ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ




Нравственность, медитация и мудрость — вот та по­следовательность, в которой следует практиковать, и вот почему:

33

• Для того чтобы мудрость, которая заключается в особого рода проницательности, освободила вас от помех к правильному пониманию, а также сделала совершенно невозможными ошибочные состояния ума, необходима медитация — состояние полной однонаправленности, в котором устранены все внут­ренние отвлекающие факторы. В противном случае ум окажется слишком рассеянным и мудрость не будет иметь никакой силы, точно так же как пламя свечи не даст много света на ветру. Следовательно, медитация должна предшествовать обретению муд­рости.

• Однонаправленная медитация предполагает устране­ние таких внутренних отвлекающих факторов, как излишняя расслабленность либо, наоборот, возбуж­денность ума. Но прежде для этого следует освобо­диться от внешних отвлекающих факторов — путем тренировки в нравственности, подразумевающей постоянное внимание и осознанность по отношению к словам и действиям. Иными словами, нужно всег­да отдавать себе отчет в том, что вы делаете и говорите. Не совладав с этими очевидными факто­рами, невозможно преодолеть и более тонкие внут­ренние. Постоянство внимания позволяет достичь умиротворенной стабильности ума, поэтому практи­ка нравственности должна предшествовать практике медитации.


По моему собственному опыту, принятие монашеских обетов способствовало снижению моей внешней устрем­ленности и деятельности, благодаря чему я смог больше сосредоточиться на духовном развитии. Обеты воздержа­ния от бесцельных слов и действий заставили меня осмыс­ливать свое поведение и обращать внимание на то, что происходит в моем уме. Иными словами, даже когда я не занимался целенаправленно медитацией, мне приходилось следить за тем, чтобы мой ум не рассеивался, — тем самым я постоянно подталкивал его к однонаправленному, интроспективному созерцанию. И все это, безусловно, основывалось на обете нравственности. Рассматривая три упомянутые практики — нравственность, медитацию и мудрость, — мы видим, что каждая из них является фундаментом для последующей. (Такой порядок ясно ви­ден в истории жизни самого Будды.) Таким образом, духовное развитие всегда базируется на соответствующем нравственном поведении.

 

 

II

 

ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ


ОСМЫСЛЕНИЕ МАСШТАБОВ СТРАДАНИЯ

ТИПЫНРАВСТВЕННОСТИ

Г лавный принцип буддийской нравственности состоит в том, чтобы помогать другим, а если это невозможно, то, по крайней мере, не причинять им вреда. В буддизме этот основополагающий принцип ненасилия, продиктованный заботой о других живых существах, является ключевым моментом трех типов нравственности.

• Нравственность личного освобождения (предмет этой главы) достигается главным образом путем воздержания от поступков и высказываний, которые могут причинить вред. Эта практика называется личной, так как она дает возможность человеку вырваться за пределы повторяющейся цепочки рож­дения, старости, болезни и смерти, которую буддис­ты называют круговоротом существования (сам-сарой).

• Нравственность заботы о других живых существах, называемая нравственностью Бодхисаттв (существ, нацеленных прежде всего на помощь всем живу-

37

щим), достигается главным образом путем недопу­щения эгоистичности ума. Практикующим нравс­твенность Бодхисаттв в первую очередь следует воздерживаться от потакания самому себе; кроме того, для них недопустимы вредоносные слова и поступки.

• В основе нравственности Тантры лежат особые ме­тоды, дающие возможность представить себе пол­ностью развитые тело и ум, что позволяет успешно помогать другим живым существам. Эта нравствен­ность открывает нам путь к воздержанию, благодаря которому мы оказываемся в состоянии превзойти свое ограниченное телесное и умственное восприятие и увидеть себя преисполненными сияния мудрости и сострадания.

НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

Практика нравственности личного освобождения за­ключается в осознании необходимости воздерживаться от слов и действий, приносящих вред другим. Последнее предполагает отказ от того, что в буддизме называется десятью пагубными действиями. Они разделены на три категории: физические — убийство, воровство и половая неразборчивость; словесные — ложь, брань, сеяние раз­доров, а также пустословие. Наконец, пагубные действия умственного характера суть алчность, злонамеренность и ложные воззрения.


Так как мотивация предшествует действию и направ­ляет его, контролируя мотивацию, можно наилучшим об­разом предупредить свои импульсивные и потенциально вредоносные поступки и высказывания. Когда вы внезап­но хотите чего-то и тут же, не думая о последствиях, начинаете этого добиваться, ваше желание выражается импульсивно и вы лишаетесь преимущества размышления. Ежедневно практикуя, вы научитесь постоянно осмысли­вать свою мотивацию.

Линг Ринпоче, мой наставник в детские годы, всегда выглядел очень строгим: на его лице никогда не появля­лось ни тени улыбки. Это очень меня беспокоило. Разду­мывая над тем, почему он так серьезен, я наблюдал, что происходит в моем собственном уме. Это помогло мне стать внимательным к своей мотивации. Когда же я достиг двадцатилетнего возраста, Линг Ринпоче совершенно пе­ременился: встречаясь со мной, он неизменно расплывался в широкой улыбке.

Эффективность практики нравственности личного ос­вобождения обусловлена прочной, долговременной моти­вацией. Например, не следует становиться монахом только для того, чтобы избежать необходимости зарабатывать себе на пищу и одежду. Также недопустимо прибегать к монашеству в попытках спрятаться от жизненных труднос­тей. Такие пустячные цели не помогут вам обрести свобо­ду от круговорота существования — то есть достичь ко­нечной цели данной практики.

История жизни Будды подтверждает это. Однажды Шакьямуни, пожелав вкусить самостоятельной жизни,

39

улизнул из дворца. За его пределами он впервые увидел больного человека, старика и мертвеца. Глубоко тронутый зрелищем таких страданий, как болезнь, старость и смерть, он пришел к выводу, что мирская жизнь бессмыс­ленна. Позже, вдохновленный рядом религиозных учите­лей, Будда задумался о возможности более возвышенной, полной значения, духовной жизни. И тогда он покинул дворец, пожертвовав привычной ему жизнью ради этих воззрений.

Чему это учит нас? Как и Будда, мы должны сначала задуматься о страданиях круговорота существования и отвернуться от временных соблазнов. Под влиянием тако­го нового отношения к жизни мы должны принять систему нравственности, отказавшись от вращения в круговороте существования и дав обет чистого поведения, предполага­ющий воздержание от десяти вредных действий.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Чтобы вырваться из круговорота существования, необ­ходимо понять его природу: во-первых, узнать, о каких видах страдания идет речь; во-вторых, понять причины этих страданий; в-третьих, увидеть, есть ли способ устра­нить эти причины; в-четвертых, определить, что для этого нужно делать. Таким образом, отказ от пребывания в круговороте существования подразумевает по крайней ме­ре частичное понимание Четырех Благородных Истин:

1. Истины о страдании.

2. Истины о причинах страдания.


40

3. Истины о прекращении страдания и устранении его источников.

4. Истины о путях к прекращению страдания.

Когда Будда начал учить, он изложил Четыре Благород­ные Истины именно в таком порядке. В действительности, однако, этот порядок не отображает последовательности их возникновения. Вторая истина (о причине страдания) предшествует во времени первой (о собственно страдании). Точно так же и четвертая истина (о пути к прекращению страдания) должна предшествовать дости­жению третьей (о прекращении страдания). Но Будда учил Четырем Благородным Истинам в порядке практи­ки, а не в порядке их возникновения.

На практике же необходимо сначала познать степень страдания, понять, что привычная нам жизнь полна муче­ний: это усилит ваше естественное желание освободиться от боли. Когда вы, подобно Будде, исполнитесь решимос­ти увидеть подлинное лицо страдания, вам придется изу­чить его причины, или источники. Подобно тому как врач прежде всего должен распознать болезнь, так и вы долж­ны понять причину страдания перед тем, как приступать к исцелению. Невозможно пресечь страдания, не поняв, откуда оно происходит. К тому же без ясного осознания того, что страданию можно положить конец, практика пути может показаться вам бессмысленным преодолением трудностей. Обладая же таким осознанием, вы сможете искать должные пути постижения истины о прекращении

41

страдания. Вот почему Будда учил Четырем Благородным Истинам именно в таком порядке.

Здесь мы рассмотрим первую Благородную Истину, а остальные — в третьей главе.

ПЕРВАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА:

СТРАДАНИЕ

Страдание подобно болезни, которой заражены все мы. Чтобы найти верное средство для исцеления, мы должны получить представление обо всех аспектах этого недуга:

страдании боли, страдании перемен и страдании всепронизывающей обусловленности.

1. Первый уровень страдания — непосредственно боль, хорошо знакомая всем нам. Желание освободиться от боли свойственно не только людям, но и животным. Физическая и внутренняя боль повседневной жиз­ни — например, головная боль или боль разлуки, относится именно к этой категории.

2. То, что мы обычно воспринимаем как удовольствие, является, по существу, лишь ослаблением боли. Если бы хорошая еда или питье действительно приносили одно лишь удовлетворение (то есть если бы такова была их внутренняя природа), мы, очевидно, испыты­вали бы тем большее счастье, чем больше съедали или выпивали. Между тем при неумеренном потреблении еды и питья наши тело и ум, напротив, начинают страдать. А значит, внутренняя природа подобных переживаний наслаждения болезненна. Я люблю рас-


сказывать историю о семье, купившей новый телеви­зор. По сравнению со старым он был действительно великолепен, и все смотрели его днями напролет. Но постепенно счастливые обладатели нового телевизора начали от него уставать. Значит, и то удовольствие, которое они получали первоначально, имело болезнен­ную природу. Такие состояния преходящего наслаж­дения и называются страданием перемен.

3. Помимо обычной боли и страдания перемен существует и более глубокий уровень страдания — страдание всепронизывающей обусловленности. Наш ум и тело находятся под влиянием кармы (тенденций, порожден­ных нашими прошлыми поступками), а также под воздействием пагубных, бесплодных эмоций — таких, как привязанность и ненависть. В обычную жизнь мы приходим из всеобъемлющей сферы воздействия кар­мы и разрушающих эмоций с тем, чтобы вновь оказаться в ней же. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоя­тельств, которые вы не можете контролировать: вы вовлечены в процесс, предполагающий страдание.

Человеческое существование

В начале нашей жизни мы рождаемся в муках, а в конце ее —умираем и тоже испытываем страдания. Меж­ду двумя этими пределами — старость и болезни. Неваж­но, насколько вы богаты и здоровы: вы обречены стра­дать.

43

В довершение всего человек бывает еще и неудовлетво­рен. Он хочет всё больше, больше и больше. В известном смысле это и есть подлинная нищета — постоянно испы­тывать голод, не имея возможности удовлетворить его. А кто-то другой может быть вовсе не богат, но доволен тем, что имеет, и у него меньше поводов для беспокойства, меньше врагов, меньше проблем и крепче сон. Мне дово­дилось бывать в очень богатых домах, и я не раз обнару­живал в ванных комнатах лекарства: одни из них дают заряд энергии на день, другие помогают уснуть ночью. Состояние удовлетворенности гораздо лучше любых ле­карств поможет справиться и с тем, и с другим: оно ослабляет дневные тревоги, что, в свою очередь, способ­ствует крепкому сну.

В безумии нынешней жизни мы перестали понимать, в чем состоит подлинная ценность человека. Люди превра­тились в простую совокупность того, что они производят. Они действуют как машины, функция которых — делать деньги. Это совершенно неправильно. Цель зарабатыва­ют денег — в счастье человечества, а не наоборот. Не люди для денег, а деньги — для людей. Чтобы жить, нам нужно многое, так что без денег не обойтись, но мы должны понимать и то, что, если богатства жаждать слишком сильно, деньги вообще перестанут приносить пользу. Как учат нас святые Индии и Тибета, чем богаче вы становитесь, тем большие страдания испытываете.

Даже друзья могут причинить вам страдание. Общение с ними обычно радостно и дарит счастливые минуты, но иногда доставляет неприятности. Ваш приятель мило улы-


44

бается — и вдруг разговор становится резким, дело чуть не доходит до драки: от дружбы не осталось и следа. Дружба действительно дает счастье и удовлетворение, но это чувство непостоянно; это — не настоящее счастье. Если как следует задуматься, то сущность обычных при­ятельских отношений также составляет страдание.

Взгляните на свое тело. Какой бы прекрасной ни была ваша фигура, если прольется хотя бы капля вашей крови, вы уже не будете столь совершенны. Под кожей — живая плоть, еще глубже — кости. Скелеты в музеях или боль­ницах заставляют большинство из нас чувствовать себя неуютно, хотя у каждого под кожей и мышцами есть свой скелет. Одни люди толстые, другие худые, кто-то очень красив, но если взглянуть на всех них в рентгеновских лучах, увидишь только комнату, полную скелетов с огром­ными пустыми глазницами. Вот какова истинная природа нашего тела.

Возьмем удовольствие от еды. Пусть сегодня я съел что-то очень вкусное. Это блюдо было прекрасным, но, пройдя через желудок и кишечник, оно превратилось в нечто уже не столь привлекательное. За трапезой мы избегаем подобных мыслей, думая: «Прекрасная еда, я получаю удовольствие». Но вся эта вкусная пища в конце концов окажется в сливном отверстии унитаза в форме, которую никто не назовет прекрасной. То, что люди считают таким грязным, на самом деле составляет наше тело, и, в известном смысле, испражнение — это одна из его основных функций!

45

Еда, работа, зарабатывание денег бессмысленны сами по себе. В то же время даже небольшое проявление сострадания наделяет нашу жизнь смыслом и предназна­чением.

УПОРСТВО И НАДЕЖДА

Анализируйте. Думайте, думайте, думайте. Когда вы всерьез займетесь этим, то поймете, что привычный нам образ жизни практически бессмыслен. Не падайте духом. Было бы очень глупо впасть в отчаяние на этом этапе. Когда вы почувствуете, что всё совершенно безнадежно, нужно сделать мощный рывок. Мы настолько привыкли к ущербным состояниям ума, что малые усилия уже не могут нас изменить. Капле сладкого не под силу перебить вкус сильной горечи. Нужно проявлять стойкость перед лицом неудач.

В тяжелых личных обстоятельствах лучшее сред­ство — пытаться, насколько это возможно, сохранять честность и открытость. Ответив грубо или эгоистично, вы только ухудшите положение. Это особенно хорошо видно, когда тяжелая ситуация складывается в семье. Необходимо понять, что трудные времена в настоящем всецело являются следствием ваших необдуманных по­ступков в прошлом. Поэтому когда наступает тяжелый период, лучше избегать поведения, которое чревато еще большими неприятностями.

Избегать неконтролируемых состояний ума важно, но еще важнее научиться позитивному взгляду на неприят-


46

ности. Запомните: встречая трудности с оптимизмом и надеждой, вы избегаете трудностей еще больших. Кроме того, следует думать о том, что таким образом вы облег­чаете бремя всех тех, кто страдает от похожих неурядиц. Такая практика очень полезна — представлять, что, спо­койно принимая боль, вы уменьшаете негативную карму каждого, кто вынужден испытывать боль, схожую с ва­шей. Когда мне случается заболеть, я прибегаю к следу­ющей практике: я принимаю на себя страдания других и сообщаю им свою способность быть счастливым. Это приносит большое внутреннее облегчение.

Каждый день ранним утром и особенно в часы досуга я выполняю эту практику ради блага всех живых существ. Но в первую очередь я при этом имею в виду китайских руководителей и тех официальных лиц, которым дана непосредственная власть принимать решения о пытках и убийствах тибетцев. Я воочию представляю этих людей и вбираю в себя их неведение, предубежденность, ненависть и гордыню. Я чувствую, что, даже если я действительно впитаю какую-то часть их негативных эмоций, это, благо­даря моей подготовке, не повлияет на мое поведение и не изменит меня в худшую сторону. Поэтому такое «впиты­вание» не наносит большого вреда мне, но уменьшает проблемы тех, о ком я непрестанно думаю.

Я делаю это с такими сильными чувствами, что когда я затем прихожу в свою резиденцию и слышу о злодейс­твах китайских правителей, то, хотя какая-то часть моего ума несколько раздражена и разгневана, в основном он

47

остается под влиянием утренней практики и степень нена­висти существенно уменьшается.

Неизвестно, помогает ли на самом деле моя медитация этим правителям, но она приносит спокойствие мне: ее польза огромна.

Ни при каких обстоятельствах не следует терять на­дежду. Чувство отчаяния — вот истинная причина неудач. Помните: вы можете преодолеть любую трудность. Будьте спокойны, даже оказавшись в сложной и запутанной си­туации: это мало повлияет на вас, если ваш ум невозмутим. Напротив, если ум позволяет вам гневаться, то вы утра­тите покой, даже если окружающий мир будет безмятеж­ным и уютным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: