Четыре благородные истины




Общая структура буддийской практики основывается на Четырех благородных истинах, которые были преподаны Буддой в его первом публичном учении. Эти истины являются фундаментальной основой буддийского пути. Вот эти Четыре благородные истины:

1. Истина о страдании;

2. Истина о его источнике;

3. Истина о его прекращении:

4. Истина о пути, ведущем к его прекращению.

Возможно, мои пояснения касательно общей структуры буддийской практики покажутся вам еще одним повторением, особенно если вы уже знакомы с основами буддизма, тем более что сегодня я собирался дать учение о Дзогчене. Тем не менее, я всегда уделяю внимание объяснению общей структуры буддийского пути, чтобы слушатели имели возможность видеть всю картину в целом и обрести понимание особых практик в свете общей структуры Учения.

Учение Будды о Четырех благородных истинах основано на естественных потребностях и желаниях всех живых существ. Каждый из нас стремится избежать страдания и достичь счастья. Потому практика Дхармы должна представлять из себя такую технику, которая позволила бы нам осуществить эти потребности. Поскольку мы желаем счастья и не хотим страдать, Будда поставил на первое место истину о страдании, чтобы мы могли распознать его и понять, что оно из себя представляет.

Несмотря на то, что мы страдаем, нам все же доступен некоторый уровень счастья. Но счастье постоянно от нас ускользает, потому что мы носим причины страдания внутри себя. Именно поэтому во Второй благородной истине Будда указал на необходимость устранения источника страдания, для чего в первую очередь нужно выяснить, в чем он состоит. В Третьей благородной истине Будда объяснил, что в результате распознавания источника страдания наступает прекращение, состояние, свободное от какого бы то ни было страдания. В Четвертой благородной истине Будда сообщает о том, что есть путь, ведущий к окончательному прекращению страдания.

Из учения Четырех благородных истин можно сделать вывод, что страдание, которого мы избегаем, и счастье, к которому мы стремимся, «зависимы» в том смысле, что они появляются только в результате взаимодействия определенных причин и условий. Учение о Четырех благородных истинах преподает нам принцип взаимозависимого происхождения. Счастье приходит только как результат взаимодействия причин и условий. Страдания можно избежать, но лишь в том случае, если мы способны покончить с породившими его причинами и условиями. Четыре благородные истины указывают на то, что мы должны принять на себя ответственность и проявить собственную инициативу, чтобы следовать по пути, ведущему к прекращению страдания.

Как же это сделать? Согласно Четырем благородным истинам первое, что нужно сделать, — это распознать сам факт страдания. Затем нужно выяснить истоки, или причины, которые создают саму возможность страдания. После чего нужно постараться положить ему конец, что возможно только тогда, когда есть понимание пути, ведущего к этому прекращению. Подведем итог: страдание нужно распознать, затем произвести поиск его причин и положить ему конец, пройдя путь, ведущий к его прекращению.57

Как же распознать самый факт страдания? Существует три уровня страдания. Первый — это очевидное страдание, называемое «страдание от мучений». Второе — «страдание перемен», а третье — «всепроникающее страдание обусловленного бытия».

1. К страданию от мучений относятся такие очевидные его проявления, как боль или остальные типы, которые подходят под обычное определение этого понятия.

2. Страдание перемен относится к тем переживаниям, которые мы обычно называем удовольствием или счастьем, но которые, тем не менее, будучи растянуты во времени, ведут в конечном итоге к неудовлетворенности, разочарованиям и страданию. Допустим, вы стали обладателем нового телевизора, автомобиля или модной видеокамеры. Сначала вы не только почувствуете удовлетворение, но будете довольны и счастливы. Но пройдет совсем немного времени, и эта вещь уже не будет вызывать у вас прежних ощущений. Вам захочется чего-то нового. В результате вы испытаете разочарование. Вы полагали, что получите счастье, но если радовались, то недолго, и вскоре это состояние сменилось чувством разочарования. Страдания перемен относятся к этому типу переживаний.

3. Всепроникающее страдание обусловленного бытия относится к уникальным понятиям буддийского воззрения. Чтобы пояснить этот третий уровень страдания более подробно, следует остановиться на рассмотрении одного из основополагающих принципов буддийской философии известного как «четыре печати». Вот они:

1. Все обусловленные феномены (дхармы) непостоянны и преходящи;

2. Природа всех омраченных феноменов — страдание;

3. Все феномены лишены самобытия;

4. Нирвана — истинный покой.

Обусловленные явления непостоянны

Что же такое непостоянство? Все феномены, которые возникают в результате причин и условий, по своей природе непостоянны, потому что породившие их причины и условия являются одновременно причиной их распада и прекращения существования. Все явления существуют лишь в данный момент времени в том смысле, что миг за мигом они претерпевают процесс изменений и для их распада не требуется никаких особых причин. Чтобы явление распалось и перестало существовать, не нужны никакие дополнительные вторичные факторы, потому что причины и условия, в результате которых это явление возникло, аналогичны причинам и условиям, в результате которых оно прекратит свое существование. Этот факт показывает непостоянство и моментальную природу явлений.58

Обратимся к внешнему окружению. Возле меня стоит цветок, и мы воспринимаем его как нечто отдельное и постоянное. Мы видели это растение вчера, и сегодня оно снова перед нами, поэтому мы считаем, что вчерашнее и сегодняшнее растение — одно и то же. Но стоит нам провести более глубокое исследование, как мы обнаружим, что цветок — это непрерывный поток изменений. Растение проходит через полный цикл, начинающийся с прорастания из семени и роста, затем оно расцветает, постепенно увядает и наконец умирает. Это возможно лишь благодаря тому, что растение по своей природе одномоментно, то есть существует только в каждое данное мгновение.

То же самое относится и к сфере нашего внутреннего опыта: к уму и ментальным процессам. Нам трудно понять и распознать, чем же на самом деле является ум, но по собственному опыту мы знаем, что состояние ума непрерывно меняется, и мы постоянно переживаем различные уровни сознания. Это доказывает, что сознание тоже моментально. Следовательно, у нас есть возможность менять и преобразовывать наш собственный ум.

Итак, не только внешние, но и внутренние явления подвержены процессу изменения. Все, что появляется в результате встречи причин и условий непостоянно и преходяще. Переменчивые феномены, которые зависят от породивших их причин и условий, называют «зависимыми» (тиб.gzhan dbabg can,досл. находящийся под властью другого).

Итак, мы обсудили, что служит основанием для возникновения и развития первых двух видов страдания — «страдания от мучений» и «страдания перемен». Третий тип страдания охватывает все составляющие нашего тела и ума, а также внешние явления, все, что служит основой для возникновения других видов страдания. Оно является всепроникающим, поскольку все наши болезненные переживания страдания проистекают из самого факта нашей непросветленности. Эта основополагающая природа нашего существования и называется «всепроникающее страдание обусловленного бытия».59



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: