Вопрос 3. Бюджетное устройство, процесс, классификация, система. Принципы их организации.




Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета всех уровней основанная на эк-их отношениях и госустройстве (ст. 10 БК РФ). В зависимости от госустройства БС бывают 2-х или 3-х уровневые. 2-х уровневые БС свойственны унитарным гос-вам.

Выделяют по уровням: Гос-ые и местные

3-х уровневые БС присущи федеративным государствам. Выделяют: государственный уровень, уровень национального образования и местный уровень. В России 3 уровня:

1 Российский бюджет РФ

2. бюджета нац гос-х административных образований

3. местные бюджеты. Бюджеты муниципальных образований. Они предназначены для образования и расходования ден средств для выявленных функций и задач органов местного самоуправления.

Сосредоточению фин ресурсов в различных уровнях, органах БС позволяет соответствующим органам гос власти иметь фин базу для реализации одних полномочий.

Важно что бы доходы и расходы бюджетов находились в полном соответствии с разграничением функций органов власти по уровням управления.

Поэтому БС строится по следующим принципам

1. принцип единства, он обеспечивается единой правовой базой, единой ден системой, единством форм фин документации, едиными принципами бюджетного процесса, едиными санкциями за нарушения законодательства и единым порядком финансирования бюджетных расходов всех уровней.

2. принцип разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, т.е. соответствующие доходы и полномочия по осуществлению расходов закреплены за органами гос власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления

3. принцип самостоятельности бюджетов всех уровней он выражается в наличие у каждого бюджета права: самостоятельно осущ-ть бюджетный процесс; право на наличие своих источников доходов; право самостоятельно расходовать свои доходы и определять источники финансирования дефицита бюджета.

4. принципы полноты отражения доходов и расходов бюджета означает необходимость отражения доходов и расходов в полном объеме и в обязательном порядке

5. принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем расходов должен быть равен сумме объеме доходов + источники финансирования бюджета. (размер финансирования ограничен БК)

6. принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств состоит в достижении заданных результатов с использованием минимальных объемов средств.

7. принцип достоверности означает надежность всех показателей бюджета их адекватность к существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к краху.

8. принцип гласности. Публикация законов о бюджете об их исполнении в открытой печати. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

9. принцип адресности

10. принцип общего или совокупного покрытия расходов, т.е. все расходы покрываются общей суммой доходов и поступлений, т.е. не могут быть увязаны с определёнными расходами (кроме целевых бюджетных фондов)

Бюджетная классификация

основным методологическим документом на основе кот составляются и исполняются бюджеты, являются бюджетная классификация.

БК является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектов классификации группировочных кодов.

БК предназначена для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

БК осуществляет группировку доходов и расходов бюджета,, источников покрытия дефицита бюджета по следующим направлениям:

1. классификация доходов

2. функциональная классификация расходов

3. экономическая классификация расходов

4. классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов

5. классификация видов гос внутренних доходов РФ и субъектов РФ.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории РФ и используются при составлении утверждений и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов.

Бюджетный процесс

БП – это регламентируемая нормами права деят-ть органов гос власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов всех уровней и гос внебюдж-ых фондов, а также по контролю за их использованием. Время, в течение которого длится бюджетный процесс, называется бюджетным периодом. Бюджетный период делится на стадии:

· составление

· рассмотрение

· исполнение бюджетов

· утверждение отчетов об исполнении

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы. Присущие только бюджетному процессу, соблюдение кот дает возможность использовать госсредства экономично и с максимальной пользой для общества.

Принципы:

1. единства и полноты охвата всех доходов и расходов

2. реальность бюджета

3. гласность и публичность его принятия

4. ежегодность

5. специализация показателей бюджета

бюджетный процесс должен начинаться за полтора года до фин года, когда будет действовать проектированный бюджет.

Приблизительно до 15 августа вводят распоряжения правительства о разработке бюджета. В течение месяца министерство эк-ки разрабатывает прогноз социального и эк-го развития страны.

Министерство финансов рассылает классификации доходов и расходов бюджетов их нормативы по сферам дея-ти кот надо будет придерживаться при разработке смет. В свою очередь мин-во в республиках предоставляют свои предложения в виде росписи доходов-расходов и свои бюджеты в вышестоящие уровни.

15 октября мин-во Финисов предоставляет в правительство проект бюджета, а правительство переносит в гос думу. одновременно с проектом бюджета в гос думу предоставляются следующие документы:

предварительные итоги социально - экономического развития России за истекший год. Прогноз социального развития на предстоящий период. Прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год. Основные направления бюджетной и налоговой политики федеральные целевые программы – программы развития регионов, федеральную инвестиционную программу, поквартальное распределение доходов и расходов дефицита бюджета на текущий год, и оценка, ожидаемая исполнением федерального бюджета за текущий год. Пакет документов направляют в комитет по бюджетам, налогам,, банкам, финансам для рассмотрения.

В гос думе проходит 4 чтения. Принятый в гос думе закон о бюджете в течение 5 дней направляется для рассмотрения в совет федераций. В случае отклонения закона создается согласительная комиссия. Если все хорошо, то в течение 54 дней президенту на подпись.

На подписание президенту-14 дней, через неделю публикуется.

Если до начала финансового года бюджет не будет принят, то государственная дума принимает закон о финансировании госбюджета из федерального бюджета в первом квартале текущего года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: