Этапы деятельности педагога по решению проблем

Ребенка

Рассмотрение обозначенного в этом разделе вопроса тесно связано с темой пятой главы данной книги, где показана технология решения педагогической проблемы. Целесообразно обратиться к этому материалу, так как, прежде чем выходить на контакт с родителями для обсуждения проблемы ребенка, важно самому педагогу пройти путь ее анализа и иметь предварительный вариант решения проблемы для обсуждения с родителями.

Заметим, что очень часто педагоги пытаются решать возникшую у ребенка проблему сами, в одиночку, что приводит к разным негативным последствиям, например:

-учитель может ошибаться, не зная всех обстоятельств и причин возникновения проблемы, и принять неправильное решение, ведущее к возникновению непредвиденных конфликтов с ребенком и родителями, а возможно и учащимися всего класса;

-педагог берет всю ответственность за решение проблемы на себя и теряет союзников в лице родителей, которые могли бы содействовать в более успешном и быстром решении проблемы ребенка.

В интересах всех участников образовательного процесса важно объединить усилия взрослых и самого ребенка для решения возникших проблем. Предлагаем примерные этапы педагогической деятельности по решению проблемы ребенка.

1.Выявление и актуализация проблемы ученика, которая может быть обнаружена в конкретной ситуации и четко обозначена только педагогом (педагогами) либо она может осознаваться и родителями. Во втором случае действия педагога значительно облегчаются. Поэтому далее мы покажем вариант, когда проблема родителями не выявлена, не осознается ими.

2. Подготовка педагога к беседе с родителями. Прежде чем обсуждать проблему ребенка с родителями, необходимо: а)обсудить ее с коллегами и специалистами, чтобы иметь предварительный вариант решения; б) спланировать процесс обсуждения проблемы с родителями, определить свои действия на каждом этапе; в)продумать, как подвести родителей к принятию предварительно выработанного педагогом решения или обоснованно проверить и откорректировать предполагаемый вариант.

3.Приглашение родителей для обсуждения проблемы. Педагог выходит на контакт с родителями и предлагает встретиться. Педагог подчеркивает, что возникла необходимость посоветоваться с родителями, так как у него не получается решить самому возникшую проблему. Педагог представляет проблему ребенка как свою личную проблему.

4.Выражение позитивного отношения к ученику. Педагог начинает разговор с положительной информации о ребенке (перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, характеристика его заметного или зна­чительного продвижения в учебе, преодолении негативных явлений прошлого), находит примеры его положительных поступков, действий, даже если это встреча с родителя­ми трудного, проблемного ученика. Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде все­го взаимное расположение родителей и педагога: психо­терапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом). Это также положительный настрой родителей на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей. Посте­пенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважитель­но к нему относится, ему (ей) можно доверить мои за­боты и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один — проблемы ребенка, которые нужно помочь ему решить.

5.Формулировка проблемы, возникшей у педагога, и ее обоснование. Следующий этап может быть выражен в слова педагога: «...но меня беспокоит...». И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. Педагог может подчеркнуть при этом, что у него не получается ее решить, вероятно, он что-то делает не так, что-то не знает или не учитывает во взаимодействии с ребенком. Далее - обращение к родителям с просьбой высказать свое мнение по поводу проблемы. Важно, чтобы родители были настроены на обсуждение, приняли эту проблему и подтвердили ее наличие. В ином случае педагогу очень важно убедительно и в то же время корректно показать наличие проблемы, чтобы побудить родителей к ее обсуждению.

Возможно в пределах допустимого выражение недовольства, негодования, воз­мущения в форме беспокойства:«Ведь мы лю­бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере­сованы в его успехах». Такая постановка проблемы обеспечивает заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в ее решении, принятие родите­лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

6.Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома и в школе, следствием каких других явле­ний и процессов является. Здесь чрез­вычайно важны взаимная заинтересованность педагогов и родителей, их взаим­ная расположенность и доверительность, полная откро­венность, ибо в противном случае сокрытие важных при­чин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств, методов и приемов воспитательного воздействия. Педагог задает вопросы родителям, которые позволяют ему проверить свои предположения, сомнения, выявить обстоятельства, которые могли возникнуть дома и повлиять на возникновение проблемы. При этом важно контролировать тональность и корректность постановки вопросов, в случае затруднений предлагать родителям варианты ответов, высказывать предположения. В результате совместного обсуждения и размышения воспитателям ребенка необходимо прийти к согласию по поводу причин возникновения проблемы, негативного явления, чтобы перейти к конструктивному обсуждению путей, способов решения этой проблемы.

7.Выбор наиболее эффективных мер, согласованных воспитательных действий и способов взаимодействия с ребенком по решению его проблемы. Педагог и родители определяют общие задачи, систему необходимых действий, выявляют возможности всех субъектов, способных участвоваать в решении проблемы, в том числе и самого ребенка, его товарищей по классу, конкретно определяют их ответственность и порядок действий. Участие лиц в решении проблемы ребенка определяется особенностями самой проблемы, способностями ребенка, возможностями семьи и имеющимися условиями коллектива класса, школы.

8.Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности ребенка, правил взаимодействия с ребенком; договоренность о согласованности в использовании избран­ных средств, методов и приемов. Это общие договорен­ности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозре­нием (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе и дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и ули­чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контроль», «Чтобы сформировать культу­ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре­дельно дисциплинированны и культурны» и т. п.

Данный этап завершается определением правил взаимоотношений всех, кто причастен к решению проблемы ребенка, уточнением порядка и сроков намеченных действий.

9.Анализ итогов обсуждения проблемы с родителями. В завершение совместного обсуждения проблемы родителям предлагается оценить проделанную работу, высказать свою позицию, охарактеризовать свое отношение к тому, что совместно решено.

10.Последействие. Педагог также анализирует встречу с родителями и предпринимает следующие действия:

-уточняет первоначальные представления о причинах возникновения проблемы;

-вносит коррективы в свои первоначальные замыслы в способы решения проблемы;

-согласовывает действия с теми, кто может содействовать решению проблемы;

-продумывает, как будет отслеживать процесс решения проблемы.

В полной мере проанализировать и оценить успешность решения проблемы возможно после того, как выполнен намеченный план действий субъектов.

Очевидно, что у детей возникают очень разные трудности и сложные ситуации, поэтому подчинить действия педагога каким-либо жестким правилам и строгому порядку невозможно и недопустимо. В каждом случае при соблюдении общей логики, этапности решения проблемы, порядок, характер, объем действий педагога будет отличаться. Возможно, что потребуется не одна встреча с родителями, чтобы разобраться в проблеме ребенка, возможно, возникнет необходимость приглашения для обсуждения сложных вопросов специалистов и др.

Предмет особой заботы классного ру­ководителя — конф­ликты и проблемы в отношениях «родители - школа». Они мо­гут быть разнообразны, как разнооб­разны и причины, их породившие. К ним надо относиться особенно серьезно, ибо они нарушают един­ство и системность воспитательного процесса. Надо тща­тельно изучить причины, расстановку позиций всех уча­стников конфликта и в логике названных выше этапов выстраивать взаимодействие с родителями с целью конструктивного решения проблем.

Лучшим способом профилактики и конструктивного решения проблем детей и родителей является организация их совместной деятельности, которая удовлетворяет их потребности и позволяет реализовать способности, добиться успеха.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!