Каждое государство осуществляет валютный контроль, регулируемый, главным образом, нормами финансового права. Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями национального законодательства.
Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля, которые определяются национальным законодательством. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.
В каждой стране различают органов и агентов валютного контроля.
Органами валютного контроля являются государственные органы в соответствии с компетенцией, установленной национальным законодательством.
В Российской Федерации органами валютного контроля являются: а) ЦБ РФ; б) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.
Функции органов валютного контроля в России осуществляют: Минфин России, Росфиннадзор, Росфинмонито- ринг.
Агенты валютного контроля — организации, которые в соответствии с национальным законодательством наделены определенными полномочиями в сфере валютного контроля.
В России агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ; обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.
Российская государственная пробирная палата правомочна осуществлять пробирный надзор, в том числе государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, государственный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов и контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории РФ (см. Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 12.12.2005 № 327).
Резиденты и нерезиденты, совершающие валютные операции, обязаны представлять агенту валютного контроля необходимую информацию и документы в целях исполнения требований валютного законодательства.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
2) применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством РФ;
2) для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
[1] Для целей валютных правоотношений российские предприниматели считаются резидентами — гражданами Российской Федерации.
[2] См.: Петченко М. А. Международно-правовое регулирование деятельности офшорных финансовых центров // Юрист-международник. 2006. № 2; Ушаков Д. Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юристъ, 2002; Матусевич А. П. Офшоры развивающихся стран. М.: Спутник+, 2004; и др.