Умственные способности животных




Экман: Меня радует тот факт, что вы пришли к согласию с Дарвином.

Но я хотел бы вернуться к приведенным вами примерам. Пер­вый, довольно простой, имеет отношение к людям, которые ни­когда не знали бедности, но активно занимаются филантропией и помогают нуждающимся. Если они никогда не жили в нужде, то почему они это делают? У меня есть свое объяснение, но я хотел бы услышать ваше.

Далай-лама (через переводчика): Я понимаю эту ситуацию так, что хотя они сами никогда не жили в нужде и не имеют подобно­го жизненного опыта» тем не менее они являются человеческими существами, прекрасно понимающими, что такое страдание. Это знает каждый человек. И поэтому они имеют определенное пони­мание страданий бедных людей.

Что касается животных, то здесь дать объяснение будет труд­нее. Животные не обладают таким же интеллектом, как и мы. Человеческий интеллект играет здесь важную роль. Но даже среди животных степень умственного развития, по-видимому, яв­ляется неодинаковой. Возьмем, к примеру, москитов и бабочек: их действия и состояние их разума быстро меняются — они на­правлены на обеспечение выживания. Их интеллект, в сравнении с интеллектом млекопитающих, является более слабым. Их спо­собность испытывать сочувствие или сострадание также является более слабой. Возможно, чтобы испытывать сочувствие или со­страдание, им необходимо ощутить боль самим. Но люди для по­нимания чужих страданий могут использовать свой ум.

Экман: Вы говорите, что в буддизме под живыми существами понимаются чувствующие существа и что сознание является глав­ной отличительной особенностью жизни. Это с вашей точки зре­ния...

Далай-лама: Жизнь. Она охватывает всех живых существ. Чув­ствующие существа не просто живут, у них имеются также обяза­тельства и чувства. Чувства — боли и удовольствия. (Через пере­водчика.) Здравый смысл заставляет нас верить в то, что «жизнь» охватывает не только чувствующие существа, но также и оду­шевленные предметы, такие как растения, цветы и все живое. Поэтому никто не скажет: «Этот благоухающий цветок или это дерево, давшее молодые побеги, мертвы». Живые существа об­ладают способностью понимать различия между событиями. Их жизнь определяется чувствами — или знанием. Это мы называем «чувствующим существом».

Экман: Итак, чувствующее существо должно знать об удоволь­ствии и боли.

Далай-лама: Да.

Экман: Давайте сделаем следующий шаг. Вам нужно иметь па­мять для удовольствия и боли?

Далай-лама: Это тот же предмет, который мы только что обсуж­дали, разум или сознание. Обычно мы говорим обо всех живых су­ществах, что они обладают сознанием, — все, кого мы называем «чувствующими существами».

Экман: Да, это так. Потому что, если вы возьмете муху...

Далай-лама: Да. Она тоже обладает сознанием, да.

Экман: Муха способна испытывать боль.

Далай-лама: Да.

Экман: Она старается избегать того, что, как ей известно, спо­собно причинить ей вред.

Далай-лама: О да.

Экман: И она знает, что ей нравится.

Далай-лама: Да.

Экман: Но имеется мало оснований для того, чтобы считать это сознанием.

Далай-лама: Возможно, это так. Если английское слово «con­sciousness» (сознание) соответствует более сложному типу мышления, то да.

Экман: Итак, когда вы говорите «сознательный», то вы имеете в виду только «опыт»?

Далай-лама: Когнитивный.

Экман: Только то, что они ощущают это, или то, что они могут думать об этом?

Далай-лама (через переводчика): С буддистской точки зрения мы считаем нужным использовать слово «разум», которое перево­дится на тибетский язык как shepa. Оно подразумевает нечто, что способно понимать. Нечто знающее. Что-то такое, что знает.

Экман: Хорошо, почти каждый организм, включая амеб, учит­ся.

Далай-лама: Амебы — чувствующие существа. Амеба с боль­шой вероятностью является чувствующим существом.

Экман: Чувствующим существом, потому что она способна учиться.

Далай-лама (через переводчика): Да. Однажды, дискутируя в этой комнате, мы пришли к выводу о том, что те существа, ко­торые способны перемещаться из одного места в другое не толь­ко за счет усилий их матери, но по своей собственной инициативе, являются чувствующими существами. Поэтому тогда мы призна­ли амеб самыми малыми чувствующими существами или одни­ми из самых малых. Но как вам известно, существуют и микробы. А также, к примеру, сперматозоиды, бактерии. Здесь мы также наблюдаем определенное движение...

Экман: Да.

Далай-лама: …но оно возникает главным образом из-за химиче­ских угроз. Я не знаю.

Экман: Позвольте мне кратко рассказать вам об одном экспери­менте с макаками, который поднимает несколько вопросов, име­ющих отношение к обсуждаемым нами темам. Эксперимент за­ключался в следующем. Обезьяна для получения пищи должна была сильно натягивать цепь. Но всякий раз, когда она натягива­ла цепь, она причиняла боль своей матери и могла видеть ее стра­дания. Обезьяны в буквальном смысле морили себя голодом — од­на пять дней, а другая двенадцать, но отказывались натягивать цепь. Так происходило, когда страдания причинялись хорошо знакомой им обезьяне. Если же эта обезьяна была незнакомой, то тогда период, в течение которого подопытная макака предпочи­тала не натягивать цепь, оказывался намного короче. День или два, но не пять и не десять. Если цепь причиняла страдания не макаке, а обезьяне другой породы, то попытки натягивать цепь также откладывались на какой-то срок, хотя и не такой продол­жительный, как в том случае, когда страдания причинялись зна­комой макаке. Обезьяны ведут себя подобно многим людям. Они проявляют со­страдание и готовность к самопожертвованию, когда дело касает­ся их соплеменника, а не существа другой породы.

Далай-лама (через переводчика): Но в семье, даже у птиц, вы можете наблюдать примеры того, как матери проявляют готов­ность пожертвовать собой ради спасения своего потомства.

Экман: Мне кажется, что пойти на жертвы ради своих детей не так трудно. Труднее сделать это ради дальних родственников и еще труднее — ради незнакомых людей.

Далай-лама: Да.

Экман: Вопрос, разумеется, заключается в том, где вступает в де­ло разум. Определяется ли это только разумом, когда я полагаю, что мое благополучие зависит от каждого человека в этом мире? Это мышление? Или это имеет эмоциональную основу? Является ли выработка сострадания чисто умственным процессом? Вы учи­те людей тому, что их благополучие зависит от благополучия всех

окружающих. Достаточно ли прочитать соответствующую книгу для того чтобы начать проявлять сострадание? Или сострадание основывается на чем-то другом?

Далай-лама (через переводчика): Здесь все немного сложнее В значительной степени это вопрос знания и приложения умствен­ных способностей. Я думаю, что в соответствии со здравым смыс­лом буддисты понимают, что существует эволюционный процесс развития сострадания к другим людям, выходящий за ограни­чения, имеющиеся у человека на данный момент. Вероятно, это не является характерным только для буддистского понимания; в христианстве, по-видимому, также имеется понимание необхо­димости процесса развития. Прежде всего вы должны получить определенное знание — из прочитанной книги или от других лю­дей. В основе буддизма положение о взаимозависимой природе интересов человека и окружающих его людей, гуманное отноше­ние друг к другу, равное право каждого на стремление к счастью и преодолению страданий.

Таким образом, прежде всего — это знание. Вы должны полу­чить его из книг или услышать от других людей. Затем вы должны постоянно помнить об этом знании и стараться укоренить его в се­бе посредством постоянного размышления или медитации до тех пор, пока оно не станет вашим внутренним убеждением. Тогда оно становится неотъемлемой частью вашего разума, и вы твер­до верите в его правильность. Когда вы вырабатываете в себе та­кое убеждение, вы уже не можете отказаться от него. Однако для этого вам нужно постоянно напоминать себе о нем, размышлять о нем, лучше знакомить себя с ним, вырабатывать соответствую­щую привычку, превращать ее в неотъемлемый элемент вашей умственной деятельности.

Тогда вы сможете достичь состояния, когда это происходит спон­танно. В тот момент, когда вы думаете о других, сострадание про­является безо всяких усилий. В этом состоянии возникает эмоция, потому что сострадание начинает испытываться (переживаться) вами, появляется интенсивность. Это больше не находится на уров­не размышления.

Подобным образом человек, исповедующий христианство, дол­жен прочитать Библию или услышать от кого-то о том» что все существа на Земле появились благодаря единому Создателю. Появ­ляется общее понимания гуманности, общее понимание того, что все мы являемся Божьими твореньями. На основе этого понима­ния вы можете научиться тому, как сочувствовать другим, вы­ходя за границы вашего Я, как интернализовать, присвоить себе это знание и достичь состояния, в котором вы почувствуете в себе прочную убежденность. Затем, когда вы почувствуете в себе эту убежденность, вы сможете принять эту ценность и сделать ее ча­стью вашей жизни.

В условиях светской жизни кто-то может прочитать отрывок, подобный приведенному отрывку из Дарвина, который создает условия для возникновения потребности в этих высоких мораль­ных чувствах и потребности в том, чтобы распространять их на всех окружающих. Вы можете также дополнить это знакомством с последними открытиями медицинской науки, показывающими, как тесно связано сострадание с благополучием человека, его пси­хическим и физическим здоровьем, счастливым состоянием разу­ма и тому подобным. Как только вы поймете эти выгоды и станете регулярно размышлять о них, вы достигнете состояния, когда вы почувствуете себя глубоко убежденным в его ценности. Затем на основе этой убежденности возникнет искренняя заинтересован­ность, готовность сострадать и восторженное стремление сделать это частью вашей жизни. И вновь это произойдет тогда, когда воз­никнет эмоция. Сострадание становится бесконечным и неиска­женным только благодаря тренировке разума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: