НЕВЕДЕНИЕ —ПРИЧИНА НЕСОВЕРШЕННЫХ СОСТОЯНИЙ УМА




Коль скоро «в уме ума не найти; природа его — ясный свет», такие загрязненные состояния ума, как привязан­ность и ненависть, не являются частью его природы, а обусловлены нынешним или прошлым неведением — ошибкой сознания относительно собственного существова­ния. В основе всех несовершенных состояний ума лежит неверное сознание. Неведение — это форма сознания, заблуждающаяся относительно объекта своего рассмотре­ния, не обладающая в своей основе правомерным осмыс­лением.

Ошибочное осознание и осознание, имеющее должную основу, постигают явления противоположными путями, а значит, исключают друг друга. Когда благодаря своей практике вы усвоите правильные воззрения, то будете естественным образом избавляться от ошибочных состоя­ний ума. Сама система буддийских учений основана на естественных противоположностях. Мы стремимся к счастью и хотим избежать страдания. Та боль, от которой мы желаем избавиться, обусловлена главным образом от­ношением к ней ума, и поскольку непосредственный или косвенный источник внутренних страданий — пагубные эмоции, нам нужно выяснить, существуют ли силы, спо­собные им противостоять. Так, если гнев обусловливает страдание, мы должны найти противодействующую ему силу. Для гнева такими силами являются любовь и состра­дание. Хотя и гнев, и любовь с состраданием — проявле-


ния сознания, они постигают одни и те же вещи противо­положным образом. Противоположным оказывается и осознание, которое они порождают. Когда в комнате слишком жарко, уменьшить этот жар можно, только внеся в нее что-то холодное. Подобно теплу и холоду, чистые и загрязненные состояния ума противоположны друг другу. По мере того как вы развиваете в себе одно, другое ослабевает. Следовательно, от ошибочных состояний ума можно избавиться: противоядие существует.

Ум как таковой есть относительная истина, в то время как реальность ума, его пустотность, лишенность собс­твенного существования — истина абсолютная. Эти две истины составляют неразрывное целое. Как и в отношении ума, единство двух истин — относительной и абсолютной, существует в отношении любого другого объекта. Наруж­ность объекта — его относительная истина, тогда как отсутствие у него собственного существования — истина абсолютная.

Абсолютная реальность постигается путем рассужде­ний об обусловленном проявлении. Так, например, по­скольку ум является обусловленно проявившейся сущ­ностью, он по природе своей пустотен. Как только рас­суждения об обусловленном проявлении приведут вас к осмыслению пустоты, вы поймете, что каждое явление представляет собой совокупность обусловленного проявле­ния и пустоты; наружность и пустота воспринимаются в этом случае как гармоничное единство.

167

Обусловленно возникшие проявления относительных явлений создают почву для учения о сострадании, имену­емого «широким путем» (поскольку существует огромное разнообразие проявлений). Отсутствие же у проявлений собственного существования создает основу для учения о том, что называют «глубоким путем», так как пустота есть абсолютная природа явлений — мирная, свободная от концепций и единого вкуса. Когда вы посредством меди­тации развиваете в себе неразрывное единство этих двух подходов — широкомасштабного сострадания и глубокой мудрости пустоты, — ошибочные состояния вашего ума претерпевают последовательное преображение. Они посте­пенно удаляются, а взамен появляются совершенные ка­чества ума и тела Будды.

Состояние Будды достигается путем развития в себе мотивации, соединенной с мудростью. Но вклад моти­вации и мудрости в состояние Будды различен. Результа­том воспитания в себе мотивации являются Формные Тела Будды, существующие для принесения пользы другим. Вклад же развития в себе мудрости — это Тело Истины Будды, которое является воплощением вашего собственно­го развития. Каковы же основные формы мотивации и мудрости? Первоначальная мотивация — это направлен­ное на других намерение стать Просветленным, вдохнов­ленное любовью и состраданием и вдохновляющее на сострадательные действия, такие, как щедрость, нрав­ственность и терпение. Главная же форма мудрости —


168

разумное сознание, осознающее отсутствие реального су­ществования.

Основания буддизма подразделяются на три составля­ющие. Его отправной точкой являются две истины — относительная и абсолютная. Из этих двух истин исходит путь с его двумя факторами — мотивацией и мудростью;

каждый фактор рассматривается в соответствии со своей истиной. Плоды буддизма, или результаты продвижения по пути, — это воплощение двух тел Будды: Формного Тела и Тела Истины. Говоря в целом, отталкиваясь от отправной точки (двух истин, относительной и абсолют­ной), вы практикуете два качества пути (мотивацию и мудрость), что приносит вам плоды — Формное Тело и Тело Истины Будды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: