Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.




Каждое государство осуществляет валютный контроль, регулируемый, главным образом, нормами финансового права. Основными направлениями валютного контроля яв­ляются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству го­сударства и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);

б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;

в) проверка полноты и достоверности учета и отчетно­сти по валютным операциям в соответствии с требования­ми национального законодательства.

Валютный контроль осуществляется органами и аген­тами валютного контроля, которые определяются нацио­нальным законодательством. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным зако­ном «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

В каждой стране различают органов и агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля являются государствен­ные органы в соответствии с компетенцией, установленной национальным законодательством.

В Российской Федерации органами валютного контроля являются: а) ЦБ РФ; б) федеральные органы исполнитель­ной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций кре­дитными организациями, а также валютными биржами осу­ществляет ЦБ РФ.

Функции органов валютного контроля в России осуще­ствляют: Минфин России, Росфиннадзор, Росфинмонито- ринг.

Агенты валютного контроля — организации, которые в соответствии с национальным законодательством наде­лены определенными полномочиями в сфере валютного контроля.

В России агентами валютного контроля являются упол­номоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической дея­тельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполни­тельной власти по рынку ценных бумаг, таможенные орга­ны и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кре­дитными организациями, а также валютными биржами осу­ществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющими­ся кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами ва­лютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятель­ности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ; обеспечива­ет взаимодействие не являющихся уполномоченными бан­ками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими орга­нами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполне­ния ими функций агентов валютного контроля информа­цию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Российская государственная пробирная палата право­мочна осуществлять пробирный надзор, в том числе государ­ственный контроль за производством, извлечением, перера­боткой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, государст­венный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов и контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства РФ о противодействии ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории РФ (см. Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федера­ции, утв. приказом Минфина России от 12.12.2005 № 327).

Резиденты и нерезиденты, совершающие валютные опе­рации, обязаны представлять агенту валютного контроля необходимую информацию и документы в целях исполне­ния требований валютного законодательства.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нере­зидентами актов валютного законодательства и актов орга­нов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нере­зидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, от­крытием и ведением счетов. Обязательный срок для пред­ставления документов по запросам органов и агентов ва­лютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов ор­ганов валютного регулирования;

2) применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютно­го регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осущест­влении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительст­вом РФ;

2) для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля инфор­мацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодатель­ства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательст­вом РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномо­чий.

 


[1] Для целей валютных правоотношений российские предпринимате­ли считаются резидентами — гражданами Российской Федерации.

[2] См.: Петченко М. А. Международно-правовое регулирование дея­тельности офшорных финансовых центров // Юрист-международник. 2006. № 2; Ушаков Д. Л. Офшорные зоны в практике российских налого­плательщиков. М.: Юристъ, 2002; Матусевич А. П. Офшоры развиваю­щихся стран. М.: Спутник+, 2004; и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: