступили новые книги. Желающие помочь в оформлении выставки приглашаются ….»; - «В субботу состоятся спортивные соревнования, требуются помощники для оформления спортивного зала. Сбор ….»
Соревнование Прием основан на стремлении ребенка быть первым В рамках проведения сезонной уборки территории за каждой группой школьников закрепляется отдельный участок. Детям предлагается за одинаковый промежуток времени изменить вид участка в лучшую сторону, продемонстрировав не только трудовые навыки, но и проявив творчество и фантазию. Победители получают в награду, например, билеты в кино (цирк или театр)
Последействие Прием реализуется в рамках подведения итогов после проведения какого-либо удачного дела. Задача педагога заранее продумать формы закрепления полученного опыта и предложить их детям Использование данного приема возможно в сочетании с приемом «Экскурсия». При подведении итогов прошедшего праздника педагог обращает внимание школьников на недостаточно торжественное оформление актового зала, предлагает разработать новый дизайн помещения для проведения мероприятий и реализовать проект, самостоятельно проведя работы к следующему празднику

 

Предлагаемые в таблице приемы могут быть скорректированы или использованы в комплексе при организации различных коллективных дел, главное, чтобы они органично вписывались в процесс работы коллектива и соответствовали содержанию деятельности и условиям конкретной ситуации.

Задача педагога создать условия для того, чтобы ребенок включался в совместную деятельности коллектива не только потому, что не хочет подвести товарищей, или потому, что так делают все, но и осознавал значимость благодарности, хорошего отношения, уважения и признания со стороны окружающих, возможности приобрести новые умения и навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Сформированные мотивы становятся основой для определения целей деятельности, поэтому вторым этапом в организации трудовой деятельности является этап постановки целей.

Осознание цели деятельности поможет участникам эффективно ее организовать, правильно подобрать необходимые средства для воплощения своих желаний в жизнь. По аналогии с мотивами в организации деятельности следует обращать особое внимание на постановку целей двух категорий: индивидуальных и коллективных. Обе цели должны быть сориентированы и не противоречить друг другу. В этом поможет реализация процессов композиции и декомпозиции, результатом которых станет дерево целей, созданное в ходе индивидуального и коллективного целеполагания. Опорная схема для оформления «дерева целей» представлена в табл. 30.

Таблица 30



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: