Знать основные положения ТЭД Аррениуса и протолитической теории Бренстеда-Лоури.
5. Уметь:
1) рассчитывать концентрацию растворов и переводить в другие способы ее выражения (массовую долю в молярность, нормальность; молярность, нормальность в массовую долю); приготовить раствор с заданной массовой долей, молярностью и нормальностью;
2) вычислять растворимость, массу кристаллизующегося вещества при изменении температуры раствора; объяснять влияние природы вещества, присутствия посторонних или одноименных ионов, температуры и давления на растворимость твердых веществ и газов в жидкостях; объяснять сущность процесса перекристаллизации и осуществлять его практически;
3) составлять уравнения реакций электролитической диссоциации кислот, оснований и солей (средних, кислых и основных), реакций ионного обмена в водных растворах в ионном и молекулярном виде;
4) объяснять сущность кислотно-основного взаимодействия в водных растворах с точки зрения теории Аррениуса и Бренстеда-Лоури;
5) записывать выражение константы диссоциации средних и слабых электролитов, кислотности, основности, произведения растворимости;
6) прогнозировать направление реакций ионного обмена с помощью теорий С.Аррениуса и Бренстеда-Лоури;
7) экспериментально определять рН водных растворов и теоретически рассчитывать рН и степень протолиза в водных растворах кислот, оснований и солей, пользуясь справочными данными;
8) объяснять влияние температуры, одно- и разноименных ионов, присутствия металлов на равновесие в водных растворах электролитов;
9) объяснять и прогнозировать силу кислоты на основании правила Л.Полинга и теории поляризации.
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР)
1. Знать:
1) понятия:
- степень окисления;
- ОВР: межмолекулярные и внутримолекулярные, диспропорционирования и конпропорционирования,
- сопряженная окислительно-восстановительная пара (окисленная и восстановленные формы);
- окисление и восстановление, окислитель и восстановитель;
- электрод, стандартный электродный и окислительно-восстановительный потенциал;
- ряд напряжений;
- ЭДС гальванического элемента;
- диаграмма Латимера;
- электролиз расплавов и растворов электролитов;
2) методы:
- подбора коэффициентов в ОВР: электронного баланса и полуреакций (электронно-ионный);
- вывода среды ОВР, протекающей в водном растворе;
- прогнозирования продуктов в ОВР;
- обоснования направления ОВР.
2. Уметь:
1) определять степень окисления атомов по химическим формулам и прогнозировать возможные степени окисления атомов по стороению электронной оболочки;
2) подбирать коэффициенты в ОВР любого типа и выводить среду, если реакция протекает в водном растворе;
3) прогнозировать продукты ОВР, составлять уравнения реакций и определять их направление.
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
1. Знать, уметь, описывать:
1) понятия: комплексное соединение (комплекс), комплексообразователь, координационное число, лиганд (адденд), дентантность лиганда, внутренняя и внешняя сфера комплексного соединения, координационная формула, катионный, анионный и нейтральный комплекс, константа устойчивости (нестойкости) комплекса, многоядерный комплекс, циклический комплекс (хелатный, внутрикомплексное соединение), хелатный эффект, кластер, сверхкомплекс;
2) классификацию комплексных соединений по следующим признакам:
- принадлежности к определенному классу неорганических соединений,
- заряду внутренней сферы,
- природе лигандов,
- внутренней структуре комплекса (числу ядер и наличию циклов);
3) номенклатуру в соответствии с рекомендациями ИЮПАК;
4) основные положения координационной теории Вернера А;
5) сущность классической электростатической теории образования комплексных соединений и ВС для объяснения образования и строения комплексов; иметь представление о внутрисферной и внешнесферной изомерии комплексных соединений.
2. Уметь:
1) составлять:
- координационную формулу комплексного соединения по составу веществ, его названию по ИЮПАК;
- систематические названия (по ИЮПАК) комплексных соединений по координационной формуле;
- уравнения реакций (в молекулярной, ионной формах) образования и разрушения комплексных соединений в водном растворе;
- уравнения диссоциации комплексных соединений в водном растворе;
- уравнения протолитических, окислительно-восстановительных реакций, осаждения и растворения с участием комплексных соединений;
2) определять:
- по координационной формуле комплексного соединения степень окисления комплексообразователя и его координационное число, заряд внутренней сферы, дентантность лиганда;
- направление реакции с участием комплексных соединений;
- по электронному строению частиц возможность участия их в комплексообразовании в роли лиганда или комплексообразователя;
3) объяснять устойчивость, строение комплексных частиц с точки зрения электростатической теории и ВС.