Комбинированная группировка




Сводка статистических данных

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Таким образом, статистическая сводка - это систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов.

Статистическая сводка в широком ее понимании предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц и графиков.

Вся работа по сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:

1. Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования.

2. Формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп и величины интервала.

3. Осуществление технической стороны сводки, т.е. проверка полноты и качества собранного материала, подсчет различных итогов и исчисление необходимых показателей для характеристики всей совокупности и ее частей.

Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе.

Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным. В настоящее время сокращается общегосударственная и отраслевая отчетность, а объем и разнообразие данных, связанных с рынком и коммерческой деятельностью в самих предприятиях, возрастают. Таким образом, соотношение в способах систематизации информации складывается в пользу децентрализованной сводки.

 

Понятие статистической группировки. Виды группировок

В процессе сводки исходная информация систематизируется, образуются отдельные статистические совокупности, т.е. осуществляется статистическая группировка.

Группировка - это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку, или объединение изучаемых единиц в группы по существенным для них признакам. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называется группировочным признаком.

Содержание и приемы группировок многообразны. Соответственно существуют различные виды группировок:

Типологическая группировка

Типологическая группировка решает задачу выявления и образования социально-экономических типов явлений. Например, группировка предприятий по формам собственности, разделение по социальным группам, по половозрастному признаку, выделение типов хозяйств и т.д.


 

Пример 1. Распределение промышленной продукции предприятий различных форм хозяйствования в 1996г.

Группы предприятий по форме хозяйствования Объем промышленной продукции, млрд.руб. В % к итогу
государственные 405,0 89,20
арендные 19,0 4,19
кооперативные 30,0 6,61
ИТОГО 454,0  

2. Структурная группировка

Структурная группировка дает возможность описать и изучить составные части, строение совокупности. Например, состав населения города по полу, возрасту, роду занятий.

Сопоставление данных структурной группировки по времени дает представление о структурных сдвигах (изменениях).

Пример 2. Группировка торговых предприятий по объему товарооборота.

Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. Число магазинов, %
1996г 1997г
До 1700    
1700-2000    
2000-3000    
3000-4200    
Свыше 4200    
ИТОГО    

Можно сделать вывод, что произошло увеличение доли крупных магазинов.

Аналитическая группировка

Аналитическая группировка позволяет оценить связи между взаимодействующими признаками.

В коммерческой деятельности встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками: стаж работы и квалификация работника, производительность труда и заработная плата, квалификация и производительность труда и т.д.


Пример 3. Взаимосвязь качества продукции и стажа работника.

Стаж работника (лет) Доля стандартной продукции, %
До 3  
3-5  
5-7  
7-9  
Свыше 9  

Сведения группировки позволяют сделать вывод о том, что работники с большим стажем выпускают более качественную продукцию.

Территориальная группировка

Здесь распределение сводных статистических данных происходит по экономико-географическому или административно-территориальному признаку. Например, выпуск промышленной продукции по областям РФ.

Комбинированная группировка

Комбинированной группировкой называется образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании.

Пример 4.

Типологическая группировка Структурная группировка Территориальная группировка
Распределение предприятий по организационно-правовым формам По объему производства (млрд.руб.) По месту функционирования
Например, акционерные общества, общества открытого типа и т.д.   Например, до 40 40-60 60-80 80-100 Свыше 100 Например, Волгоградская область, Дагестан, Ульяновская область и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: