В деятельности
Прием | Характеристика | Пример |
Проблемная ситуация | В основе приема лежит противоречие между желаемым и реальным состоянием объекта. Как правило, возникает в процессе выполнения конкретной задачи или участия в организаторской деятельности. Акцентировать внимание школьников на проблеме может педагог или представитель актива | Школьникам предлагается пригласить на предстоящий «День именинника» гостей. Возникает необходимость подготовить угощение. Педагог предлагает детям не покупать его, а приготовить самим, а сэкономленные деньги потратить на поход, эксккурсию, театр. |
Демонстрация образцов | Прием предполагает подбор педагогом фото- и видеоизображений объектов или обстановки и демонстрация их школьникам. Использовать его целесообразно при организации дел, результатом которых должен стать реальный продукт | В рамках проведения украшения класса к празднику педагог показывает детям фотографии красиво оформленных помещений и предлагает школьникам внести изменения в интерьер класса, самостоятельно подобрав и изготовив необходимые детали дизайна |
«Просьба о помощи» | Для реализации приема потребуется приглашение заранее подготовленного специалиста. Его задача рассказать детям о проблеме, с которой он столкнулся, и попросить оказать помощь в ее разрешении | Педагог заранее договаривается с учителем начальных классов о встрече. Во время встречи с учащимися учитель не только рассказывает о своей профессии, но и акцентирует внимание на проблеме (нехватка красивых и интересных наглядных пособий) и просит учащихся оказать помощь в их изготовлении |
Экскурсия | Прием предполагает организацию выхода школьников в парк, музей, учреждение. Целесообразно его использовать в сочетании с приемом «Просьба о помощи» | В рамках знакомства с профессией ландшафтного дизайнера организуется посещение учащимися парка или сада. При подведении итогов экскурсии педагог или кто-то из актива выдвигает идею использовать увиденные образцы при оформлении территории школы, для чего организовать субботник |
Перспектива | Прием предполагает увлечение школьников яркой, привлекательной для них целью, которую они смогут реализовать, приложив определенные усилия | При обсуждении предстоящих каникул педагог рассказывает о достопримечательностях старинного города и говорит о возможности поехать туда и увидеть все своими глазами. Для этого необходимо заработать определенную денежную сумму, что возможно при участии в благоустройстве территории соседнего детского сада |
Творческое задание | Прием основан на интересе, проявляемом детьми к творческой деятельности | Школьникам предлагается подготовить эскизы костюмов для предстоящего карнавала, затем желающие могут изготовить свои костюмы в школьном кабинете технологии |
Ситуация выбора | Прием основан на предоставлении школьникам возможности выбора формы и вида участия в деятельности в зависимости от интересов и потребностей | Перечень предлагаемых занятий зависит от реальной ситуации в учреждении и от запланированных в ближайшее время дел. При подготовке новогоднего праздника школьникам предлагается выбрать себе занятие из перечисленных: - оформить зал; - изготовить украшения для елки; - изготовить подарки для участников праздника; - подготовить праздничный стол |
Акт добровольцев | Прием предполагает включение школьников в совместную деятельность на добровольной основе. Целесообразно использовать его в сочетании с приемами «Просьба о помощи» и «Ситуация выбора» | В вестибюле школы через определенный промежуток времени появляются объявления: - «Детскому саду требуется помощь в оформлении участков для прогулки. Желающие принять участие в работе приглашаются ….»; - «В библиотеку поступили новые книги. Желающие помочь в оформлении выставки приглашаются ….»; - «В субботу состоятся спортивные соревнования, требуются помощники для оформления спортивного зала. Сбор ….» |
Соревнование | Прием основан на стремлении ребенка быть первым | В рамках проведения сезонной уборки территории за каждой группой школьников закрепляется отдельный участок. Детям предлагается за одинаковый промежуток времени изменить вид участка в лучшую сторону, продемонстрировав не только трудовые навыки, но и проявив творчество и фантазию. Победители получают в награду, например, билеты в кино (цирк или театр) |
Последействие | Прием реализуется в рамках подведения итогов после проведения какого-либо удачного дела. Задача педагога заранее продумать формы закрепления полученного опыта и предложить их детям | Использование данного приема возможно в сочетании с приемом «Экскурсия». При подведении итогов прошедшего праздника педагог обращает внимание школьников на недостаточно торжественное оформление актового зала, предлагает разработать новый дизайн помещения для проведения мероприятий и реализовать проект, самостоятельно проведя работы к следующему празднику |
Предлагаемые в таблице приемы могут быть скорректированы или использованы в комплексе при организации различных коллективных дел, главное, чтобы они органично вписывались в процесс работы коллектива и соответствовали содержанию деятельности и условиям конкретной ситуации.
Задача педагога создать условия для того, чтобы ребенок включался в совместную деятельности коллектива не только потому, что не хочет подвести товарищей, или потому, что так делают все, но и осознавал значимость благодарности, хорошего отношения, уважения и признания со стороны окружающих, возможности приобрести новые умения и навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Сформированные мотивы становятся основой для определения целей деятельности, поэтому вторым этапом в организации трудовой деятельности является этап постановки целей.
Осознание цели деятельности поможет участникам эффективно ее организовать, правильно подобрать необходимые средства для воплощения своих желаний в жизнь. По аналогии с мотивами в организации деятельности следует обращать особое внимание на постановку целей двух категорий: индивидуальных и коллективных. Обе цели должны быть сориентированы и не противоречить друг другу. В этом поможет реализация процессов композиции и декомпозиции, результатом которых станет дерево целей, созданное в ходе индивидуального и коллективного целеполагания. Опорная схема для оформления «дерева целей» представлена в табл. 30.
Таблица 30