В процессе получения учебных и научных знаний студент сталкивается с различными носителями информации. Понимание цели и предназначения каждого вида источника информации позволит более точно и правильно использовать их в работе.
Учебник, учебное пособие - книга, предназначена для обучения какому-либо предмету, учебной дисциплине. Представляет собой сжатый обзор наиболее признанных теоретических положений в области конкретного предмета. Учебник имеет четкую структуру в соответствии с программой изучения данной дисциплины, что позволяет студенту составить общее представление об основных понятиях, проблемах, вопросах предмета. Эффективен при подготовке к экзамену или контрольной работе.
Например, Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
Монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Используется для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, полезна при выполнении курсовой и дипломной работ.
Например, Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.
Научная статья - сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск статей облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей.
Например, Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей //Альманах института коррекционной педагогики - № 8, 2004
Диссертация - квалификационная научная работа по конкретной (довольно узкой) теме, защищаемая автором в диссертационном совете для получения ученой степени. В диссертации систематизируется и обобщается научное знание по рассматриваемой проблеме, описывается совокупность новых научных результатов и положений, предлагаемых диссертантом. Фактически это монография, изданная на правах рукописи. Использование диссертаций иногда полезно при подготовке дипломной работы, так как позволяет шире представить изучаемую проблему.
Например, Величенкова Ольга Александровна. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2002. 184 c. РГБ ОД, 61:02-13/1289-9
Автореферат диссертации - краткое изложение основных положений диссертации.
Например, Колтакова Елена Викторовна. Проектирование содержания. повышения квалификации учителей-логопедов. АВТОРЕФЕРАТ. диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва,2009.
Сайт (информация) в Интернете - электронный носитель информации. Эффективен для получения общей, популярной информации по рассматриваемому вопросу, но с развитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы. Однако информация в Интернет сети может быть не всегда достоверной.
Например,,
Поиск необходимой литературы - продолжительный труд. От полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество исследования. Следует спланировать свое время, выделить определенные дни и часы для работы в справочно-библиографическом отделе.
Информационный поиск в библиотеке осуществляется на основе каталогов. Каталоги - это существующие в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогуобращаются в том случае, если знают название и фамилию автора.
В предметном каталогеназвания книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Широкая тема, как правило, имеет подразделы.
Систематический каталог - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.
Каталоги новых поступлений - это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.
В настоящее время широко представлены электронные каталоги.
Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на определенные карточки, которые должны быть четко и правильно заполнены (плюс шифр, чтобы заказать книгу в библиотеке). Карточки удобно оформлять на отдельных листах. Это позволяет на одной стороне выписывать библиографическое описание источника, а на другой стороне делать краткие заметки об источнике, или выписать аннотацию. В дальнейшем это позволит лучше систематизировать информацию и ускорит ее анализ. Карточки можно систематизировать в соответствии с разделами работы или в алфавитном порядке.
Для ускорения поиска необходимо использовать такие библиографические издания, как реферативные журналы. В случае отсутствия в библиотеке требуемого издания, можно провести поиск по электронным каталогам библиотек ведущих научных учреждений:
- Российская Государственная библиотека ()
- Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского РАО ()
- Государственная публичная научно-техническая библиотека ()
- Российская национальная библиотека ()
- Библиотека по естественным наукам РАН (https://195.178.196.201/index.html)
- Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ()
- Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) ()
- Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ГОУ ВПО МГПУ (/findbooks.php)
- Альманах Института коррекционной педагогики РАО ()
Студент может заказать интересующую его литературу по межбиблиотечному абонементу (МБА), обратившись к сотрудникам университетской библиотеки. Необходимо учитывать, что проходит определенный срок выполнения заказа (он может быть более месяца). Кроме того, книга, полученная по МБА, на руки читателю не выдается, а может быть использована им только в читальном зале.
В настоящее время многие научные журналы в той или иной форме представлены в Интернет.
Например, перечень статей журнала «Дефектология» представлен /library/journals/items/d0601.htm
Журнал «Логопед» -
Информация о журналах чаще всего размещается на сайтах издательств, в рамках которых эти журналы выходят в свет или научных обществ и организаций соответствующего направления. Поэтому простейший способ найти в Интернет интересующий Вас журнал (если он там представлен) - обратиться к серверу издающей его организации. Однако, если издательство (или его Интернет-адрес) не известно, информацию о присутствии журнала в Интернет и соответствующем адресе можно получить через справочные страницы по периодике в Интернет.
Работа с научным материалом обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь форму, как конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации.
Записи следует вести на отдельных листах. И выписки, и конспекты делают как в форме свободного изложения мыслей автора, так и в форме цитирования, но при этом дословная запись берется в кавычки и указывается страница цитируемого источника.
При условии свободного изложения также надо периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы в случае необходимости можно было быстро обратиться к первоисточнику. Записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из обязательных форм организации умственного труда.
Все заметки, выполненные при анализе источника удобно хранить вместе с его библиографическим описанием.