Тема 9. «ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ».
Понятие и основные направления валютно-финансовых отношений.
Субъекты валютно-финансовых правоотношений.
Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.
Понятие и основные направления валютно-финансовых отношений.
Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.
В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.
В России выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования.
1. Регулирование конвертации валюты ( валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты ). Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.
2. Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относится большинство экспортно-импортных операций; в этой области валютное регулирование «переплетено» с таможенным и налоговым.
3. Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком исполнения более 180 дней
4. Валютный контроль. Целью данного вида контроля является обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте. Организация валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков.
Таким образом, под финансово-правовое регулирование в России подпадают практически все группы валютных правоотношений.
Субъекты валютно-финансовых правоотношений.
Практически в каждой стране различают общих и специальных субъектов валютно-финансовых правоотношений.
В качестве общих субъектов валютных правоотношений называют «резидентов» и «нерезидентов». Практически все государства используют один подход к их определению (различия только в нюансах).
В Российской Федерации резидентами с читаются:
а) граждане Российской Федерации[1], за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом (на основании вида на жительство);
б) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации (на основании вида на жительство);
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — российских юридических лиц;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом, а также постоянные представительства РФ при международных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.
Нерезидентами в России считаются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) иностранные юридические лица;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные структурные подразделения нерезидентов — иностранных организаций;
ж) некоторые иные лица (ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Специальные субъекты валютных правоотношений чрезвычайно разнообразны. В России многие лица могут быть как общими, так и специальными субъектами — в зависимости от того, в каком качестве они выступает в валютных правоотношениях.
Специальными субъектами являются:
а) государство (Российская Федерация и субъекты РФ). Российская Федерация обладает компетенцией в области валютного регулирования, закрепленной в Конституции РФ, Федеральных законах «О валютном регулировании и валютном контроле», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др. В частности, Российская Федерация устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Россия также вступает в валютные отношения с другими государствами или международными организациями. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 Б К).
Государство выступает субъектом валютных правоотношений не только как единое целое (Россия), но и как его части (субъекты РФ). Российские регионы участвуют в валютных отношениях и при реструктуризации обязательств субъектов РФ перед федеральным бюджетом, образовавшихся в результате переоформления в обязательства субъектов РФ обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед федеральным бюджетом в иностранной валюте по договорам, обеспеченным гарантиями субъектов РФ и заключенным в связи с привлечением Российской Федерацией целевых иностранных кредитов или предоставлением государственных кредитов (ссуд) в иностранной валюте;
б) федеральные органы исполнительной власти. Практически все федеральные органы исполнительной власти участвуют в валютных отношениях.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирующим деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет права и функции по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.
Основными функциями Росфинмониторинга являются: 1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; 2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; 3) проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом; 4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; 5) осуществление контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; 6) ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
в) органы и агенты валютного контроля. Налоговые органы являются субъектами валютных правоотношений при привлечении к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Таможенные органы участвуют в осуществлении валютного контроля и др. В частности, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В сфере валютно-финансовых отношений Росфиннадзор: осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
г) ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ в сфере валютно-финансовых отношений выполняет следующие функции: организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
ЦБ РФ представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных организациях.
ЦБ РФ также является самостоятельным участником валютных отношений при проведении валютных интервенций;
д)муниципальные образования. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К примеру, ст. 90 БК регламентирует муниципальные заимствования. Это — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств;
е) иные специальные субъекты. Перечень «иных» субъектов правоотношений чрезвычайно разнообразен. В их числе:
— межбанковские валютные биржи — специализированные биржи, имеющие лицензии ЦБ РФ на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты и проведение расчетов по заключенным на них сделкам;
— уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Банки также осуществляют функции агентов валютного контроля. В финансово-валютных отношениях участвуют сотрудники уполномоченных банков (к примеру, ответственные лица при оформлении паспорта сделки);
— «экзотические» субъекты[2]. Так, Указанием ЦБ РФ от 22.06.2005 № 1584-У к категории специфических субъектов отнесены: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства на территориях иностранных государств, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, в том числе временно находящиеся за пределами офшорной зоны; б) юридические лица, учрежденные на территории офшорной зоны; в) обособленные подразделения юридического лица с местом нахождения на территории офшорной зоны, не имеющие статуса юридического лица; г) находящиеся за пределами офшорной зоны филиалы и представительства резидентов офшорных зон.