Субъекты валютно-финансовых правоотношений.




Тема 9. «ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ».

Понятие и основные направления валютно-финансовых отношений.

Субъекты валютно-финансовых правоотношений.

Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.

Понятие и основные направления валютно-финансовых отношений.

Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.

В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.

В России выделяются следу­ющие сферы валютно-финансового регулирования.

1. Регулирование конвертации валюты ( валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты ). Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Од­нако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

2. Регулирование текущих операций с валютой. В боль­шинстве стран, включая Россию, текущими считаются опе­рации, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относится большинство экспортно-импортных операций; в этой области валютное регулирование «переплетено» с таможенным и налоговым.

3. Регулирование движения капитала. К операциям, свя­занным с движением капитала, относят прямые и портфель­ные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком исполнения более 180 дней

4. Валютный контроль. Целью данного вида контроля является обеспечение соблюдения законодательства госу­дарства при осуществлении операций с валютными ценно­стями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в националь­ной валюте. Организация валютного контроля в большин­стве развитых стран относится к компетенции центральных банков.

Таким образом, под финансово-правовое регулирование в России подпадают практически все группы валютных правоотношений.

 

 

Субъекты валютно-финансовых правоотношений.

Практически в каждой стране различают общих и специ­альных субъектов валютно-финансовых правоотношений.

В качестве общих субъектов валютных правоотношений называют «резидентов» и «нерезидентов». Практически все государства используют один подход к их определению (различия только в нюансах).

В Российской Федерации резидентами с читаются:

а) граждане Российской Федерации[1], за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом (на основа­нии вида на жительство);

б) иностранные граждане и лица без гражданства, посто­янно проживающие в Российской Федерации (на основа­нии вида на жительство);

в) юридические лица, созданные в соответствии с зако­нодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — российских юридических лиц;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом, а также постоянные представи­тельства РФ при международных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования, которые выступают в валютных правоот­ношениях.

Нерезидентами в России считаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) иностранные юридические лица;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств и имеющие местонахождение за пределами России;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипло­матические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные ор­ганизации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоян­ные представительства и другие обособленные структурные подразделения нерезидентов — иностранных организаций;

ж) некоторые иные лица (ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Специальные субъекты валютных правоотношений чрез­вычайно разнообразны. В России многие лица могут быть как общими, так и специальными субъектами — в зависи­мости от того, в каком качестве они выступает в валютных правоотношениях.

Специальными субъектами являются:

а) государство (Российская Федерация и субъекты РФ). Российская Федерация обладает компетенцией в области ва­лютного регулирования, закрепленной в Конституции РФ, Федеральных законах «О валютном регулировании и ва­лютном контроле», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О драгоценных метал­лах и драгоценных камнях» и др. В частности, Российская Федерация устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Россий­ской Федерации, полномочия органов валютного регулиро­вания, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и рас­поряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распо­ряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Россия также вступает в валютные отношения с други­ми государствами или международными организациями. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внешние источники в следующих фор­мах: государственные займы, осуществляемые в иностран­ной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Рос­сийской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, при­влеченные Российской Федерацией (ст. 94 Б К).

Государство выступает субъектом валютных правоот­ношений не только как единое целое (Россия), но и как его части (субъекты РФ). Российские регионы участвуют в валютных отношениях и при реструктуризации обяза­тельств субъектов РФ перед федеральным бюджетом, обра­зовавшихся в результате переоформления в обязательства субъектов РФ обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед федеральным бюджетом в ино­странной валюте по договорам, обеспеченным гарантиями субъектов РФ и заключенным в связи с привлечением Рос­сийской Федерацией целевых иностранных кредитов или предоставлением государственных кредитов (ссуд) в ино­странной валюте;

б) федеральные органы исполнительной власти. Прак­тически все федеральные органы исполнительной власти участвуют в валютных отношениях.

Согласно ст. 15 Федерального конституционного зако­на от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Рос­сийской Федерации» Минфин России является федераль­ным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджет­ной, налоговой и валютной политики, промышленной по­литики при добыче, производстве и переработке драгоцен­ных металлов и драгоценных камней и координирующим деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет права и функции по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы ва­лютного контроля.

Основными функциями Росфинмониторинга являют­ся: 1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законо­дательства, привлечение к ответственности лиц, допустив­ших нарушение этого законодательства; 2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежны­ми средствами или иным имуществом, подлежащих кон­тролю; 3) проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом; 4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализа­цией (отмыванием) доходов, полученных преступным пу­тем, или финансированием терроризма; 5) осуществление контроля за операциями (сделками) с денежными средст­вами или иным имуществом; 6) ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутст­вуют надзорные органы;

в) органы и агенты валютного контроля. Налоговые органы являются субъектами валютных правоотношений при привлечении к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Таможенные ор­ганы участвуют в осуществлении валютного контроля и др. В частности, Росфиннадзор является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а так­же функции органа валютного контроля. В сфере валютно-финансовых отношений Росфиннадзор: осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерези­дентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об администра­тивных правонарушениях; осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

г) ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» ЦБ РФ в сфере валютно-финансовых отношений вы­полняет следующие функции: организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; определяет порядок осуществления расчетов с международными орга­низациями, иностранными государствами, а также с юриди­ческими и физическими лицами; устанавливает и публику­ет официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации прове­дения операций по покупке и продаже иностранной валю­ты; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв раз­решений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются разви­тием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, бан­ковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

ЦБ РФ представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностран­ных государств, а также в международных организациях.

ЦБ РФ также является самостоятельным участником ва­лютных отношений при проведении валютных интервенций;

д)муниципальные образования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых настоящим Законом и приня­тыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К примеру, ст. 90 БК регламентирует муниципальные заимствования. Это — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обя­зательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выражен­ные в валюте обязательств;

е) иные специальные субъекты. Перечень «иных» субъ­ектов правоотношений чрезвычайно разнообразен. В их числе:

— межбанковские валютные биржи — специализирован­ные биржи, имеющие лицензии ЦБ РФ на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты и прове­дение расчетов по заключенным на них сделкам;

— уполномоченные банки — кредитные организации, соз­данные в соответствии с законодательством РФ и имею­щие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностран­ных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Банки также осуществляют функции агентов валютного контроля. В финансово-валютных отношениях участвуют сотрудники уполномоченных банков (к примеру, ответст­венные лица при оформлении паспорта сделки);

— «экзотические» субъекты[2]. Так, Указанием ЦБ РФ от 22.06.2005 № 1584-У к категории специфических субъ­ектов отнесены: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства на территориях иностранных государств, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление инфор­мации при проведении финансовых операций, в том чис­ле временно находящиеся за пределами офшорной зоны; б) юридические лица, учрежденные на территории офшор­ной зоны; в) обособленные подразделения юридического лица с местом нахождения на территории офшорной зоны, не имеющие статуса юридического лица; г) находящиеся за пределами офшорной зоны филиалы и представительства резидентов офшорных зон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: