Сводка статистических данных
Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Таким образом, статистическая сводка - это систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов.
Статистическая сводка в широком ее понимании предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц и графиков.
Вся работа по сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:
1. Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования.
2. Формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп и величины интервала.
3. Осуществление технической стороны сводки, т.е. проверка полноты и качества собранного материала, подсчет различных итогов и исчисление необходимых показателей для характеристики всей совокупности и ее частей.
Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе.
Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным. В настоящее время сокращается общегосударственная и отраслевая отчетность, а объем и разнообразие данных, связанных с рынком и коммерческой деятельностью в самих предприятиях, возрастают. Таким образом, соотношение в способах систематизации информации складывается в пользу децентрализованной сводки.
Понятие статистической группировки. Виды группировок
В процессе сводки исходная информация систематизируется, образуются отдельные статистические совокупности, т.е. осуществляется статистическая группировка.
Группировка - это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку, или объединение изучаемых единиц в группы по существенным для них признакам. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называется группировочным признаком.
Содержание и приемы группировок многообразны. Соответственно существуют различные виды группировок:
Типологическая группировка
Типологическая группировка решает задачу выявления и образования социально-экономических типов явлений. Например, группировка предприятий по формам собственности, разделение по социальным группам, по половозрастному признаку, выделение типов хозяйств и т.д.
Пример 1. Распределение промышленной продукции предприятий различных форм хозяйствования в 1996г.
Группы предприятий по форме хозяйствования | Объем промышленной продукции, млрд.руб. | В % к итогу |
государственные | 405,0 | 89,20 |
арендные | 19,0 | 4,19 |
кооперативные | 30,0 | 6,61 |
ИТОГО | 454,0 |
2. Структурная группировка
Структурная группировка дает возможность описать и изучить составные части, строение совокупности. Например, состав населения города по полу, возрасту, роду занятий.
Сопоставление данных структурной группировки по времени дает представление о структурных сдвигах (изменениях).
Пример 2. Группировка торговых предприятий по объему товарооборота.
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. | Число магазинов, % | |
1996г | 1997г | |
До 1700 | ||
1700-2000 | ||
2000-3000 | ||
3000-4200 | ||
Свыше 4200 | ||
ИТОГО |
Можно сделать вывод, что произошло увеличение доли крупных магазинов.
Аналитическая группировка
Аналитическая группировка позволяет оценить связи между взаимодействующими признаками.
В коммерческой деятельности встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками: стаж работы и квалификация работника, производительность труда и заработная плата, квалификация и производительность труда и т.д.
Пример 3. Взаимосвязь качества продукции и стажа работника.
Стаж работника (лет) | Доля стандартной продукции, % |
До 3 | |
3-5 | |
5-7 | |
7-9 | |
Свыше 9 |
Сведения группировки позволяют сделать вывод о том, что работники с большим стажем выпускают более качественную продукцию.
Территориальная группировка
Здесь распределение сводных статистических данных происходит по экономико-географическому или административно-территориальному признаку. Например, выпуск промышленной продукции по областям РФ.
Комбинированная группировка
Комбинированной группировкой называется образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании.
Пример 4.
Типологическая группировка | Структурная группировка | Территориальная группировка |
Распределение предприятий по организационно-правовым формам | По объему производства (млрд.руб.) | По месту функционирования |
Например, акционерные общества, общества открытого типа и т.д. | Например, до 40 40-60 60-80 80-100 Свыше 100 | Например, Волгоградская область, Дагестан, Ульяновская область и т.д. |