Государственный кредит. отличительная особенность государственного кредита – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие гос-ва.




Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и физическими, юридическими лицами с другой стороны, при котором государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора

Заемщик. Использ-е для финансирования:

-бюджетного дефицита

-образовавшейся задолженности

Кредитор. Используется для поддержки отдельных предприятий, территорий, программ.

Характеристики государственного кредита:

1.добровольный характер, 2.срочность, 3.возвратность, 4.платность, 5.обеспеченность имуществом государства, находящимся в его собственности, 6.нецелевой характер на уровне центра, правительства, но на более низком уровне власти – целевая направленность.

Функции: распределительная(форм-е и распр ден. Ср.го-ва), контрольная(контроль за целевым использ-ем, возрвратностью, платностью), регулирующая(воздейтв-е на ден..систему, произ-во, потребл-е)

Классификация заимствований:

1.внутренние заимствования; 2.внешние заимствования.

Различают:

а) внутренний госдолг – это госдолг РФ + государственный долг субъекта РФ.

б) внешний госдолг – это обязательство, возникающее в иностранной валюте.

Управление гос.кредитом на уровне РФ осуществляют:

1.Федеральное собрание РФ, которое устанавливает:-предельные размеры внутр. И внешнего долга, - объемы заимствований, - объемы предоставляемых кредитов.

2.Правительство РФ, которое устанавливает – предельные объемы выпуска ценных бумаг

3. Минфин РФ, которые устанавливает: - конкретные сроки и объемы выпусков ценных бумаг, -выступает эмитентом ценных бумаг

 

8. Доходы федерального бюджета, их состав и структура Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Основной источник доходов - это налоги.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги выполняют две основные функции:

·фискальную;

·регулирующую.

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).

Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изьятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.

Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Обьектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

·адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;

·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

·комбинированные - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:

·федеральные налоги;

·региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

·местные налоги.

Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субьектов Федерации и в местные бюджеты.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

К неналоговым доходам относятся:

·доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

·доходы от приватизации;

·доходы от внешнеэкономической деятельности;

·доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

 

 

Управление финансами

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Управление - это совокупность приемов и методов

целенаправленного воздействия на объект для дос-

тижения определенного результата.

Управления финансами - это деятельность, свя-

занная с проведением общей финансовой политики

государства, направленная на сбалансированность

всей финансовой системы. Управление финансами

осуществляется через сложившуюся систему отноше-

ний, обусловленную историческими, экономическими

и политическими условиями, и подчинено финансо-

вой политике государства.

Управление финансами осуществляет специальный

аппарат с помощью особых приемов и методов, в том

числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой уп-

равляемой системе, выделяются объекты и субъекты

управления. Объектами выступают разнообразные

виды финансовых отношений; субъектами являются

организационные структуры, осуществляющие управ-

ление.

В соответствии с классификацией финансовых отно-

шений по их сферам выделяют три группы объектов:

1)финансы предприятий (организаций, учреждений),

2) страховые отношения,

3)государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий

(организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

Система финансового управления осуществляется

с помощью финансового аппарата, а финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами.Финансовый аппарат составляют:

1) финансовые органы государства;

2) страховые органы;

3) финансовые службы предприятий.

Управленческие решения принимаются на основе

анализа финансовой информации, которая должна

быть достаточно полной и достоверной, обеспечиваю-

щей принятие обоснованных решений. Финансовая

информация базируется на бухгалтерской, статисти-

ческой и оперативной отчетности.

Управление финансами регулируется высшими за-

конодательными органами через принятие финансо-

вого законодательства, утверждение государствен-

ного бюджета и отчета о его исполнении, введение

или отмену отдельных видов налогов, утверждение

предельного размера государственного долга и дру-

гих финансовых параметров.

В управлении финансами выделяют следующие

функциональные элементы:

1) планирование. В его ходе любой субъект хозяй-

ствования всесторонне оценивает состояние сво-

их финансов и выявляет возможности увеличения

финансовых ресурсов;

2 Оперативное управление - это комплекс мер,

разрабатываемых на основе оперативного анализа

складывающейся финансовой ситуации и пресле-

дующих цель получения максимального эффекта при

минимуме затрат с помощью перераспределения

финансовых ресурсов. Кроме оперативного управ-

ления/различают стратегическое управление, ко-

торое выражается в определении финансовых ре-

сурсов через прогнозирование на перспективу,

установлении объема финансовых ресурсов на реа-

лизацию целевых программ;

3) контроль - это сопоставление фактических ре-

зультатов с плановыми, выявление резервов для

увеличения ресурсов с помощью эффективного хо-

зяйствования.

 

10. Основной капитал коммерческой организации.

Основной капитал- часть активов организации вложенные в основные средства, нематериальных активов, долгосрочные финансовые вложения.

 

11. Консолидированный бюджет РФ, его назначение и особенности.

 

 

12. финансовый механизм и характеристика его звеньев.

В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функции.

Финансовый механизм представляет собой систему организации регулирования и планирования финансовых отношений, способов, форм, методов формирования использованных ресурсов на основе норм и нормативов установленными государством для бюджетной и финансовой системы. В зависимости от этого формируются доходы общества, а так же доходы экономических субъектов.

Элементы финансового механизма: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

 

 

13. Сущность и роль кредита

Сущность кредита определяют как экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу возвратного движения стоимости.

(Формы кредита: банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, представляемого банками взаймы за плату во временное пользование. Банковский кредит – это основная форма кредита. государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Государственный кредит бывает централизованный (проводятся для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района)и децентрализованный (для частичного покрытия расходов местного бюджета). потребительский кредит отражает экономические соотношения между кредитором и заёмщиком по поводу кредитования конечного потребления. коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между предприятиями: продавцом (кредитором) и покупателем (заёмщиком). Кредит представляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за товар (услуги). лизинговый кредит – это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу основных средств производства или товаров для длительного использования, а также финансирования, приобретения не/движимого арендуемого имущества. ипотечный кредит – особый тип экономических отношений по поводу предоставления долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества. международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с представлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.)

 

 

14. Финансы, их сущность и функции.

 

15. Оборотный капитал коммерческой организации и роль финансов в его формировании.

 

Оборотный капитал – наиболее подвижная часть капитала, вложенная в текущие активы.

Структура оборотного капитала:

1. Оборотные средства (материально производственные запасы, непосредственное производство, расходы будущих периодов)

2. фонды обращения(готовая продукция, расчеты с дебиторами, краткосрочные денежные вложения, денежные средства)

В процессе финансовой хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средств служит: банковские и коммерческие кредиты, постоянная минимизация кредиторской задолженности.

 

 

16. потребительское кредитование и его особенности.

потребительский кредит отражает экономические соотношения между кредитором и заёмщиком по поводу кредитования конечного потребления. коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между предприятиями: продавцом (кредитором) и покупателем (заёмщиком). Кредит представляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за товар (услуги).

 

 

17. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны..

 

 

18. Фондовый рынок, его состав и функции.

 

19. Прибыль коммерческой организации, ее формирование и распределение.

 

 

20. формы и виды кредита.

кредит – экономическая категория. Это система перераспред-х отнош м\д владельцами временно своб-х ден-х рес-сов, кот м.б. кредиторами и юр и физ лицами, желающие получить эти ресурсы в свое распоряжение(заемщиками).

Появление кредита возможно лишь в том случае, когда в экон появ-ся временно своб-е ден ср-ва, к-е нужно нарастить путем предоставл-я их на условия платности, срочности и возвратности. Кредит может предоставл-ся в форме: 1.кредта, 2.заема.3.ссуда. 1и2 соверш-ся в ден форме, а ссуда м.б. в ден и в натур.

Виды:

- коммерческий к(предприятия-продавцы товаров(услуг) и п.-покупатели в виде отсрочки платежа за поставленные товары либо предоплаты),

- банковский (кредит.орг. и проч юр. Лица и граждане – денежные средства),

- потребительский (конечные потребители товара(физ.лица) предприятия розничн.торговли или кредитн.организации – в виде отсрочки платежа за купл-е товары либо в денежн. форме),

- государственный (муниципальный) – гос-во или муниципалитеты и физ и юр лица – в денежной форме,

- международный кредит-международные фин-кредитн. Организации в денежной форме)

Ф-и: перераспред-я, контрольная, воспроизв-я.

 

после исчезновения СССР и перехода России на рыночные начала сформировалась след кредитная сист РФ: 1. ЦБ, 2.банковская сист(коммерч банки и сбербанк). 3.спец небанковские кредитные институты(стах компании, инвестиц фонды и т.д.). к концу 94г в Росии насчитывалось 2400 коммреч банков, более 2000 стах компаний и др. появились новые кредитно-фин-е институты:1.ЦБ, 2банковская сист(коммерч банки, сбербанки, ипотечные банки). 3.специализированные небанковские кредитно-фин-е институты(стах компании, инвестиц-е фонды, ПФ, финансово-строит-е компании).

 

21. Лизин г и его особенности.

Лизинг — это долго­срочная аренда машин и оборудования, купленных арендодате­лем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодате­лем на весь срок договора.В ней участвуют арендатор, арендодатель и поставщик оборудования.

Отличие от кредита в том, что оборудование остается на балансе у банка, арендатор не становится собственником.

Различают финансовый лизинг и оперативный. У финансового лизинга более длительный срок и часто по окончании срока разрешается выкуп лизингополучателем оборудования по остаточной стоимости. Оперативный лизинг – на более короткий период. Лизингополучатель возвращает объект лизинга. Различают внутренний и международный лизинг. Международный – когда один из участников лизинга за границей.

 

22. Общая характеристика внебюджетных фондов РФ.

внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

ВФ имеют распределительную и контрольную функцию..

От источников формирования, назначения и масштабов использования – Централизованные (гос-е) ВФ.( -Пенсионный фонд РФ, -Фонд социального страхования РФ, -Федеральный фонд ОМС) и децентрализованные (территориальные ВФ)(для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых задач -1.по реш.рег и муниц орг для реш регион. И местн. Задач 2. для реш отрасл задач, напр. фонд научно-исслед и конструкторск. Разработок)

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (вгосударствах с федеративным устройством они могут находиться и враспоряжении властей субъектов федерации); вторыеи распоряжении органов местного самоуправления.

 

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (пх иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

 

23. виды банковских кредитов.

Банковский кредит — денежная ссуда, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента.Кредиторами могут выступать юридические и физические лица, которые предоставили свои средства в распоряжение заемщика на определенный срок.Заемщик - это сторона кредитных отношений, которая получает денежные средства на определенный срок во временное пользование (в ссуду) и обязана их возвратить в установленный срок.

По назначению кредит бывает:потребительским;промышленным;торговым;сельскохозяйственным;инвестиционным;бюджетным.

По сфере применения различают кредиты: предназначенные для расширения производства; используемые в организации оборотных фондов.

По срокам пользования:краткосрочные (до 1 года);среднесрочные (от 1 до 3 лет);долгосрочные (свыше 3 лет).

По размерам кредиты бывают:крупные;средние;мелкие.

По обеспечению:необеспеченные (распространены в сфере потребительского кредитования);обеспеченные (залогом, гарантией или страховкой). По способу выдачи различают кредиты:компенсационные(Деньги поступают на счет клиента для возмещения его расходов);платежные.(Деньги поступают непосредственно на оплату документов, которые предоставлены заемщиком)

По методу погашения кредиты бывают:погашаемые в рассрочку по частям в несколько приемов;погашаемые единовременной выплатой.

По видам процентных ставок кредиты делят на:ссуды с фиксированной процентной ставкой, которая не подлежит пересмотру в период действия кредитного договора (применяются, как правило, в краткосрочных кредитах. Их достоинство в том, что можно рассчитать свои доходы и расходы. От конъюнктуры рынка результат не зависит);ссуды с плавающей процентной ставкой (зависят от рыночных обстоятельств и могут быть пересмотрены независимо от мнения заемщика).

Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк выдает кредит, то есть выступает кредитором, во втором является заёмщиком.

 

 

24. Пенсионный фонд и его характеристика.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет —второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50% федерального бюджета.

Пенсионный фонд – специализированное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством.

Цель – обеспечение финансовой стабильности, создание условий для регулярных выплат пенсий, повышения пенсий с учетом инфляции.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются: (1) страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; (2) 'ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет); (3) средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным; (4) средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;(5) доходы от капитализации временно свободных средств; (6) беспроцентные ссуды, займы и кредиты; (7) добровольные

Средства Пенсионного фонда направляются на: (1) выплату государственных пенсий; (2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; (3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; (4) финансовое и материальнно-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

 

 

25. Общая характеристика финансового рынка.

Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товаров выступают финансовые ресурсы.

Цель финансового рынка: обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств, их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.

В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые кампании (лизинговые, холдинговые), кампании осуществляющие доверительные проблемы денежными средствами.

Участниками рынка прямых заимствований на ряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки. Дилеры от своего имени за счет приобретают определенные ценные бумаги, по которым на их взгляд ожидается рост котировок. Доход дилера определяется разницей между ценой спроса и предложения. Прибыль дилера зависит прежде всего от характера роста стоимости ценных бумаг и от расходов, связанных с приобретением, хранением и продажей ценных бумаг.Брокеры совершают сделки от имени своих клиентов.

Виды финансовых рынков.

1.По признаку мобилизации средств в структуру финансовых рынков входит: рынки кредитов и займов; рынки ценных бумаг и рынки дериативов; рынки лизинговых и факторинговых услуг; рынки доверительных операций; страховые рынки.

2. По месту нахождения источников: внутринациональные рынки; мировые рынки.

3. По уровню развития рынки делятся на: развитые рынки; развивающие рынки.

Валютный рынок - это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. Это: а) иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты, средство в расчетах). б) ценные бумаги (чеки, векселя);фондовые ценности (акции, облигации) и др. долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. в) драгоценные металлы (золото, серебро, палладий и природные драгоценные камни. Рынок золота – это сфера экономических отношений, связанная с куплей-продажей золота, как с целью накопления и пополнения золотом запаса страны. Рынок денежных средств и рынок капитала. В основе лежат денежные инструменты, если краткосрочные (до года), то объекты денежного рынка, если свыше 5 лет – рынка капитала, пограничная область от года до 5 лет относится к среднесрочным – к рынку капитала. Инструменты этих рынков могут быть: а) денежного рынка(казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банка). б) рынка капитала (долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды). На рынке ценных бумаг, обращаются, поглощаются ценные бумаги и их сертификаты (купоны). На спотовом рынке обмен ценных бумаг на денежные средства осуществляется практически во время сделки. На срочном рынке обращаются срочные ценные бумаги и контракты. Биржевой рынок проходит в специальных финансовых институтах (биржах). Внебиржевой рынок проходит на крупных торговых площадках. Вторичный рынок – это рынок бывшего употребления (купли-продажи ценных бумаг). Цена там выше, чем на первичных. Первичный рынок – это когда ценная бумага продается в первые после ее выпуска. Форвардный рынок – это рынок, на котором стороны договариваются о поставки, имеющихся у них в действительности цен. бумаг с окончательным расчетом к определенной дате в будущем, т.е. цена устанавливается потом по факту продажи. Фьючерский рынок - это рынок, на котором производится торговля контрактами на определенный срок в будущем, цена бумаг устанавливается на момент заключения договора. Опционный рынок – это когда осуществляются купли-продажи контрактов с правом покупки или продажи определенный финансовых инструментов по заранее определенной цене. До окончания его срока действия заранее установленная цена называется ценой исполнения опциона. Рынок свопов - это рынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами. Он гарантирует взаимный обмен между двумя финансовыми обязательствами в определенный момент в будущем.

 

26. Фонд социального страхования.

Фонд социального страхования Средства Фонда формируются за счет• страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;•индивидуальных предпринимателей• доходов от капитализации временно свободных средств;• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов,связанных с предоставлением льгот лицам,пострадавшимвследствие радиационных аварий и их последствий;• добровольных взносов граждан и юридических лиц;• средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: