ЗАЧЕМ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ




сострадание — ключ к достижению более глубокого уровня нравственности; но как же мы сможем помочь другим, если сами находимся во власти неправильных представлений? Если мы не будем самосовершенствовать­ся, нам будет трудно оказывать другим ту широкомасш­табную помощь, о которой мы здесь говорим. Например, если вы собираетесь помогать неграмотным людям, необ­ходимо быть образованным. Точно так же, чтобы помо­гать многочисленным чувствующим существам, мы долж­ны достичь состояния Будды, поскольку именно Будда в полной мере обладал всеми качествами, необходимыми для оказания помощи другим, — владением всеми методами духовного развития и всеобъемлющим знанием чувств окружающих, их интересов, предпочтений и т. п. Если вы дошли до того, что осваиваете практику сострадания, чтобы заботиться о других, значит, для вас настало время переоценки ценностей. Подготовка же ума к принятию

97

этих новых ценностей осуществляется посредством совер­шения вами ритуала стремления к Просветлению.

Основное качество, необходимое для того, чтобы до­стичь полного Просветления, у вас уже есть: это свето­носная и познающая природа вашего ума. Поэтому скон­центрируйтесь на такой мысли: «Я достигну полного, непревзойденного Просветления ради блага чувствующих во всем безграничном пространстве». Поддерживайте в себе это намерение, пока оно не укрепится окончательно. Здесь очень полезна практика стремления к альтруисти­ческому Просветлению.

СЕМЬ ПРАКТИК НАКОПЛЕНИЯ ЗАСЛУГ

Этот ритуал, который должен стать частью вашей ежедневной медитации, начинается семью этапами, после чего предполагает особое подношение. Такая практика сделает накопленные вами заслуги более значительными, а это, в свою очередь, увеличит вероятность того, что вы действительно достигнете преображения. Эти формы слу­жения укрепят ваше стремление сострадать: как вы уви­дите ниже, все они включают в себя проявление предан­ности тем особым существам, которые учат состраданию.

1. Оказание почтения. Представьте себе Будду Шакьямуни, окруженного бесчисленными Бодхисаттвами, которые заполняют небо перед вами, и окажите им почтение телесно, словесно и мысленно. Сложите ладони и всем своим естеством почувствуйте, что вы почтительно принимаете прибежище в Будде и Бод-


98

хисаттвах. Громко произнесите: «Мое почтение Будде Шакьямуни и Бодхисаттвам».

2. Подношение. Сделайте подношение в виде фруктов или благовоний. Представьте себе всё, что может быть подходящим для подношения (принадлежит оно вам лично или нет), в том числе свое тело, возможности и достоинства. Затем представьте, что вы дарите всё это Буддам и Бодхисаттвам.

3. Разоблачение неблаговидных поступков. На совести каждого из нас бессчетное количество телесных, сло­весных и мысленных неблаговидных поступков, кото­рые мотивированы желанием нанести вред. Проник­шись духом полной открытости, вызовите у себя чувство сожаления о содеянном — как будто, совер­шив эти поступки, вы приняли яд. Сформируйте в себе уверенное и сильное желание воздерживаться от таких действий в будущем — так, словно в противном случае вы заплатите за них жизнью. Подумайте так:

«В глубине моего сердца, перед лицом всех Будд и Бодхисаттв, я разоблачаю все совершенные мною неблаговидные поступки». Совершённое зло может быть очищено прежде всего через раскаяние, и чем больше вы раскаиваетесь, тем сильней будет ваше желание не повторять таких действий в будущем.

4. Восхищение. Всем сердцем восхищайтесь добрыми делами — как своими собственными, так и совершен­ными другими. Радуйтесь всему хорошему в этой жизни. Сосредоточивайтесь на конкретных добрых

99

делах — например, на благотворительности. То, что в этом воплощении вы обладаете человеческим телом и возможностью проявлять альтруизм, — это доказа­тельство ваших добрых дел в прошлых жизнях. А потому радуйтесь также и им, думая про себя: «Я действительно совершил что-то хорошее». Радуйтесь и добрым делам других, неважно, наблюдали вы их воочию или нет. Радуйтесь бесчисленным заслугам Будд и Бодхисаттв, приходивших во все времена. Испытывая радость от добрых дел, совершенных как вами, так и всеми остальными, вы удержитесь от раскаяния в совершении чего-то хорошего (например, от сожаления, что, занимаясь благотворительностью, сократили свой банковский счет) и к тому же избави­тесь от зависти к добрым делам окружающих, от соперничества с ними.

5. Просьба. Попросите Будд, уже достигших Просветле­ния, но еще не начавших учить, сделать это во имя тех, кто страдает.

6. Мольба. Умоляйте Будд не покидать этот мир. Это особенно относится к тем Буддам, которые много учили и теперь готовы уйти.

7. Посвящение. Вместо того чтобы стремиться к прехо­дящему счастью и комфорту (в этой жизни или в следующей) или просто хотеть освободиться из круго­ворота существования, посвятите себя достижению высшего Просветления. Думайте так: «Пусть мои


100

поступки помогут достичь полного и совершенного Просветления во имя всех чувствующих существ».

Затем представьте себе, как вся Вселенная очища­ется, и вручите ее со всеми мыслимыми в ней чудесами Буддам и Бодхисаттвам. Это подношение особого рода: вы дарите всё, что можно пожелать, тем, кто учит состраданию, тем самым укрепляя в себе способ­ность его проявлять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: