Смысл человеческого существования




Смысл в том, чтобы стать личностью.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.
Индивид – некоторые общие черты, присущие всему роду (речь, прямохождение и проч.).
Индивидуальность выражает единичное, т.е. индивидуальные качества или свойства в человеке. Это черты характера, способности.
Индивид реализует базовые потребности человека.
Личность, а на латыни «persona».
Личность есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее – род, особенное – индивидные качества, единичное – индивидуально-неповторимые качества.
Личность есть субъект целеполагания и волевого решения.
Самостоятельность принимаемого решения. Творчество – саморазвитие.
Что лежит в основе поведения? Если физиология и психология – индивидуальность. Если целевые установки, ценности – личность. Развитие личности – поэтапна и постепенно.

Человек и общество взаимосвязаны – взаимообусловлены. Социализация – освоение социальной роли.
1) Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.
2) Человек — это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.
"Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.
Возможность ошибки: коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное
3) Человек един, но не однороден, не одномерен. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объеди­нено каждой конкретной личностью.
Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспи­тывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно­го направления — потребления. Человек-потребитель постепен­но становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
4) Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.
Благодаря научно-технической революции и псевдокультуры человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
5) Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении.
Проблема человека и толпы. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
6) Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
7) Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают про­граммы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без фило­софии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными.
Личность — творец всей человеческой культуры. Цель философии — разработать метод понимания человеческой субъективности.
Такова реальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: