Доходы федерального бюджета




В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. К налоговым доходам федерального бюджета относятся налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий и организаций; налог на доходы физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; налог на производство минерально-сырьевой базы; налог на пользование недрами; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; госпошлина; федеральные лицензионные сборы.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся неналоговые доходы общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли унитарных предприятий и прибыль Центрального банка РФ, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, доходы от внешнеэкономической деятельности;

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ составляют собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов: налог с продаж; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы; регулирующие доходы - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов

Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные законодательством: налог на наследование и дарение, земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; местные лицензионные сборы; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; государственная пошлина.

Неналоговые доходы местных бюджетов включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей

Расходы бюджета

Расходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов это расходы, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают инвестиционные расходыв соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций и субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов, средства из которых расходуются в случае возникновения непредвиденных расходов, например, в связи с авариями или стихийными бедствиями.

Непосредственно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ и других федеральных органов власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальную оборону и национальную безопасность государства; фундаментальные исследования и поддержку научно-технического прогресса; ликвидацию последствий чрезвычайных событий и катастроф; исследование космического пространства; обслуживание и погашение государственного долга; компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий, других социальных выплат и другие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение функционирования органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам и другие расходы.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на содержание органов местного самоуправления; организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.п.; организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований и другие расходы.

Совместно за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов финансируются государственная поддержка отраслей промышленности; обеспечение правоохранительной деятельности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; охрана окружающей среды; социальная политика.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс включает в себя сводное финансовое планирование и прогнозирование; составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета в течение бюджетного года; анализ и контроль исполнения бюджета.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса при разработке федерального бюджета:

1. Составление проекта федерального бюджета. Проект федерального бюджета на следующий финансовый год разрабатывает Правительство РФ, прогнозируя основные показатели социально-экономического развития страны. Готовый проект представляется в Государственную Думу РФ совместно с такими документами, как прогноз социально-экономического развития страны; основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз консолидированного бюджета РФ и другими.

2. Утверждение федерального бюджета в Государственной Думе. В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта бюджета на предстоящий год он рассматривается в первом чтении. При этом обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития России, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы от федеральных налогов и сборов и их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; наличие бюджетного дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного при первом чтении. В третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам. В четвертом чтении в течение 10 дней Государственная Дума рассматривает проект бюджета в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение 5 дней со дня принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в соответствии с Конституцией РФ. Затем федеральный бюджет в виде закона утверждает Президент РФ.

3. Исполнение бюджета. На этой стадии решается важная задача – обеспечение поступления доходов и осуществление расходов в пределах утвержденных бюджетов разного уровня бюджетной системы. Исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов.

4. Составление отчета об исполнении бюджета. На этой стадии осуществляется контроль исполнения бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета составляет Министерство финансов РФ и представляет его в Правительство РФ. Правительство РФ передает его в Государственную Думу и Счетную палату РФ вместе с отчетом об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов и другими документами и материалами: отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ; отчетом о внешних и внутренних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствования и др. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет после получения заключения Счетной палаты РФ и утверждает его.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы бюджета превышают его доходы. Если доходы бюджета превышают его расходы, то возникает бюджетный профицит.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующие: экономический кризис, непродуманная финансовая политика в стране, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофы), значительный рост социальных расходов в сравнении с темпами роста валового внутреннего продукта и др. На уровне РФ источниками финансирования дефицитабюджета могут стать внутренние кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; внешние государственный займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - это форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов. Их целью является финансирование социальных, научно-технических, экологических и иных потребностей.

Внебюджетные фонды можно классифицировать по двум признакам:

по целевому назначению - социальные, экономические, экологические, административно-правовые фонды;

по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые.

Субъектами управления внебюджетными фондами являются специально созданные исполнительные органы и их территориальные подразделения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и др.); федеральные и региональные органы исполнительной власти (Министерство науки и технологий РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.); ассоциации, союзы, объединения юридических лиц; крупные корпорации, концерны.

Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть обязательные страховые платежи; единый социальный налог; налоги и сборы, закрепляемые за конкретными внебюджетными фондами, добровольные взносы юридических и физических лиц; бюджетные средства; доходы от коммерческой деятельности и оказания платных услуг; займы и кредиты.

За счет средств внебюджетных фондов обеспечивается социальная защита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы, поддержание здоровья человека и его жизненного уровня; финансовое обеспечение научно-технического прогресса, охраны окружающей среды, поддержание правопорядка в стране и исполнение судебных решений; формирование условий для роста занятости населения, переквалификация рабочей силы. Главным источником доходов внебюджетных фондов является единый социальный налог. Он был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: