Тригонометрические функции




Тригонометрия.

I. Логико–математический анализ

А) Ранее изученный материал

Знакомство с тригонометрическими функциями начинается в курсе геометрии 8 класса, когда изучаются понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла через отношение сторон. В 9 классе происходит знакомство с основным тригонометрическим тождеством и связью между данными функциями для одного и того жеугла.

 

Б) Теоретический материал темы

1. Тригонометрические формулы

Радианная мера угла.

Поворот точки вокруг начала координат

 

Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Тригонометрическая окружность.

 

Знаки синуса, косинуса и тангенса


Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества

 



Синус, косинус и тангенс углов а и –а. Четность и нечетность.

 

Формулы приведения


Формулы сложения


Синус, косинус и тангенс двойного угла

 

Формулы понижения степени


Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

 

 

Тригонометрические функции

Свойства функции у = cos x и её график

 

 

Свойства функции у = sin x и её график

 

 

Свойства функции у = tg x и её график

 

Обратные тригонометрические функции

 

 

 

 

2. Тригонометрические уравнения и неравенства.

Методы изучения

А) Простейшие (стандартные уравнения). Частные случаи.

Б) Уравнения, сводящиеся к простейшим

В) Однородные уравнения

Методы решения

А) Преобразования, приводящие уравнение к простейшим.

Б) Решение полученных уравнений с помощью тригонометрической окружности, формулы

С) Применение изученного материала

Для решения задач:

-на доказательство

-на построение

-на вычисления

-преобразование выражений

-решение уравнений и неравенств

Применение в курсе стереомтрии.

Применение в курсе физики при изучении таких тем как баллистика, механическая работа, электромагнитное поле, геометрическая и волновая оптика и др.

Математический аппарат при изучении астрономии.

 

D) Основные методы изучения материала

- постоянная связь с геометрией

- доказательный (вывод и доказательство формул)

- дедуктивный

- установление взаимосвязей между функциями

 

 

II. Место раздела в учебном плане

Курс тригонометрии изучается в 10 классе.

 

III. Цели изучения курса тригонометрии.

Образовательные цели:

- овладение системой знаний и умений в области тригонометрии, необходимых для продолжения образования и применения в практической деятельности.

Развивающие цели:

- развитие алгоритмической культуры;

- развитие математической культуры

- развитие критичности мышления, математической интуиции, логического мышления.

Воспитательные цели:

- воспитание интереса к математике, стремления к использованию математических знаний (в частности, знаний в области тригонометрии) в повседневной жизни,

- воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

 

 

III. Примеры учебных и математических задач.

1. Задачи на вычисление

 

 

2. Задачи на доказательство

 

3. Преобразование выражений

 

4. Построение графиков

 

5. Уравнения

 

6. Неравенства

Применение в астрономии

Расстояние до ближайшей звезды а Центавра D = 206 265": 0,75" = 270 000 а. е. Свет проходит расстояние до а Центавра за 4 года, тогда как от Солнца до Земли он идет только 8 мин а от Луны около 1 с.

 

Учебные задачи

1. Познакомиться с понятиями синуса, косинуса, тангенса и котангенсы и их взаимосвязью.

2. Познакомиться с тригонометрическими функциями, их графиками и свойствами.

3. Научиться применять полученный теоретический материал при решении различных задач, в том числе и на других предметах.

 

 

Основные положения методики

В изучении тригонометрических функций в школе можно выделить два основных этапа:

Первоначальное знакомство с тригонометрическими функциями углового аргумента в курсе геометрии (8-9 класс).

 

Систематизация и расширение знаний о тригонометрических функциях в курсе алгебры и начал анализа (10-11 класс).

Изучение новых математических понятий и определений.

1. Радианная мера угла

2. Единичная (тригонометрическая окружность)

3. Определения синуса, косинуса и тангенса и их взаимосвязь

4. Тригонометрические формулы

5. Тригонометрические функции их графики и свойства

Понятие об обратных тригонометрических функциях и некоторые математические операции с ними рассматриваются только в связи с необходимостью решения уравнений и неравенств.

6. Уравнения и неравенства

Изучение материала происходит в виде лекционных и практических занятий, на которых полученная теоретическая подготовка должна находить практическое применение при решении задач из различных областей школьного образования.

 

Основные трудности

- тяжелое осмысление понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса введенного с помощью единичной окружности

- большой объем материала, новых понятий и определений (формулы)

- трудность вызывает понятие периодичности функции

- при решении уравнений и неравенств, не подходят многие преобразования применяемые в других разделах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: