ПОДДЕРЖАНИЕ РЕШИМОСТИ В БУДУЩИХ ЖИЗНЯХ




В будущих жизнях ваше сострадательное стремление достичь Просветления может ослабеть. Воспрепятствовать этому можно, избегая четырех нижеперечисленных пагуб­ных действий, а также следуя четырем благотворным практикам, описанным вслед за ними.

Четыре пагубных действия

1. Обманывать таких высоких лиц, как настоятель, мастер посвящений, лама или равный вам практикующий, относительно совершенных вами пагубных действий.

2. Вызывать у других сожаление о совершаемых ими полезных действиях.

3. Критиковать тех, кто проявляет сострадание к другим, или преуменьшать их заслуги.

4. Обманывать или неправильно трактовать что-то для получения от других помощи.

Четыре благотворные практики

1. Никому ни в чем не лгите. Бывают исключения, когда ложь может принести огромную пользу другим, но такие случаи крайне редки.

2. Прямо или косвенно помогайте другим продвигаться к альтруистическому Просветлению Будды.

3. Относитесь к Бодхисаттвам с таким же почтением, как и к Будде. Поскольку мы не знаем, кто является


106

Бодхисаттвой, а кто нет, нам следует почтительно относиться ко всем живым существам. Как правило, нужно просто ставить их выше себя.

4. Никогда никого не обманывайте и всегда оставайтесь честны.

Если вы приняли решение целеустремленно применять эти практики для достижения состояния Будды во имя других, дайте такое обещание: «Я буду тверд в своем намерении и никогда от него не отступлю». Те же, кто не в состоянии всё время оставаться на таком уровне, могут воздержаться от этого обещания, просто мысленно произнеся: «Пусть я достигну высшего Просветления ради всех существ!» Лю­ди, не являющиеся буддистами (христиане, иудаисты, му­сульмане и другие), могут выработать в себе не менее похвальное заботливое отношение к другим, мысленно обещая: «Я буду оказывать помощь и приносить счастье всем существам».

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Когда ваше стремление достичь Просветления доста­точно окрепнет, вам следует воплотить его в действие. Такие поступки называются действиями Бодхисаттв, и главными среди них являются шесть совершенств:

1. Щедрость. Включает в себя пожертвование матери­альных ценностей, таких, как деньги, одежда, еда;

проявление любви; передачу другим знаний о духов -

107

ных учениях и практиках; облегчение страданий всех живых существ, оказавшихся в трудной ситуации:

помогайте даже муравью, попавшему в лужу.

2. Нравственность. Под ней прежде всего подразуме­вается альтруистическое мировоззрение и поведение Бодхисаттвы.

3. Терпение, проявляемое в тяжелых ситуациях, а также при выполнении трудных задач, таких, как постижение учений и долговременная практика.

4. Усердие, поддерживающее энтузиазм в совершении добрых дел и способствующее воспитанию других совершенств.

5. Концентрация — практика целеустремленной, интен­сивной медитации (она описывается в следующей главе).

6. Мудрость, необходимая для понимания природы кру­говорота существования и непостоянства, а также обусловленного проявления и пустоты.

Шесть совершенств, в свою очередь, могут быть сведены к трем практикам Бодхисаттв: совершенствованию нрав­ственности (включающей такие совершенства, как щед­рость и терпение), совершенствованию концентрации, а также совершенствованию мудрости. Для всех этих уп­ражнений требуется совершенство в усердии. Таким обра­зом, все эти шесть совершенств оказываются включены в


108

тройственную практику нравственности, медитации и муд­рости, которая и является главной темой данной книги.

Когда человек в самой глубине своего сердца приходит к убеждению, что он должен совершать действия Бодхисаттв (следовать шести совершенствам или же тройствен­ной практике), для него наступает время дать обеты Бодхисаттв, провозглашающие практическое намерение до­стичь Просветления.

В силу своей природы все живые существа объединены желанием достичь счастья и избежать страдания. Мы схожи также в том, что для нас возможно избавиться от страдания и достичь счастья, на которое мы имеем равные права. Так в чем же тогда разница между вами и всеми остальными? Будучи в единственном числе, вы — мень­шинство. Легко видеть, что интересы колоссального числа чувствующих существ, которые надеются на счастье и желают положить конец страданиям, более важны, чем интересы одного человека. Поэтому будет в высшей сте­пени разумно, если вы посвятите себя принесению пользы множеству других существ, телесно, словесно и мысленно помогая им и отвергая мировоззрение, предполагающее заботу лишь о себе самом.

109



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: