Взаимодействие педагога и семьи при изучении истории




С. Д. Филатова, гимназия № 1, г. Ярославль

 

Большие возможности для развития взаимодействия взрослых и детей имеет историческое исследование в рамках устной истории. Это описание собственного опыта, рассказ людей о переживании жизненных ситуаций. Основным методом сбора информации по устной истории является интервью. Оно к тому же является методом выявления письменных источников и фотографий, которые невозможно обнаружить иным путем.

Важнейшим преимуществом устной истории является возможность посмотреть на имеющиеся данные под другим углом. Она позволяет более реалистично и объективно воссоздавать прошлое, подвергать сомнению «официальную версию». Так, при изучении темы «Детство в СССР» детям было предложено взять интервью:

Ваше детство прошло в городе или сельской местности?

Какое у вас было жилье? В каком доме вы проживали (это был собственный дом, коммунальная квартира, отдельная квартира, другое жилье)? Кто проживал в вашем доме в период вашего детства? Вы можете описать ваш дом? Сколько в нем было комнат? Как он был меблирован? Была ли у вас своя комната?

Существовало ли в те годы понятие «дефицит товаров»? Если да, то, какие товары трудно было купить в магазине? Как ваша семья выходила их этого положения?

Какая бытовая техника была у вас в семье? Как эта техника воспринималась в те годы? Задумывались ли вы о качестве техники? О покупке какой техники мечтали в детстве?

Существовало ли в те годы понятие «модная одежда»? Если да, то какая одежда была модной? Где обычно вам покупали одежду? Разрешалось ли вам пользоваться косметикой? С какого возраста?

Как чаще всего проводила отпуск ваша семья? В детстве вы бывали на море? Чем вы занимались во время каникул? Какие игры были популярны в вашем детстве? Вы бывали в пионерском лагере? Как часто? Нравилось ли вам там бывать? Что особенного вы запомнили из жизни в пионерском лагере?

Вы могли поехать отдыхать в другую страну? Какие праздники вы любили в детстве? Как их встречала ваша семья?

Как относились к религии в вашей семье? Вы слышали о разрушении церквей?

Какие фильмы, телепередачи любили смотреть в детстве?

Когда вы начали учиться? Какие школы посещали? Какие предметы изучали? Каковы были ваши успехи в школе? Чем можно было заняться в школе после уроков? Вы были октябренком, пионером, комсомольцем? Какие общественные поручения вы выполняли? Вам нравилось собирать металлолом, макулатуру? Вы принимали участие в школьных линейках? Что такое нормы ГТО?

Что вы слышали о событиях в Новочеркасске?

Что вы слышали о войне в Афганистане? Ваши родственники принимали в ней участие?

Семейные воспоминания как тактика устной истории могут вывести ее изучение на новый уровень. С помощью интервьюирования возможно создать историю семьи за последние девяносто лет. Жизненный опыт простых людей открывает новые направления для исследования: изучение истории детства, повседневной жизни, быта и моды, досуга и работы, взаимоотношения поколений в семье, образования и т.д.

Использование устных свидетельств ломает барьеры между учителями и учениками, образовательным учреждением и внешним миром, развивает отношения между детьми и родителями.

Устная история особенно подходит для работы в рамках ученических исследовательских проектов, поскольку сама сущность этого метода предполагает и творчество и сотрудничество. В школах могут разрабатываться проекты по истории семей учеников. У проекта по истории семьи есть еще два важных достоинства с образовательной точки зрения. Он способствует выработке методики, строящейся на центральной роли самого ребенка, который больше знает о своей семье и родственниках, имеет доступ к фотографиям, старым письмам и документам, газетным вырезкам и воспоминаниям. Аналогичным образом изучение истории семьи побуждает родителей к более активному участию в жизни школы.

Совместная работа обеспечивает более тесные отношения учителей, учеников и родителей, предоставляя куда больше шансов для неформального общения. Тот, кто лучше всех учится, не обязательно окажется лучшим интервьюером. Кто-то из школьников, вероятно, продемонстрирует неожиданные способности.

Сама природа интервью ломает барьеры между школой и родителями. Совместными усилиями создается новая история, которая связывает историю официальную с историей жизни простых людей, историю страны с местной историей.

В различных формах устно-исторические проекты подходят для детей любых возрастных групп. В 5–х классах можно предложить ученикам выполнить проекты по составлению генеалогического древа семьи. Дети с энтузиазмом берутся за это дело. Но результат не устраивает, так как родители могут вспомнить два–три поколения семьи, причем эти воспоминания неполные: не помнят имен или отчеств, дату и место рождения и т.д. Парадокс заключается в том, что дети на уроках истории учат наизусть даты жизни исторических деятелей и не знают годы жизни бабушки или прабабушки. Задача учителя - обозначить проблему перед родителями, побудить их задуматься о том, что, возможно, правнуки тоже не будут помнить их имени. Следовательно, чтобы этого не случилось, нужно беречь память о своих предках, и создание семейного архива может стать общим делом, объединяющим родителей и детей.

В целях восстановления и сохранения исторической правды о годах политического террора, увековечения памяти людей, пострадавших от произвола, может быть выполнен проект «1937 год в истории и судьбе семьи», посвященный трагической дате сталинского террора.

Дети берут интервью у родителей, дедушек и бабушек, чтобы узнать нечто новое. Сама реконструкция истории в значительной степени становится плодом совместных усилий. Проект по устной истории создает атмосферу живого общения между поколениями, перерастающего в прочную дружбу. Вспоминая свою жизнь и передавая ценные сведения молодому поколению, старики, столь часто забытые, вновь обретают чувство собственного достоинства и цель в жизни. В наше время появилось понятие «терапия воспоминаний». С помощью интервью пожилые люди могут поразмышлять о своей жизни, выразить свои чувства, выговориться о своих бедах с целью разрешения, реорганизации и усвоения того, что их тревожит или заботит.

Дети, участвующие в проекте, приобретают новый социальный опыт. Под социальным опытом учащихся понимается процесс и результат их взаимодействия с социальной средой, т.е. вся социальная информация, полученная учащимися из их непосредственной практической деятельности, общения. Дети учатся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений. При этом они получают не только яркие впечатления о том, какой была жизнь раньше, но и пытаются понять, чем опыт других людей, в прошлом и настоящем, отличается от их собственного. Таким образом, дети учатся не только понимать близких им людей и сопереживать им, но и иметь дело с различными ценностями и отношением к жизни.

Итак, каждый из родителей имеет возможность принять участие в организации учебного процесса. В таблице предложены темы и пример возможных форм взаимодействия учителя и семьи в процессе изучения истории.

Таблица 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: