О ТРЕНИРОВКЕ СОСТРАДАНИЯ




Чарльз Рейсон

В начале 2006 года я и мои коллеги обследовали группу здоровых студентов-первокурсников (общим числом шестьдесят один), кото­рые были выбраны случайным образом, либо для шестинедельно­го курса обучения медитации, сконцентрированной на сострада­нии, разработанного геше Лобсангом Тенцином Неги, либо в ка­честве членов контрольной группы, проводивших дискуссии по во­просам обучения здоровому образу жизни. В соответствии с пла­ном эксперимента студенты участвовали в лабораторных испыта­ниях, разработанных для имитации многих стрессовых ситуаций, которые стали особенно проблематичными в нашей повседневной жизни. Студенты, которые основную часть времени занимались медитацией, сосредоточенной на сострадании, демонстрировали более слабые реакции автономной нервной системы, измеряе­мые частотой сердечных сокращений во время действия фактора стресса. Наблюдалась также прочная корреляция между време­нем практики и ослабленной реакцией на фактор стресса в группе, обучавшейся медитации, причем те, кто занимались дольше всех, имели более слабую реакцию на фактор стресса, чем члены кон­трольной группы и те, кто обучался медитации меньшее количе­ство времени.

Хотя эти результаты требуют повторения, тем не менее они го­ворят о том, что студенты, в течение шести недель обучавшиеся медитации, сконцентрированной на сострадании, демонстри­ровали изменение восприятия стресса и физической реакции на Стресс таким образом, что они в меньшей степени ощущали угрозу и страдание и поэтому реагировали на тест проявлением меньшей активности стрессовой системы и более слабой активацией си­стемы, возбуждающей физиологические реакции тела. Поскольку хроническая активация этих систем ассоциировалась с развитием нескольких болезней, то эти результаты позволяют предполагать, что практика медитации, сконцентрированной на сострадании, сможет со временем обеспечить защиту от многих физических не­дугов.

(Чарльз Рейсон занимает должность старшего преподавателя кафедры психиатрии и бихевиоральных наук медицинского факультета университета Эмори.)

Далай-лама: Да, это так.

Экман: В настоящее время многие ученые работают над тем, как измерить сострадание. Нам также необходимо то, что на данный момент я называю стрессометром, — устройство, способное бы­стро оценивать уровень вашего физиологического возбуждения, когда вы впервые попадаете в наш «гимнастический зал». Я толь­ко что получил финансовые средства, которые позволят неболь­шой группе ученых заниматься разработкой и оценкой такой прибора. Мы также рассматриваем возможность создания специальной камеры для ослабления стресса, которая помогала бы вам, возможно за счет биологической обратной связи, возвращаться в более спокойное состояние. В этой камере должны использовать­ся визуальные или звуковые сигналы, фокусирующие ваше вни­мание на действиях, необходимых для снижения уровня вашего физиологического возбуждения. Разработка стрессометра и каме­ры для ослабления стресса потребует программы научных исследований, рассчитанной на несколько лет, но я уверен, что затра­ченные усилия окупятся сторицей.

Нам необходимы комнаты для стимулирования воодушевле­ния, в которых можно будет смотреть фильмы о людях, совер­шивших героические поступки. Знакомство с такими поступками улучшает моральный настрой, а испытываемая при этом радость должна стимулировать людей проявлять больше сострадания.

Нам нужны также комнаты для развития метавнимания, воз­можно с биологической обратной связью, чтобы помогать учиться тому, как осознавать эмоциональный опыт в каждый момент вре­мени» Когда ваш разум что-то отвлекает, не позволяя ни на чем со­средоточиться, то такой тип информации помогает восстановить и фокус вашего внимания, и внутреннее равновесие.

Нам необходима комната для занятий, направленных на разви­тие милосердия. Мы должны использовать видеоигры, в которых вы сталкиваетесь с конфликтами и учитесь разрешать их в уважи­тельной манере. Другие игры могут предоставлять возможность совершения сострадательных поступков и поощрять стремление к сотрудничеству, а не к соперничеству. Например, в Израиле на тель-авивском пляже я наблюдал игру, в которой один играю­щий должен был уворачиваться от мяча, который бросали в не­го два других играющих, находящихся спереди и сзади от него. Такая игра основана на соперничестве. Но возможны и групповые упражнения, когда вы выполняете задания вместе с другими людьми. В таких группах вы получаете поощрение и поддержку, если собираетесь проявлять больше сострадания.

Я нарисовал общий план, но я думаю, что все это каким-то об­разом может быть реализовано и опробовано — с участием как де­тей, так и взрослых. Теперь настало время прикладывать практи­ческие усилия.

Далай-лама: Если цель является достойной, то вы должны сде­лать попытку ее достичь. Это, я полагаю, очень важно. Удачи вам! (Продолжение дискуссии о возможности обучения глобальному состраданию смотрите на www.emotonalawareness.net.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: