О МОРАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ




Франс де Ваал

Нетрудно распознать две фундаментальные основы челове­ческой морали в поведении животных. Эти две основы элегант­но представлены в следующем золотом правиле; «Веди себя по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя по отношению к тебе». Это правило сводит вместе эмпатию (внима­ние к чувствам другого человека) и взаимность (если другие будут следовать этому правилу, то они будут относиться к вам так же хо­рошо, как относитесь к ним вы). Человеческая мораль, как нам из­вестно, немыслима без эмпатии и взаимности — качеств, которые присущи приматам.

Например, довольно часто после того, как один шимпанзе ата­кует другого, свидетель этой схватки подходит к побежденному шимпанзе и обнимает его. Мы документально зафиксировали сотни таких случаев. Типичным результатом такого выражения сочувствия оказывается прекращение криков, стонов и других проявлений страдания. Фактически эта склонность к ободрению других является настолько сильной, что Надя Кохтс, русская ис­следовательница приматов, вырастившая сто лет назад молодого шимпанзе, утверждала, что если ее подопечный забирался на кры­шу дома, то имелся единственный способ убедить его спуститься вниз. Поскольку лишение пищи не позволяло достичь этой цели, единственный способ заключался в том, чтобы сесть на землю и начать притворно всхлипывать, имитируя страдание от испыты­ваемой боли. Тогда молодая обезьяна быстро спускалась с крыши и с выражением обеспокоенности на лице обнимала свою хозяйку. Это свидетельствует о силе проявления эмпатии у наших ближай­ших родственников: она превосходила желание получить банан.

Взаимность может наблюдаться в экспериментах с приручен­ными шимпанзе, когда мы даем одному шимпанзе пищу для того, чтобы он поделился ею с другими. Прежде чем делать это, мы из­меряем спонтанную готовность к ухаживанию за другими членами нашей обезьяньей колонии. Кто заботится о ком и как долго. Про­явление заботы — это приятное занятие, а возможность стать объ­ектом заботы ценится очень высоко. В нашем эксперименте мы обнаружили, что если один шимпанзе ухаживал за другим, то это заметно повышало его шансы получения пищи, распределяемой другим шимпанзе. Подобно людям они, по-видимому, отслежива­ли предоставление и получение услуг.

Одна из важных современных тенденций заключается в попыт­ках вырвать мораль из кантианской философии и вернуть ее об­ратно в русло нашей эволюции. Эти усилия поддерживаются не только исследованиями поведения животных, направленного на взаимное сотрудничество, но также и современной нейронаукой. Вместо того чтобы приписывать решение моральных проблем но­вейшим приобретениям нашего мозга, таким как префронтальный кортекс, нейронаука с помощью современных технических средств визуализации высшей нервной деятельности позволяет продемон­стрировать, что моральные дилеммы активируют различные обла­сти мозга, часть из которых намного старше, чем наш человеческий род. Эти области тесно связаны с эмоциями. В недавнем отчете в «Science» рассказывается, как далеко могут заходить эти тенден­ции: мыши демонстрируют более сильную реакцию на боль, если они видят, что боль причиняется их матери.7

Но существует также преемственность в отношении правил спра­ведливого поведения. Когда Сара Броснан экспериментировала с реакциями на разделение вознаграждения, она обнаружила, что одна обезьяна выбрасывала огурец — менее вкусный продукт, ко­торый она все же обычно съедала с удовольствием, — если другие обезьяны получали что-то более вкусное, например виноград, за выполнение того же самого задания. По-видимому, мы не являем­ся единственными существами, признающими какие-то социаль­ные ситуации неприемлемыми.

Не так давно у меня состоялась беседа с философами, посвя­щенная обсуждению вопросов происхождения морали у животных (материалы этой беседы можно найти в моей книге под назва­нием «Приматы и философы»). Эти философы всячески указывали на различия между людьми и остальными живыми существами.8 Я не отрицаю, что такие различия существуют, но философы гово­рят о них давным-давно, им пора уже прекратить заниматься про­славлением человеческого разума. Сначала необходимо понять что существует значительное сходство между психологией людей и психологией животных, в том числе и в эмоциональной сфере, и лишь затем приступать к анализу различий.

(Франс де Ваал, автор многих книг, является директором и со­учредителем Центра по изучению связей в живом мире, открытом при Национальном центре изучения приматов Университета Эмо­ри в Атланте, Джорджия.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: