Понятие культуры: сущность, специфика, функции. Культура и цивилизация.




В теории культуры существует целый ряд ее определений как особого феномена (явления) общественной жизни, от описательных до символических. В самом общем виде культурой называется система положительных (возвышающих человека над природой) материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социальную действительность человечества во всех сферах его бытия. В соответствии с таким определением следует различать культуру материальную и культуру духовную, в основе которых лежат соответственно материальные и духовные потребности человека. Основными социальными функциями культуры являются приспособительная, познавательная, информационная, коммуникативная, нормативная и гуманистическая функции. Начиная с античности, в философии сложилось четкое представление о трех ликах культуры: Истине, Добре и Красоте. Культура – это инобытие человеческого духа, представленное в знаках (символах). Человек может сформулировать самому себе, выразить и передать другим людям ценности культуры только в той или иной знаковой, символической системе естественного или искусственных языков, в символах искусства и технических артефактов. Важнейшей проблемой является проблема перевода одной системы символов в другую, без чего невозможно взаимодействие различных культур. Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества, это все человечество во всем его богатстве. Одна из глобальных проблем современности – отрыв культуры от широких народных масс, уделом которых остается массовая культура, т.е. ее нижние этажи.

 

61. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

В истории человечества взаимодействие цивилизаций представлено в широком диапазоне – от мирного взаимовлияния до самоизоляции и открытого противостояния. Проблема столкновения цивилизаций как общесоциологическая проблема была поставлена английским ученым А. Тойнби. Он пришел к выводу о существовании общей психологии межцивилизационных конфликтов. Основным межцивилизационным конфликтом современности является конфликт между исламской и христианской цивилизациями, линия которого проходит между бедным, слабым, отсталым, мусульманским Югом и богатым, сильным, передовым, христианским Севером. Ведущую роль в этом конфликте играют не народные массы мусульманских и христианских стран, а их правящие элиты. В мусульманском мире возникло движение исламского фашизма как ответная реакция на открытое стремление США к мировому господству. Преодоление и предупреждение межцивилизационных конфликтов лежит на пути нового устройства мира, основанного на многополярности и многоцивилизационности при безусловном отказе современной техногенной христианской цивилизации от признания себя единственной достойной человека.

Под стратегией будущего понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф.

 

62. Глобальные проблемы человечества, их типология.

Под глобальными проблемами понимаются общечеловеческие проблемы современности, затрагивающие как мир в целом, так и отдельные регионы и страны. Среди наиболее существенных проблем такого рода можно выделить следующие: экологическую проблему сохранения естественной среды обитания; демографическую проблему, связанную с быстрым приростом населения Земли; проблему обеспечения мира между народами и борьбы с международным терроризмом; проблему вандализации (бессмысленного уничтожения) культурных ценностей и др. Экологическая проблема – это проблема сохранения благоприятной для человека естественной среды обитания. Под влиянием деятельности человека происходит нарушение естественных процессов в природных сферах, создающее опасность физического самоуничтожения человечества. Эта ситуация характеризуется как экологический кризис. Пути выхода из него: выработка экологического сознания, направленного на гармонию и сотрудничество человека с природой; совместные действия всех стран планеты по предотвращению необратимых изменений в природе. Современные философы сходятся во мнении о том, что научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что реально совершится в будущем, но и какие формы обретает оно, и какова вероятность данного предположения. Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее (см. схема № 1): - непосредственное; - обозримое; - отдаленное.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: